Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Анализ научных работ по проблеме бюджета позволило автору установить, что в современных условиях, бюджет надо рассматривать как сложную категорию. Бюджет это сложная многоаспектная категория: с позиции финансовой науки — часть стоимость созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого центральными или местными органами власти для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества; с позиции экономической теории — система экономических отношений связанная с формирования и использованием бюджетных средств, для выполнения центральными и местными органами власти возложенных на них функций и задач по обеспечению обоснованного и эффективного развития административно-территориальных единиц; с правовых позиций — основной финансовый план страны или отдельной административно-территориальной единицы, принимающий форму закона, на основании которого происходить мобилизация и использования финансовых ресурсов; с позиции организации и управления — основной макроэкономический рычаг по обеспечению эффективного и пропорционального распределения ограниченных бюджетных средств между различными территориями, отраслями экономики, субъектами хозяйствования и населением для обеспечения прогрессивного развития экономики страны.[4, c.55]

 

 

1.2 Функции  и принципы построения государственного  бюджета Украины

Различные взгляды ученых на понимание сущности бюджета предопределяет выделение ими различных функций выполняемых бюджетом (табл. 1.2.1).

Таблица 1.2.1

Группирование функций  бюджета в соответствии с взглядами ученых различных экономических школ [Источник: составлено автором]

Учёные

Наименование функции

Павлюк К.В. [1, с. 35]

Фискальную функцию, использования  бюджетного фонда

Пасечник Ю.В. [3, с. 272]

Распределительную, контрольную

Булгакова С.О. [22, с.35]

Распределительную, контрольную, функцию  обеспечения существования государства

Розпутенко И.В. [24, с. 83]

Распределительную, контрольную

Деркач М.И., Гордеева Л.П.

[25, с. 18, 20]

Распределительную, контрольную, функцию  обеспечения существования государства


 

Основываясь на научных  исследованиях ряда известных отечественных  ученых бюджет выполняет следующие  функции: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.[5,c.67]

Благодаря действию фискальной функции бюджета происходит аккумулирование бюджетных средств как на государственном, так и на местном уровне для обеспечения органов власти достаточными ресурсами для выполнения возложенных на них функций и задач. Аккумулированные финансовые ресурсы позволяют органов власти различных уровней финансировать приоритетные направления в области образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения населения, реализовывать инвестиционные проекты на подведомственной территории.[5,c.70]

Содержание распределительной  функции бюджета предусматривает распределения финансовых ресурсов по уровням государственной и местной власти, административно-территориальным единицам, хозяйствующим субъектам, отраслям экономики, социальной сферы с целью обеспечения экономического роста и устранения негативных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов страны.[5,c.71]

Действие стимулирующей  функции бюджета направлено на стимулирования центральных и местных органов власти в увеличении объема их налоговых и неналоговых поступлений через создания адекватных условий и бюджетно-налоговых механизмов по поддержке отдельных отраслей экономики на уровне регионов.[5,c.71]

Контрольная функция  бюджета направлена на эффективное  регулирование процессов формирования и использования бюджетных средств на государственном и местном уровнях. Контрольная функция бюджета позволяет выявлять рациональность и эффективность формирования бюджетных средств их использования, основные диспропорции в бюджетном финансировании, резервы повышения доходных возможностей бюджетов при оптимизации расходов и в совокупности позволяет осуществлять эффективное влияние на экономические процессы на уровне регионов страны.[5,c.72]

 

 

 

Принципы построения бюджетной системы Украины приведены на рис.1.2.1.

 












 Рис.1.2.1 Принципы построения бюджетной системы Украины [источник: составлено автором]

Значение принципов  приведённых на рис.1.1 состоит в следующем[30]:

  1. принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  2. принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений бюджета на соответствующий бюджетный период;
  3. принцип самостоятельности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами государственного бюджета не несет ответственности за бюджетные обязательства органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления. Органы власти Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления средствами соответствующих местных бюджетов не несут ответственности за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от одного рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты;
  4. принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления бюджетов и расходы бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовых актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
  5. принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами;
  6. принцип эффективности и результативности - при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению целей, намеченных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, Автономной Республикой Крым, местным самоуправлением (далее - гарантированные услуги), при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
  7. принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами основывается на необходимости максимально возможного приближения предоставление гарантированных услуг к их непосредственному потребителю;
  8. принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями;
  9. принцип справедливости и беспристрастности - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;
  10. принцип публичности и прозрачности - информирование общественности по вопросам составления, рассмотрения, утверждения, исполнения государственного бюджета и местных бюджетов, а также контроля за исполнением государственного бюджета и местных бюджетов.

 

 

1.3 Основные проблемы  функционирования государственного  бюджета Украины.

В настоящее время  к числу наиболее острых экономических  проблем на Украине относятся  проблемы бюджетных расходов, решение  которых связано, прежде всего, с изменением роли государства в процессе перехода к рыночной экономике. В рыночных условиях государственное вмешательство в экономику носит достаточно ограниченный характер и связанно, прежде всего, с устранением сбоев в функционировании рыночного механизма (в случаях предоставления общественных благ и благ коллективного пользования, характеризующихся внешними эффектами, при возникновении естественной монополии), а так же в связи с  необходимостью решения задач перераспределения дохода (социальной справедливости).[10, c. 59]

Изменение  функций  государства в ходе рыночных преобразований должно приводить прежде всего, к  сокращению бюджетных расходов Украины по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны показывает, что расходы на народное хозяйство не только не снижаются, но и значительно возрастают. [10,c. 60]

Проблема бюджетного дефицита является одной из наиболее острых и спорных в настоящее  время. При ее обсуждении часто ссылаются  на опыт различных стран, экономика  которых нормально функционирует  и при 5-ти и 10-ти процентом уровнях бюджетного дефицита по отношению к ВВП. При этом, однако, не принимают во внимание такое важное обстоятельство, как источники финансирования бюджетного дефицита в этих странах, хотя именно выбор источников финансирования бюджетного дефицита, а не его размер сам по себе имеет принципиальное значение для функционирования национальной экономики.[11,c. 46]

Бюджетный дефицит может  финансироваться за счет трех основных источников: внутренних и  внешних  займов, денежной эмиссии. В случае финансирования государственных расходов за счет заимствования в частном секторе количество товаров и услуг в народном хозяйстве остается неизменным и последствия такой задолженности зависят от экономической конъюнктуры и состояния рынков труда и капитала. При наличии в стране свободных денежных средств и недостаточного спроса на капитал со стороны частного сектора увеличение государственных расходов, финансируемое за счет внутренних займов, становятся фактором, благоприятствующим экономическому развитию. Если бы украинское правительство имело возможность распространить среди населения и предприятий государственные облигации в размерах, достаточных для покрытия бюджетного дефицита, то это означало бы, что увеличение государственных расходов произошло за счет сокращения личного потребления.[12,c.77]

 Такое перераспределение  направлений использования валового  продукта не представляло бы опасности  для экономического положения страны. Результаты эмпирических исследований показывают низкую эластичность сбережений по процентным ставкам, а, следовательно, маловероятность существенного увеличения добровольных сбережений населения при бюджетном дефиците.[12,c. 78]

Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних займов означает появление возможности осуществления дополнительных государственных расходов без ограничения текущего потребления и реальной инвестиционной деятельности частного сектора. Однако при этом возврат долга и его обслуживание будут происходить  за счет будущего производства, а это потребует в будущем соответствующего увеличения объема импортируемых товаров и услуг. [14,c. 54]

Необходимо также иметь  в виду, что при кредитном финансировании государственных расходов происходит перераспределение во времени связанного с этими расходами финансового бремени, а, следовательно, привлечение будущих поколений к обслуживанию государственной задолженности. Эту нагрузку можно перекладывать лишь в том случае, когда речь идет о расходах, эффект от которых наступит через определенное время. К таким расходам могут быть отнесены, прежде всего, непосредственно рентабельные инвестиции, а также инвестиции в области инфраструктуры, которые благодаря своей народнохозяйственной продуктивности позволяют получать в будущем более высокие доходы.[14,c.55]

Проблема государственной задолженности имеет еще и политические аспекты, связанные с борьбой между законодательной и исполнительной властью или стремлением парламента отодвинуть политические издержки и последствия принимаемых решений до следующего законодательного периода. Так, финансирование дополнительных государственных расходов с помощью займов по сравнению с повышением налогов или сокращением расходов вызывает меньше политических издержек и недовольства избирателей. Ведь в таком случае нет необходимости в получении дополнительных бюджетных доходов, следовательно, и в увеличении налогообложения, нет риска конфликта с какими-либо группами или слоями населения, чьи интересы будут задеты, что возможно при сокращении расходов.[15,c.34]

Как известно, экономическое  положение Украины таково, что увеличение бюджетного дефицита фактически означает (включая получение кредитов Национального банка) эмиссионное его финансирование и, следовательно, рост инфляции. К числу нерешенных до настоящего  времени проблем относятся проблемы формирования устойчивой доходной базы бюджета.[15,c. 35]

Все это говорит о  серьезных недостатках действующей  налоговой системы, о ее негативном воздействии на величину налоговых поступлений. Существующая система налогообложения, создавая чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, в особенности на те, которые не являются монополистами и, следовательно, не могут переложить свои дополнительные платежи в бюджет на потребителей, будет и в дальнейшем приводить к снижению доходов бюджета либо в результате сокращения объемов производства, либо в результате уклонения предприятий от уплаты налогов.[15,c.38]

Процесс мобилизации  доходов в бюджет существенно  затрудняется в связи с наличием значительных налоговых льгот. В  современных условиях для защиты доходной базы бюджета и создания справедливых рыночных условий необходимо отказаться от налоговых льгот. В случае необходимости более целесообразно является предоставление непосредственных выплат из бюджета производителям или потребителям, что позволит контролировать эффективность и размер предоставляемых таким образом субсидий.[15,c.40]

 

РАЗДЕЛ 2

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИУКРАИНЫ

 

 

2.1 Анализ доходности  базы государственного бюджета  Украины

Государственные доходы  это денежные отношения, которые складываются между государством и юридическими а также физическими лицами в процессе выделения части стоимости совокупного общественного продукта, формирования фонда финансовых ресурсов.

Стоимостным выражением этих отношений, которые возникают  и функционируют на объективной основе, выступают фонды денежных средств, которыми распоряжается государство. Государственные доходы составляют финансовую базу функционирования государства. Тем самым его политическая, экономическая и социальная деятельность уже предусматривает государственные доходы как объективную необходимость и закономерную реальность.

Доходы бюджетов создаются  за счет налогов от физических и  юридических лиц, сборов и других обязательных платежей, поступлений из прочих источников, установленных законодательством Украины.

Доходы Государственного бюджета Украины формируются  за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, налога на прибыль предприятия всех форм собственности и подчинения (кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на следующий год; поступлений от внешнеэкономической деятельности, доходов от приватизации государственного имущества, а также от его реализации, кредитной оплаты за аренду имущества целевых имущественных комплексов общегосударственной собственности; взносов в Пенсионный фонд; поступлений от внутренних займов; превышения доходов над расходами Национального банка Украины; возвращенных государственных средств (процентов по государственных займах и кредитах и возвращенных займах); плата за специальное использование природных ресурсов и других доходов, установленных законодательством Украины.

Информация о работе Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины