Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа
Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________
- расходы на жилищно-
- увеличились расходы на здравоохранение по государственному бюджету - на 16,4 процента до 10193,7 млн. гривен;
- выросли расходы на
духовное и физическое
- расходы на образование по государственному бюджету уменьшились на 5, 5 процента и составляли 27231,9 млн. грн., что объясняется передачей в 2011 году финансирования профессионально-технического образования из государственного бюджета на местный уровень;
- выросли расходы на
социальную защиту и
- благодаря росту собственных поступлений Пенсионного фонда Украины в 2011 году из-за высоких темпов экономического развития и увеличения заработной платы в экономике потребность в покрытии дефицита Пенсионного фонда для выплаты пенсий за счет средств государственного бюджета сокращается - в 2011 году на эти цели было перечислено 17755,1 млн. грн. относительно 26595,7 млн. грн. в 2010 году(сократились на 33,2 %).
За счет возвращения кредитов в Государственный бюджет Украины за 2011 год поступило 2288,7 млн. грн.
За 2011 год предоставлено кредитов из государственного бюджета в сумме 7000,6 млн. грн.
Межбюджетные трансферты из государственного бюджета местным бюджетам в 2011 году по отношению к 2010 году увеличились на 22 % до 94875 млн гривен.
2.3 Особенности
межбюджетных взаимоотношений
В мире существуют две основные модели межбюджетных взаимоотношений: централизованная и децентрализованная. Ключевым критерием их различия является связь с государственным устройством. В соответствии с устройством государства, федеральное оно или унитарное, различают две организационные формы межбюджетных связей федеральную (бюджетный федерализм) и унитарную (бюджетный унитаризм).
В большинстве унитарных стран идет процесс децентрализации. Расширение полномочий местных органов власти, начавшееся в 70-е годы прошлого столетия, со временем охватило и финансово-бюджетную сферу, и сферу межправительственных финансовых отношений. Сегодня экономическая и финансовая децентрализация характерна для большинства унитарных стран.
Ученые по-разному толкуют понятие "децентрализация", вкладывая в него собственное видение его содержательной сущности. Например, известные исследователи полагают, что "делегирование полномочий является децентрализацией государственного управления, а не перераспределением функций между государственной властью и местным самоуправлением с целью расширения последнего". Продолжается дискуссия о преимуществах и недостатках децентрализации и установления ее оптимального предела в бюджетной сфере. В некоторых трудах указывается, что бюджетная децентрализация несет значительные риски, особенно в транзитивных странах, и усложняет координацию действий правительства, направленных на достижение макроэкономических целей и обеспечение баланса финансовых возможностей в государстве. В.Б. Христенко по этому поводу говорит: "Жизнеспособность существующих в экономически развитых странах систем подтверждает, что сама по себе централизация или децентрализация доходных и расходных полномочий не является залогом процветания общества, что фактически отсутствует универсальная модель распределения доходов и расходов по уровням власти. Эффективность конкретной модели определяется соблюдением общих положений классической теории бюджетного федерализма и наличием у властей всех уровней институциональных стимулов для проведения ответственной бюджетной политики". Таким образом, универсальной, четко очерченной, эффективной модели межбюджетных отношений в соответствующих пределах децентрализации/централизации бюджетной системы, будь то бюджетный унитаризм или же бюджетный федерализм, в мире не существует.
В Украине процесс
бюджетной децентрализации тесн
Ретроспективный взгляд на историю становления и развития местных бюджетов в нашей стране, на трудности их реформирования убеждает, что все сделанное в этой сфере не обеспечило местные органы власти достаточным объемом финансовых ресурсов для социально-экономических и структурных преобразований. И сегодня для местных бюджетов характерны низкая доля собственных доходов, наращивание объемов межбюджетных трансфертов, ограниченность расходов на инновационно-инвестиционное развитие территорий, на удовлетворение социальных потребностей. Такое положение противоречит необходимости усилить роль местных бюджетов и укрепить местное самоуправление.
По данным Министерства финансов Украины межбюджетные трансферты из государственного бюджета местным бюджетам в 2011 году по отношению к 2010 году увеличились на 22 % до 94875 млн гривен.
Несмотря на значительные ассигнования, достигнуть таких главных целей межбюджетных отношений, как экономический рост, повышение уровня жизни и качества социальных услуг, не удалось. Приходится с сожалением констатировать, что до сих пор в нашей стране не созданы должные предпосылки для гармоничного развития всех регионов, напротив, растет дифференциация их уровней по важнейшим признакам (сумма бюджетных расходов на душу населения, средняя заработная плата и др.). Например, уровень заработной платы в Киеве вдвое выше, чем в среднем по Украине. Такое положение несовместимо с социально-экономическим прогрессом страны в целом и усиливает противоречия между центром и регионами (отдельными территориями). По мнению Г. Г Васюкова, реформирование межбюджетных отношений в Украине, которое имело целью решить текущие финансовые проблемы, не позволило создать сбалансированную систему распределения полномочий между органами власти разных уровней и уравновесить их финансовые возможности.
Мировой опыт свидетельствует, что каждая страна должна выстраивать собственную модель межбюджетных отношений, с определенной степенью децентрализации/централизации, учитывая свои национальные особенности и приоритеты. Концептуальное обобщение приводит к утверждению, что в определении степени децентрализации, то есть обоснованной доли местных бюджетов в сводном бюджете страны, следует руководствоваться известным методом теории систем, который предусматривает рассмотрение свойств подсистем в ракурсе свойств целого.
Конституция Украины (ст.95) установила, что бюджетная система Украины строится на началах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. Однако два ключевых принципа бюджетной системы (вообще, их 11), а именно - эффективность и целевое использование средств, как на общегосударственном, так и на региональном уровне, - игнорируются. Из года в год ситуация не только не улучшается, а неуклонно ухудшается.
Практика использования средств межбюджетных трансфертов свидетельствует, что увеличение их доли в общем объеме доходов местных бюджетов не сказывается сколько-нибудь существенно на решении острых проблем, на качестве услуг и благосостоянии граждан. Напротив, необоснованное планирование, отсутствие надлежащей системы внутреннего контроля, несвоевременные или неквалифицированные управленческие решения, принятые без соответствующего прогнозирования и планирования, способствуют незаконному и неэффективному использованию денежных назначений.
Выявленные Счетной палатой факты незаконного, нецелевого и неэффективного использования средств межбюджетных трансфертов свидетельствуют о широком масштабе допущенных злоупотреблений, что дает основание квалифицировать реальное положение дел как не единичный случай, а явление, которое приобрело системный характер.
Неэффективное использование средств отрицательно влияет на решение проблем социально-экономического развития, ибо из года в год не выполняются соответствующие программы, следовательно, не достигаются стратегические цели. Остаются непрозрачными механизм предоставления и движение средств, не обеспечиваются максимальная отдача от их использования, достижение высоких стандартов качества и объема предоставления социальных услуг, улучшение инвестиционного климата в регионах и т.д.
Ключевой фактор урегулирования проблем межбюджетных отношений - четкое разграничение функций, которые являются прерогативой центральной власти и местных органов. До сих пор это не сделано. Ожидает своего объективного решения вопрос о перераспределении объемов трансфертов (особенно дотаций и субвенций) бюджетам низшего уровня для выполнения ими задач, предусмотренных действующим законодательством. По этому поводу следует отметить, что отлаженное функционирование бюджетного механизма возможно только при условии создания надлежащей законодательно-нормативной базы. От того, насколько полно она будет учитывать законы и закономерности экономики, особенности текущего этапа, комплекс всех внутренних и внешних факторов, будут зависеть социально-экономическое и финансовое положение, финансовые возможности, перспективы государства. Поэтому разработке указанной базы должно уделяться особое внимание.
В настоящее время приходится признать, что многие документы, предназначенные для регулирования межбюджетных отношений, сдерживают поступательные процессы. Отсутствуют какие бы то ни было нормативно-правовые акты, которые должны определять показатели эффективности использования средств межбюджетных трансфертов, в том числе дотации выравнивания и дополнительной дотации, из-за чего нельзя оценить, достигнута ли цель бюджетных назначений. Нуждаются в законодательном урегулировании вопросы, которые касаются усиления системы контроля, особенно на этапе планирования объемов и направлений использования межбюджетных трансфертов. В законе "О местном самоуправлении в Украине" выписаны полномочия соответствующих органов местного самоуправления и делегированные им полномочия органов исполнительной власти, которые касаются различных сфер общественной жизни. Рассмотрение планов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, представляет собой не только делегированное полномочие органов исполнительной власти, но и полномочие (п.6 ст.27 закона) органов местного самоуправления. Таким образом, невозможно проследить границы делегированных и самоуправленческих полномочий, поскольку они дублируются.
Не совсем понятно, что именно дает для социально-экономического, культурного развития территории простой статистический учет граждан, которые постоянно или временно на ней проживают. Следует наряду с этим учитывать структуру экономики, возрастные группы жителей, уровень занятости и доходов (на семью и человека); тогда появится возможность прослеживать реальное состояние социально-экономических процессов и применять соответствующие меры по исправлению ситуации, в том числе путем частичного перераспределения национального дохода в пользу самых бедных слоев. Это единственный способ определить, какая доля населения нуждается в такой помощи.
Итак, в нынешней ситуации создать эффективную модель межбюджетных отношений невозможно. Ведь установить, где начинаются и где заканчиваются полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере социально-экономического и культурного развития исходя из норм действующего закона, и достаточность ресурса, который выделяется из государственного бюджета, - весьма проблематично, а без четко прописанных параметров делегированных полномочий надеяться на их успешное выполнение не приходится. Сложившееся положение обусловливает нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.
РАЗДЕЛ 3
НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
3.1 Повышение
эффективности формирования
Решение вопроса о повышении эффективности формирования доходной части бюджета Украины должно идти через структурную перестройку доходов государства, только на основании такой перестройки можно обеспечить стабилизацию и сбалансирование как торгово-платежного баланса, так и бюджета государства.
В этом случае предусматривают следующие направления по повышению эффективности формирования структуры доходов бюджета Украины :