Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Работа содержит 1 файл

курсовая -.doc

— 329.00 Кб (Скачать)
  1. Бюджет  и бюджетная система
    1. Экономическая сущность и содержание бюджета.

    В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии. Осуществления социальных мероприятий, реализации экономических  задач, то есть для выполнения государством возложенных на него функций.

    Государственный бюджет как основной финансовый план государства дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

    В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет – категория, свойственная различным отношениям. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

    Бюджет  выполняет следующие функции:

    • перераспределение ВВП;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
    • контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Распределительная функция бюджета – основная. Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых страх через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

    Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1. образование доходов бюджета;
    2. использование бюджетных средств – расходы бюджета.

    Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства  с налогоплательщиками.

    Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и другое. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

    Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

    Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в  странах с высоким уровнем  жизни основой налоговых доходов  являются доходы с физических лиц, а  в странах с низким уровнем  жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

    Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

    Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

    Одновременно  с распределительной действует  контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. 

    1. Бюджетное устройство и бюджетная система.

    Форма государственного устройства страны, действующие основные законодательные акты, роль бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах определяют основы бюджетного устройства.

    Бюджетное устройство в свою очередь определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

    Главное звено финансовой системы государства – бюджетная система. Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

    Построение  бюджетной системы также зависит  от формы государственного и административного  устройства страны.

    Основы  бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

    В соответствии с Конституцией РФ и  Бюджетным кодексом РФ бюджетная  система Российской Федерации состоит  из трех уровней:

    - федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

    - бюджетов субъектов РФ (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

    - местных бюджетов.

    Бюджетная система РФ включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

    Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  Федерации не включаются в федеральный  бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

    Схема консолидированного бюджета РФ представлена на рис.1.

    Принципы  функционирования бюджетной системы  РФ следующие:

    • единство бюджетной системы;
    • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
    • самостоятельность бюджетов разных уровней;
    • полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированность бюджета;
    • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
    • общее покрытие расходов бюджета;
    • гласность;
    • достоверность бюджета;
    • адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

    Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

    Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

    Принцип самостоятельности  всех бюджетов – один из важнейших и означает:

    - право законодательных (представительных  органов) государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

    - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    - законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по  формированию доходов соответствующих  бюджетов;

    - право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

    - право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

    - недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов.

    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

    Принцип сбалансированности бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Сравнение доходной и расходной части муниципального бюджета