Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая -.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

    Финансовая  база местных органов власти –  их бюджеты. Предоставленные этим органам  бюджетные и имущественные права  дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении:

    • формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
    • распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
    • контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

    Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач  – в первую очередь в распределении  общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

    В местный бюджет после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах, в полном объеме поступают  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

    В местный бюджет поступают: ассигнования на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих  увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местный бюджет в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

    До  разграничения государственной  собственности на землю в местные бюджеты в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.

    В бюджеты муниципального района зачисляются  налоговые доходы от следующих местных налогов:

    • земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%;
    • налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, - по нормативу 100%.

    В бюджеты муниципального района зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    • налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%;
    • единого налога на вменный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%;
    • единого сельскохозяйственного налога – по нормативу – 30%;
    • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100%;
    • за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

    В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

    Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

    В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду, – по нормативу 40%.

    В бюджеты городских округов и  муниципальных районов, городов  федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга подлежат зачислению сборы  за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, - по нормативу 100%.

    В бюджет муниципального района до разграничения  государственной собственности  на землю поступают доходы от продажи  и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, - по нормативу 100%.

    Согласно  пункту 1. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области к собственным доходам местного бюджета Уржумского муниципального района относятся:

  1. средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  2. доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  3. доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  4. доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  5. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  6. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности Уржумского муниципального района;
  7. часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами районной Думы Уржумского муниципального района, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  8. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  9. добровольные пожертвования;
  10. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Кировской области и решениями органов местного самоуправления Уржумского муниципального района.

    Согласно  пункту 2. статьи 54 Устава Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области в доход местного бюджета Уржумского муниципального района зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Кировской области, в соответствии со статьей 63 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

    Органы  местного самоуправления вправе определять порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов и сборов, региональных налогов и сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

    Доходную  часть Муниципального образования  Уржумский муниципальный район Кировской области за 2007-2009 годы характеризуют данные  Таблицы 1.

Таблица 1. Доходы Муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области за 2007-2009 годы (руб.) 

Наименование показателя Исполнено бюджет Уржумского муниципального района
2007 год

  сумма

в % 2008 год

  сумма

в % 2009 год

  сумма

в %
1 2 3 4 5 6 7
Доходы  бюджета – Всего 313 877 463,02 100 512 154 687,00 100 459 856 307,95 100
Налоговые и неналоговые  доходы 38 923 515,67 12,40 106 422 189,01 20,78 73 189 668,46 15,92
Налоги  на прибыль, доходы физических лиц 26 768 077,37 8,53 91 167 594,35 17,80 35 177 271,26 7,65
Налоги  на совокупный доход 4 840 624,32 1,54 4 612 751,02 0,90 5 206 178,54 1,13
Налоги  на имущество 2 090 073,75 0,66 2 160 844,02 0,42 2 969 722,44 0,65
Государственная пошлина, сборы 1 780 674,18 0,56 2 294 169,27 0,45 2 039 649,65 0,44
1 2 3 4 5 6 7
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам - 19 312,82 -0,01 - 89 201,68 -0,02 - 64 769,01 -0,01
Доходы  от использования имущества 2 797 907,59 0,89 3 443 547,52 0,68 3 767 360,04 0,82
Платежи при пользовании природными ресурсами 583 101,54 0,19 425 324,38 0,08 584 357,08 0,13
Доходы  от оказания платных услуг 9 850,00 0,01 407 566,50 0,08 20 993 326,77 4,57
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 2 850,00 0,01 70 991,51 0,01 1 090 902,36 0,23
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 1 412 861,61 0,45 1 988 863,94 0,40 2 342 194,50 0,51
Прочие  неналоговые доходы 33 318,32 0,01 - 18 137,82 -0,01 71 104,80 0,01
Возврат остатков субсидий и субвенций -1 376 510,19 -0,44 - 42 124,00 -0,01 - 987 629,97 -0,21
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной  системы РФ в т.ч. 260 400 175,48 82,96 387 683 012,26 75,70 386 666 639,49 84,08
дотации 70 056 670,00 22,32 7 408 000,00 1,45 52 459 000,00 11,41
субсидии 79 699 282,98 25,39 240 248 159,73 46,91 156 258 123,90 33,98
субвенции 110 644 222,50 35,25 137 562 352,53 26,86 176 796 644,59 38,44
Иные  межбюджетные трансферты х х 2 464 500,00 0,48 1 152 871,00 0,25
Доходы  от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности 14 553 771,87 4,64 18 049 485,73 3,52 х х
 

    Исходя  из данных Таблицы 1. видно, что основную долю доходной части бюджета Уржумского муниципального района составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

    Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

    Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

    Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Трансферты выделяются территориальными бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

    Если  в 2007 году процент распределения  между субвенциями, субсидиями и  дотациями был примерно равным, то в 2008 и 2009 годах наблюдается тенденция  снижения выделения Уржумскому муниципальному району дотаций (1,45 % - в 2008 году; 11,41 % - в 2009 году). Это свидетельствует о том, что источниками средств на покрытие текущих нужд местных бюджетов все больше становятся собственные доходы.

    Растет  размер безвозмездных перечислений выделяемых местному бюджету в виде субвенций (110 644 222,50 руб. – в 2007 году;                      137 562 352,53 руб. – в 2008 году; 176 796 644,59 руб. – в 2009 году), основную долю расходов занимает субвенция «Госстандарт образования», направленная на покрытие расходов в части заработной платы работникам образования.

    Размер  собственных (налоговых и неналоговых) доходов Уржумского муниципального района крайне мал (12,40 % - в 2007 году; 20,78 % - в 2008 году; 15,92 % - в 2009 году). Анализируя данные таблицы 1. за три года можно  выявить тенденцию роста поступления доходов от следующих источников:

    - налога на совокупный доход  – на 365 554,24 руб.;

    - доходов от использования имущества  – на 969 452,45 руб.;

    - доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 1 088 052,6 руб.;

    - штрафов, санкции, возмещение ущерба – на 929 332,89 руб.

Информация о работе Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета