Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных финансовых институтов строится на экономической основе государства. Финансовая деятельность, направленная на обеспечение функций государства, это его бюджет. Ведущее место в финансовой системе Украины занимает государственный бюджет Украины и местные бюджеты местных советов народных депутатов.
Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления. Государственный бюджет Украины является общегосударственным централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ______________________________________________________
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы функционирования государственного бюджета в Украине _________________________________________________
Эволюция взглядов на сущность государственного бюджета Украины___
Функции и принципы построения государственного бюджета Украины_____________________________________________________________
Основные проблемы функционирования государственного бюджета Украины__________________________________________________________
РАЗДЕЛ 2. Анализ государственного бюджета в условияхреформирования экономики Украины _______
2.1 Анализ доходности базы государственного бюджета Украины__________
2.2 Анализ эффективности использования бюджетных средств_____________
2.3 Особенности межбюджетных взаимоотношений в условиях финансовой децентрализации____________________________________________________
РАЗДЕЛ 3. Направления по повышению эффективности функционирования государственного бюджета Украины ________________________________
3.1 Повышение эффективности формирования доходов и осуществления расходов на уровне государственного бюджета Украины___________________
3.2 Зарубежный опыт формирования доходов и осуществления расходов на государственном уровне___________________________________________
3.3 Прогнозирование доходов государственного бюджета на краткосрочную перспективу_____________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________
ПРИЛОЖЕНИЯ__________________________________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 324.50 Кб (Скачать)

В Украине доходы бюджета  составляют пять групп: налоговых поступлений, целевых фондов, неналоговых поступлений, доходов от операций с капиталом и официальных трансфертов.

Доходы государственного бюджета Украины и его основные составляющие за 2009, 2010 и 2011 года представлены в приложении 1

Для определения изменений  в динамике структуры доходов  бюджета Украины за два года целесообразно проводить вертикальный анализ.

Вертикальный анализ доходов государственного бюджета представлен в таблице 2.1.1

Таблица 2.1.1

Вертикальный анализ доходов государственного бюджета  Украины за 2009, 2010,2011 годы

Государственные доходы

Значения

Изменения

2009 г

Уд. вес, %

2010 г

Уд. вес, %

2011 г

Уд. вес, %

Относительное отклонение

 

Темпы роста,

%

Налоговые поступления, в т.ч :

144,7

70,62

162,5

68,86

219,8

83,32

-1,76

14,46

112,30

121,01

-налог на прибыль

32,6

15,91

40,0

16,95

47,4

17,97

1,04

1,02

122,70

106,01

-НДС

84,6

41,29

86,3

36,57

125,6

47,61

-4,72

11,04

102,01

130,20

-акцизный налог

21,2

10,35

27,6

11,69

36,6

13,87

1,34

2,18

130,19

118,63

-ввозная пошлина

6,3

3,07

8,6

3,64

10,2

3,87

0,57

0,22

136,51

106,11

Неналоговые поступления

50,7

24,74

65,1

27,58

42,3

16,03

2,84

-11,6

128,40

58,13

Доходы от операций с капиталом

1,1

0,54

0,6

0,25

0,6

0,23

-0,29

-0,03

54,55

89,46

Целевые фонды

0,6

0,29

1,2

0,51

0,2

0,08

0,22

-0,43

200,00

14,91

Официальные трансферты

7,8

3,81

6,6

2,80

0,9

0,34

-1,01

-2,46

84,62

12,20

Итого

204,9

100,0

236

100,0

263,8

100,0

0,00

0,00

115,18

100,00


 

 Проведённый вертикальный  анализ свидетельствует о том, что экономическое состояние Украины и благоприятная конъюнктура внешних рынков стран − основных импортёров отечественной продукции в первой половине 2011 года способствовали позитивной динамике

поступлений в государственный  бюджет и выполнению плановых бюджетных показателей. Так, за 9 месяцев 2011 года доходы государственного бюджета выросли на 11,78 %, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общая сумма поступлений в общий и специальный фонды госбюджета за 2011 год составила 263,8 млрд. грн.

На рост налоговых  поступлений в составе государственных  доходов в 2010 г. по сравнению с 2009 г. положительно повлияли следующие составляющие: налог на прибыль увеличился на 22,7 %, налог на добавленную стоимость- на 2,01 %, акцизный налог- на 30,19 %, ввозная пошлина- на 36,51%. На рост налоговых поступлений в составе государственных доходов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. положительно повлияли следующие составляющие: налог на прибыль увеличился на 6,01 %, налог на добавленную стоимость- на 30,2 %, акцизный налог- на 18,63 %, ввозная пошлина- на 6,11%.

Динамика роста налога на добавленную стоимость может быть связана с увеличением потребления со стороны украинского населения. Увеличение поступлений в доходы бюджета от налога на прибыль может быть связано с инфляционными процессами в Украине, с увеличением количества частных предприятий на территории страны и т.д. Рост поступлений от акцизного сбора и ввозной пошлины связан с повышением ставок на подакцизные товары и количества импортируемой продукции.

В структуре доходов  бюджета Украины неналоговые  поступления в 2010 году по сравнению  с 2009 годом увеличились на 28,4 %. Это свидетельствует о том, что в 2010 году поступления от финансовых санкций, административные сборы и платежи, доходы от предпринимательской деятельности, собственные поступления бюджетных учреждений в общей совокупности были больше, чем в 2009 году. В структуре доходов бюджета Украины неналоговые поступления в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшились на 35,02 %. Это свидетельствует о том, что в 2011 году поступления от финансовых санкций, административные сборы и платежи, доходы от предпринимательской деятельности, собственные поступления бюджетных учреждений в общей совокупности были меньше, чем в 2010 году.

Доходы от операций с  капиталом в 2010 году по сравнению  с 2009 годом уменьшились на 45,45 %. Это свидетельствует о том, что поступления от продажи основного капитала, поступления от реализации государственных запасов и товаров и поступления от продажи земли и нематериальных активов в общей совокупности в 2010 году были меньше, чем в 2009 году. Доходы от операций с капиталом  в 2010 и 2011 году оставались неизменными и составили 0,6 млрд грн.

Целевые фонды в составе  доходов бюджета Украины в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 100 % . Это может быть связано с повышением занятости в стране в 2010 году .Целевые фонды в составе доходов бюджета Украины в 2011 году уменьшились по сравнению с 2010 годом на 83,33 % . Снижение поступлений в целевые фонды связано со снижением занятости в стране в 2011 году.

Официальные трансферты в структуре доходов бюджета  Украины в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 15,38 %. В 2011 году по сравнению с 2010 годом официальные трансферты в структуре доходов бюджета Украины уменьшились на 86,36 % или . Следовательно, в 2011 году в Украине дотации выравнивания, субвенции, дополнительные дотации и средства, которые передаются в государственный бюджет Украины и местные бюджеты с других местных бюджетов в общей совокупности уменьшились. Это может быть связано с нарушением отношений между бюджетами различных уровней.

 

 

2.2 Анализ эффективности  использования бюджетных средств.

Расходы Государственного бюджета - это расходы государства  на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.

Направления использования  бюджетных расходов обусловлены  целой совокупностью факторов, основными из которых являются:

  • Необходимость содержания государственных учреждений;
  • Уровень развития регионов государства;
  • Связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местных бюджетов;
  • Формы предоставления бюджетных средств;
  • Другие факторы, которые могут иметь важное значение в зависимости от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.

Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами - Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.

Начиная с 2000 года в Государственном  Бюджете, в его расходной части предусматриваются два фонда - общий и специальный.

В Законе Украины “О бюджетной  системе Украины" предусмотрены  такие виды расходов как текущие  расходы и расходы развития.

Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.

Расходы развития - это  затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

К расходам, которые финансируются  из Государственного бюджета относятся расходы на: государственное управление; судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуру и искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные специальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственного долга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительно государственное значение.

Для анализа эффективности  использования  бюджетных средств  целесообразно проводить вертикальный анализ расходов государственного бюджета Украины.

Для вертикального анализа  будут использованы данные о расходах государственного бюджета Украины за 2010-2011 года.

 

Таблица 2.1.1 Вертикальный анализ расходов бюджета Украины за 2009, 2010, 2011 года .

Расходы

2009 г, млн грн

2010 г., млн грн

2011 г., млн грн

Темпы роста, %

Общегосударственные функции(без  обслуживания государственного долга), в т. ч.:

 

19778,2

16856,7

 

85,2

высшие органы государственного управления, органы местной власти и местного самоуправления, финансовая и внешнеполитическая деятельность

 

14417,3

12859,4

 

87,3

проведение выборов  и референдумов

 

975,0

58,4

 

6,0

Обслуживание государственного долга

 

14916,1

23134,4

 

155,1

Оборона

 

11347,1

13240,9

 

116,7

Общественный порядок, безопасность и судебная власть

 

28570,7

32414,2

 

113,5

Экономическая деятельность(без  учета компенсации НАК "Нефтегаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного естественного газа и его реализацией), в т. ч.:

 

32606,4

44771,5

 

137,3

топливно-энергетический комплекс(без учета компенсации НАК "Нефтегаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного естественного газа и его реализацией)

 

8600,9

10915,2

 

126,9

строительство

 

98,6

124,5

 

126,3

транспорт

 

12608,4

14735,4

 

116,9

многоцелевые проекты  развития(в т. ч. расходы на подготовку Евро 2012)

 

1470,3

7127,4

 

484,8

исследование и разработки в отраслях экономики

 

1179,3

1359,6

 

115,3

Компенсация НАК "Нефтегаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализации субъектам ведения хозяйства на производство тепловой энергии, которая потребляется населением

 

3423,5

0,0

 

-

Охрана окружающей естественной среды 

 

2292,7

3008,2

 

131,2

Жилищно-коммунальное хозяйство, в т.ч.:*

 

844,4

324,2

 

38,4

жилищное хозяйство

 

296,1

16,2

 

5,5

коммунальное хозяйство

 

361,3

253,0

 

70,0

Здравоохранение

 

8759,0

10193,7

 

116,4

Духовное и физическое развитие(без учета расходов на подготовку и проведение Евро 2012)

 

2908,4

3186,0

 

109,5

Расходы на подготовку и  проведение Евро 2012, которые финансируются за счет функции духовный и физическое развитие

 

2257,2

644,2

 

28,5

Образование, в т.о.:

 

28807,5

27231,9

 

94,5

дошкольное образование 

 

60,3

75,1

 

124,6

профессионально-техническое  образование 

 

4133,6

1037,7

 

25,1

высшее образование 

 

22755,8

24204,6

 

106,4

последипломное образование

 

465,4

546,5

 

117,4

Социальная защита и  социальное обеспечение(без учитывания расходов на покрытие дефицита средств  Пенсионного фонда Украины для  выплаты пенсий), в т. ч.:

 

42715,6

45778,4

 

107,2

социальная защита пенсионеров(без учета расходов на покрытие дефицита средств Пенсионного фонду Украины для выплаты пенсий)

 

37490,8

40562,1

 

108,2

социальная защита других категорий населения 

 

2471,2

2550,8

 

103,2

Расходы на покрытие дефицита средств Пенсионного фонду Украины  для выплаты пенсий

 

26595,7

17755,1

 

66,8

Межбюджетные трансферты, в т. ч.:

 

77766,2

94875,0

 

122,0

Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение  задолженности из разницы в тарифах  на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась но поставлялась населению, которая возникла в связи из несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или соглашались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления

 

0,0

2856,5

 

-

Кредитование 

 

1292,0

4712,0

 

-

предоставление кредитов

 

4719,0

7000,6

 

148,4

возвращение кредитов

 

-3427,0

-2288,7

 

66,8

Итого

 

303588,7

333414,5

 

109,8


 

Проведённый вертикальный анализ свидетельствует о том, что по функциональной классификации статей расходов в 2011 году относительно 2010 года наблюдались следующие тенденции:

- в результате большой  долговой нагрузки, накопленной  за предыдущие годы, расходы государственного бюджета от обслуживания государственного долга в 2011 году относительно 2010 года выросли в 1,6 разы до 23,1 млрд. грн.;

- без учета расходов  на обслуживание государственного  долга расходы на общегосударственные функции в 2011 году уменьшились относительно 2010 года  на 14,8 процентов до 16856,7 млн. грн.

- увеличились расходы на оборону по государственному бюджету на 16,7 процента до 13241,1 млн. грн.;

- выросли расходы на  общественный порядок, безопасность  и судебную власть по государственному бюджету  на 13,5 процента до 32414,2 млн. гривен

- расходы на экономическую  деятельность(без учета компенсации НАК "Нефтегаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализацией) в 2011 году относительно 2010 года выросли по государственному бюджету на 37,3 процента. Расходы по государственному бюджету в 2011 году относительно аналогичного периода 2010 года выросли на строительство - на 26,3 процента соответственно; на транспорт - на 16,9 процента соответственно; на многоцелевые проекты развития(которые включают у себя расходы связанные с финансированием ЕВРО-2012)  в 4,8 раз соответственно; на исследование и разработки в отраслях экономики - на 15,3 процента;

- компенсация НАК "Нефтегаз Украины" разности между ценами закупки импортированного природного газа и его реализацией субъектам ведения хозяйства на производство тепловой энергии, которая потребляется населением  в 2010 году была осуществлена стопроцентно к годовому плану в сумме 3423,5 млн. гривен. В 2011 году расходы по указанной программе не предусмотрены. Однако, изменениями в Законе Украины "О Государственном бюджете Украины в 2011 году "(от 7 апреля 2011 года №3220 - VI) была предусмотренная субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на погашение задолженности из разницы в тарифах на тепловую энергию, которая производилась, транспортировалась и поставлялась населению, которая возникла в связи с несоответствием фактической стоимости тепловой энергии тарифам, которые утверждались или соглашались соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления, фактические кассовые расходы по которой в 2011 году представляли 2856,5 млн. грн.;

- увеличились расходы  на охрану окружающей естественной  среды по государственному бюджету - на 31,2 процента до 3008,2 млн. гривен;

Информация о работе Особенности формирования и направления использования государственного бюджета Украины