Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации, также рассмотреть Государственный бюджет Российской Федерации на 2008 год и прогноз на 2009-2010гг сравнить его Государственным бюджетом за 2007 год; на основе проведенной работы сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета 5
2. Роль бюджета в перераспределении национального дохода 9
3. Финансовое обеспечение социальной политики 11
4. Роль бюджета в обеспечении монопольной прибыли 12
5. Структура государственного бюджета в странах рыночной экономики14
6. Бюджетная классификация 17
7. Государственные доходы 20
8. Государственные расходы 22
9. Бюджетное устройство и бюджетная система стран24
рыночной экономики
10. Бюджетный процесс 26
11.Заключение 27
12.Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Контр.раб. Экономика и предпринимательство в СКСИТ .doc

— 126.00 Кб (Скачать)

При министериальной классификации расходы группируются по министерствам (ведомствам), а затем внутри министерств разносятся по управлениям, отделам, секторам и другим административным подразделениям. Такая классификация позволяет скрывать подлинное направление ассигнуемых средств, характер расходов.

В случае Предметной классификации расходы  распределяются по отраслям хозяйства  и управления. Они делятся на разделы, параграфы, соответствующие их отраслевому  характеру (например, просвещение: школы  начальные, школы второй ступени, высшие учебные заведения и т. д.). Предметная классификация намного реальнее отражает цели расходов, поэтому она почти не встречается в чистой форме, а сочетается с другими видами.

Экономическая классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные вложения, заработная плата, субсидии, дотации и т. д.).

Смешанная классификация строится на определённом сочетании ведомственных и предметных признаков. Наиболее распространено составление окончательного свода расходов по министерствам, а в пределах каждой из административных единиц -- по предметам расходов. Возможна и группировка бюджетных расходов по предметам, а затем по сметам отдельных ведомств. Наконец, расходы могут быть сгруппированы в шахматном порядке с использованием ведомственного и предметного принципов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Как показывает практика, смешанная классификация наиболее популярна.

Все вышеперечисленные  виды классификаций расходов являются классическими, в последнее время в бюджетной практике возникли новые классификации, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

Целевая классификация основывается на разделении расходов в соответствии с имеющимися общенациональными, политическими, экономическими и социальными целями или программами.

Классификация по функциональным признакам основывается на концепции государственных финансов, которая рассматривает государственные средства как инструмент политики правительства. Группировка расходов производится в соответствии с основными функциями государства (социальные расходы, здравоохранение, обеспечение занятости, развитие и содержание транспорта и связи, внутренние дела и оборона). Эти расходы подразделяются по отдельным категориям затрат: зарплата, текущие расходы, оборудование и т. д.

Классификация по финансовым признакам предполагает, что расходы подразделяются на безвозвратные, временные, условные.

Классификация по политическим признакам делит расходы на нейтральные и активные.

Доходы  государственного бюджета формируются  также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая классификация, финансовая, экономическая.

Классификация доходов по источникам используется в большинстве стран рыночной экономики, подразделяет все поступления  на поступления от налогов и сборов, от государственных предприятий, от займов. Налоговые доходы далее классифицируются по видам (подоходный налог, налог на прибыль, налог с наследства и дарений, налог на добавленную стоимость и т. д.).

Юридическая классификация доходов исходит  из признака образования дохода (используется для этого сила государственной  власти или нет).

Финансовая  классификация основывается на делении  доходов на безвозвратные, постоянные (налоги), и временные (займы).

Экономическая классификация имеет в своей  основе характер источника дохода или  характер экономических последствий  в результате получения доходов.

Различные виды бюджетной классификации не дают достаточно ясную и полную картину  финансовой политики, содержания бюджета. Этому способствует отсутствие единой системы бюджетных подразделений, громоздкость, раздутость бюджетных  документов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственные доходы

Бюджетные доходы понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы  бюджета -- экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

Форма проявления этих экономических отношений -- различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественное воплощение -- денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, методы хозяйствования, а также экономические и социальные задачи, решаемые обществом, влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

Основным  материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми  государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных), состоянием финансов.

Налоги -- главный метод перераспределения  национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части  государственного бюджета.

Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными  доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам  бюджета относят государственные  займы, к которым государство  прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов и выплата по ним процентов осуществляются за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий  метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономических последствиям.

Также к источникам формирования доходов  бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности, от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственные расходы

Так как  все общественное производство можно разделить на две части, то и расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера).

Капитальные затраты -- это денежные средства, вложенные  в основной капитал и прирост  запасов. К ним относят капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли  народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.

В соответствии с общественным назначением расходы  бюджета подразделяются на несколько  наружных групп. Как правило, выделяются группы расходов, направленные на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, на создание резервных фондов, на расходы по обслуживанию государственного долга и пр.

Каждая  из вышеперечисленных групп расходов делится по ведомственному и целевому признакам.

Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно:

1) принцип  получения максимального эффекта  при минимизации затрат;

2) целевой  характер использования бюджетных  ассигнований. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

3) предоставление  бюджетных средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных средств; 

4) безвозвратность  и бесплатность бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование может выполняться в двух формах. Первая форма -- это финансирование по системе “нетто-бюджет”. В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

Вторая  форма -- финансирование по системе “брутто-бюджет”. Применяется для предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.

Важным  элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.

При разработке бюджета используют системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику, которая позволяет разрабатывать  многовариантный бюджет.

Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод.  
 
 
 
 
 

Бюджетное устройство и бюджетная  система стран  рыночной экономики

Бюджетное устройство представляет собой организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Бюджетная система -- это основанная на экономических  и юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Организационно  бюджетная система строится в  соответствии с установленными принципами. Организация бюджетной системы (бюджетное устройство) определяется государственным устройством страны.

В зависимости  от организационной структуры различаются  унитарные (единые), федеративные и  конфедеративные государства.

В унитарных  государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федерациях и конфедерациях бюджетная система  содержит три звена:

1) государственный  бюджет (федеральный бюджет или  бюджет центрального правительства);

2) бюджеты членов федераций (штатов в США, земель (ландов) в ФРГ, провинций в Канаде);

3) местные  бюджеты. Они не включаются  в бюджеты членов федерации,  доходы и расходы которых не  входят в федеральный бюджет.

На первых этапах развития буржуазного государства бюджетная система ряда стран характеризовалась зависимостью государственного бюджета от местных финансов. Например, правительство США до принятия Конституции 1787 г. не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль государственного бюджета