Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и прогноз на 2009-2010гг сравнить его Государственным бюджетом за 2007 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода 9
3. Финансовое обеспечение социальной политики 11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли 12
5. Структура государственного бюджета в странах рыночной экономики14
6. Бюджетная классификация 17
7. Государственные доходы 20
8. Государственные расходы 22
9. Бюджетное устройство и бюджетная система стран24
рыночной экономики
10. Бюджетный процесс 26
11.Заключение 27
12.Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. Экономика и предпринимательство в СКСИТ .doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Финансовое  обеспечение социальной политики

Трудовые  ресурсы -- один из основных факторов производства. Научно-техническая революция резко  повысила роль человеческого фактора, превратила его в основную движущую силу развития. Современный уровень развития производительных сил потребовал нового подхода к его главному элементу -- производственному процессу. Быстрые темпы научно-технического прогресса выдвигают все более высокие требования к качеству рабочей силы, к ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Происходит ориентация на более полное удовлетворение потребностей трудящихся масс, так как на основе их трудоспособности, личностного развития создается потенциал общественного производства.

Через государственный бюджет и другие звенья бюджетной системы страны рыночной экономики осуществляют свою социальную политику, вмешательство в сферу социальных отношений, финансируя важнейшие элементы в социальной области:

1) просвещение  (начальное и среднее образование,  а также профессиональную переподготовку кадров);

2) здравоохранение;

3) социальное  обеспечение. 

Значительная  часть расходов на социальные нужды  проходит по местным бюджетам, а  в федеративных государствах также  по бюджетам членов федерации. В развитых государствах на эти цели затрачивается от 30 до 40 % бюджетных средств.  
 
 
 
 
 
 

Роль  бюджета в обеспечении  монопольной прибыли

Высокие сверхприбыли через государственный  бюджет обеспечиваются монополиями  различными путями. Главным является система государственных закупок и заказов, т. е. система государственного потребления. Цены на приобретаемые государственные товары, значительную часть которых составляет военная продукция, включают высокую монопольную прибыль. Использование бюджета как источника высоких сверхприбылей приводит к острой борьбе между военно-промышленными монополиями, стремящимися включить в бюджет наиболее выгодные для них стратегические программы, ведущие к производству новых типов и систем оружия и к получению новых огромных прибылей.

Бюджет  обеспечивает финансовой олигархии значительную прибыль и по линии государственного кредита.

Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики.

Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Буржуазия, борясь за власть и стремясь подчинить  своим целям правительство, выдвинула  специальные принципы построения бюджета, которые используются и в настоящее время. Важнейшие из них: единство бюджета, его полнота, реальность и гласность.

Принцип единства бюджета означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов  и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа -- установление более эффективного контроля над финансовыми ресурсами государства.

Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку  по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет  вести контроль над отчетностью  по исполненным расходам.

Принцип реальности или правдивости бюджета предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств. Принцип гласности обязывает правительство публиковать бюджет. Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля находят своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм -- это совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством  маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрирование возможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него оказывают  задачи, решаемые обществом на том  или ином этапе развития. Меняются задачи -- должен изменяться и бюджетный механизм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура государственного бюджета  в странах рыночной экономики

В каждой стране структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера  административной системы, структурных особенностей экономики и других факторов.

США

Организационное устройство государства -- федеративное. Федеральный бюджет устроен по принципу “полного” бюджета и состоит  из двух частей: собственно правительственного бюджета (федеральных фондов) и доверительных фондов.

Собственно  правительственный бюджет охватывает и финансирует общенародные программы, которые связаны с политическими, экономическими и социальными функциями  государства. Расходы бюджета используются на: военные цели (занимающие центральное место), аппарат управления, экономические, внешнеэкономические, внешнеполитические и социальные нужды, выплату процентов по федеральному долгу.

Доходная  часть бюджета в основном формируется  за счёт налогов.

Федеральные фонды составляют около 70 процентов всего федерального бюджета. На них приходится вся сумма бюджетного дефицита.

Вторая  часть федерального бюджета -- доверительные  фонды, которые носят целевой  характер. Их деятельность связана  с отдельными видами государственной  производственной инфраструктуры (содержание и строительство автодорог, железных дорог, портов, аэропортов, электростанций и др.). Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования, которые охватывают различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Фонды социального страхования в частном  секторе создаются за счёт взносов  работающих и предпринимателей, а  для государственных служащих -- из взносов самих служащих и федерального правительства.

Объём доверительных фондов систематически возрастает. Эти фонды, как правило, имеют положительное сальдо. За счёт этого остатка дефицит федерального бюджета обычно показывается в заниженном размере.

Великобритания

Государственный бюджет состоит из двух частей: из обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет предназначен для финансирования текущих затрат государства. Его  расходы подразделяются на расходы, ежегодно утверждённые парламентом, и  консолидированный фонд постоянных затрат.

К ежегодно утверждённым относят затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам, на управление.

Расходы консолидированного фонда не рассматриваются  парламентом, к ним относят: выплаты  по государственному долгу (они передаются в фонд займов и выплачиваются из него), взносы в бюджет и другие фонды ЕЭС, расходы по “цивилизованному листу” (содержание королевы и двора).

Доходная  часть бюджета в основном формируется  за счёт налоговых поступлений (свыше 90 %). Удельный вес прямых и косвенных  налогов примерно равный. Обычные бюджеты чаще всего дефицитны и “покрываются” ссудой из национального фонда займов.

Национальный  фонда займов представляет собой  бюджет капиталовложений. Из него осуществляются платежи по государственному долгу, выдаются долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Доходы  формируются за счёт следующих поступлений: процентов по долгосрочным кредитам, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступивших из обычного бюджета  при образовании положительного сальдо.

Франция

Во Франции  центральный бюджет содержит три части: обычный общий (государственный) бюджет, присоединённые бюджеты различных государственных организаций, специальные счета казначейства.

Центральный бюджет подразделяется на два вида операций: на операции окончательного характера -- безотзывное финансирование, на которое приходится около 90 % всех бюджетных средств, и взаимного характера -- кредиты.

На долю общего бюджета приходится более 70 % средств центрального бюджета. Общий  бюджет в своей расходной части  делится на функциональный и институционный (ведомственный). Первый группирует расходы по их функциям (содержание административных служб, обслуживание государственного долга, капиталовложения, затраты, сопутствующие капитальным вложениям, трансферты и расходы подразделяются на текущие и капитальные). Институционный бюджет группирует расходы по ведомствам, исполняющим бюджет, и направляет их на оборону, уплату процентов и погашение государственного долга, оказание помощи развивающимся странам и т. д.

Основными видами доходов общего бюджета являются прямые и косвенные налоги и поступления от предпринимательской деятельности государства. Около 40 % всех налоговых поступлений дают индивидуальный подоходный налог и налог на прибыль корпораций.

Присоединённые  бюджеты введены для организаций, не имеющих статуса юридического лица, но осуществляющих торгово-промышленную деятельность и обладающих финансовой автономией (бюджеты почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора и т. д.).

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды (инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства).

Центральный бюджет хронически дефицитен, однако значительная часть дефицита приходится на присоединённые бюджеты и специальные счета  казначейства.

В разных государствах начало бюджетного года различно. Так, во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Голландии, Швейцарии оно  совпадает с календарным годом. В Великобритании, Японии. Канаде бюджетный  год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта, в Швеции, Норвегии -- с 1 июля по 30 июня, в США -- с 1 октября по 30 сентября. Это объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов.

Льготный  срок -- время, предоставляемое для  завершения финансирования отдельных объектов, закрытия финансовых счетов.

Этот  период колеблется по странам от одного до пяти месяцев. В течение этого  времени правительство имеет  право производить финансирование за счет средств, предусмотренных по уже закончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разрешений. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается фактический период исполнения бюджета с добавлением льготного срока.

Бюджетная классификация

Бюджеты всех уровней исполняются и формируются согласно бюджетной классификации. Правильно построенная, она раскрывает классовый характер бюджета, позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

Бюджетная классификация -- это единая международная система функционального объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства по формированию денежных средств и их использованию.

В мировой  практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: министериальная (ведомственная), предметная (отраслевая), экономическая, смешанная (комбинированная).

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета