Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и прогноз на 2009-2010гг сравнить его Государственным бюджетом за 2007 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода 9
3. Финансовое обеспечение социальной политики 11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли 12
5. Структура государственного бюджета в странах рыночной экономики14
6. Бюджетная классификация 17
7. Государственные доходы 20
8. Государственные расходы 22
9. Бюджетное устройство и бюджетная система стран24
рыночной экономики
10. Бюджетный процесс 26
11.Заключение 27
12.Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. Экономика и предпринимательство в СКСИТ .doc

— 126.00 Кб (Скачать)

После Второй мировой войны процесс  централизации бюджетной системы  во всех государствах резко усилился. Существенно возрос удельный вес  государственного бюджета в общем объеме ресурсов бюджетной системы (в США -- более 50 %, в Великобритании -- более 70 %).

В государственный  бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость (в США НДС не применяется), таможенные пошлины, доход от государственных займов, выпускаемых центральным правительством.

По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция: увеличение удельного веса в общей  сумме расходов бюджетной системы  местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. В 1960 - 1970 гг. во всех западных странах произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов.

В Великобритании (1973 - 1975 гг.) была проведена реформа мелких органов власти, в результате которой была введена двухзвенная система управления местными органами (деление на графства и округа); были упразднены мелкие административные единицы (сельские округа и приходы). Это вызвало сокращение числа местных бюджетов и увеличение их объема. Финансовые взаимоотношения центральных и местных органов стали более тесными, усилились регулирующая роль местных финансов и их воздействие на процесс воспроизводства и сферу социальных отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс -- регламентированный законодательством  порядок создания, рассмотрения, утверждения  бюджетов, их исполнение и контроль над их исполнением, утверждение  счетов об исполнении бюджетов, которые  входят в бюджетную систему Украины.

Бюджетный процесс состоит из трех стадий:

1) планирование, составление проекта бюджета  представляет собой деятельность  по разработке плана документов (проекта бюджета) либо принятию  соответствующих правовых актов; 

2) рассмотрение  и утверждение начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховный совет или местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо Решением сессии Местного совета на планируемый год;

3) исполнение  и составление отчета об исполнении начинается с 1 января планируемого года и завершается утверждением отчета об исполнении бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Бюджетной системой государства является совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство страны определяется её государственным устройством.

Принципами  построения бюджетной системы являются следующие:

1) принцип  обязательного облечения бюджета  в форму правового акта, принимаемого  представительным органом власти;

2) принцип  полноты, то есть все доходы  и расходы должны быть представлены  в полном объёме;

3) принцип  единства бюджета, который выражается в применении единой классификации доходов и расходов бюджетов разных уровней и единообразии бюджетной документации;

4) принцип  ежегодного утверждения бюджета  на один финансовый год;

5) принцип  бюджетного равновесия, то есть  сбалансированности доходной и расходной частей бюджета.

Федеральный бюджет обеспечивает осуществление  государственной политики в области  экономики, социальных задач и на международной арене, где Россия выступает в качестве партнёра по экспорту и импорту товаров.

Бюджет субъекта Российской Федерации является основой финансовой системы субъекта, в которой объединяются его доходы и расходы.

Таким образом, бюджет следует рассматривать  в качестве правового акта, который  представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, субъекта федерации или местного самоуправления, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Государственный бюджет, утвержденный правительством Российской Федерации на 2007год и на период до 2010 года является продуманным, тщательно проработанным правовым актом, который во многом соответствует предложенной программе президента страны на ближайшие годы.

Именно  бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Финансы  и кредит: Учебник / Под ред.  проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 575 с.

2. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В.Ковалёва. - М.: ООО "ТК Велби", 2003. - 512 с.

3. Шелопаев  Ф.М. Финансы, денежное обращение  и кредит: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 278 с.

4. Федеральный  закон “О федеральном бюджете на 2007 год.” от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ

5. Федеральный  закон “О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ 

6. Заключение  Счетной палаты Российской Федерации  на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»

7. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26 апреля 2007 г.)

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета