Бюджетный процесс

Автор: Ольга Кат, 09 Декабря 2010 в 20:29, реферат

Описание работы

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........ 3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………... 5
2. Полномочия участников бюджетного процесса………………………... 7
3. Стадии бюджетного процесса……………………………………………. 9
4. Сравнительный анализ расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы……………………………………………………………….… 17
Заключение…………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы……………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      Столь существенное сокращение объемов финансирования на предоставление субсидий указанным организациям и их некоммерческим учреждениям нельзя признать допустимым. Поэтому остается актуальным оказание действенной государственной поддержки общероссийским общественным организациям в реализации их гражданско-патриотических и социальных программ.

      Дополнительно на предоставление субсидий общероссийским общественным организациям и их некоммерческим учреждениям, с учетом прогнозируемого  уровня инфляции, требуется в 2008 году – 132 млн. рублей, в 2009 году – 156 млн. рублей, в 2010 году – 180 млн. рублей.

      Согласно статье 264.5 «Годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июня текущего года». Поэтому рассмотрим исполнение бюджета на 2008 год (см. таблицу 9).

     Таблица 9

Наименование  2008
План,

млн.руб.

Факт,

млн.руб.

Разница,

млн.руб.

Удельный вес, в %
Социальная  политика 270863,6 293645,0 22781,4 108,4
Пенсионное  обеспечение 181006,5 212026,1 31019,6 117,1
Социальное  обслуживание населения 4046,0 5229,5 1183,5 129,2
Социальное  обеспечение населения 81679,6 73241,2 -8438,4 89,7
Охрана  семьи и детства 2365,6 1500,3 -865,3 63,4
Прикладные  научные исследования в области  социальной политики 142,8 141,4 -1,4 99
Другие  вопросы в области социальной политики 1623,1 1506,5 -116,6 92,8
 

     Как видно из таблицы фактические  расходы по разделу “Социальная политика» в 2008 году увеличились на 22781,4 млн.руб. Наибольший удельный вес в разделе занимает подраздел «Пенсионное обеспечение», фактическое расходование средств в нем увеличилось на 17,1%. Так же увеличились расходы по подразделу «Социальное обслуживание населения» на 29,2%. Расходы по остальным подразделам уменьшились, по сравнению с запланированными.

     Вывод: раздел «Социальная  политика» имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель составляет 3,85% в 2008 году, 3,25% в 2009 году и 3,32% в 2010 году. В 2008 году фактических поступлений из федерального бюджета было на сумму 293,65 млрд. руб., а в плановом 2010 году эта сумма увеличилась на 35106 млн. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Основное место в разделе занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

     Доля  пенсионного обеспечения в среднем составляет 70%  от общего объема данного раздела.  В соответствии с этой таблицей №1 показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается на 2,9%, а в 2010 – на 3,6% . По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению «военных» пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров,   увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.

     Согласно  выше сказанному,  доля социального  обеспечения населения в среднем составляет 27%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». 

 

      Заключение  

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

      Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

      Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 

      Список  использованной литературы 

  1.   Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ с последующими изменениями.
  2. Федеральный закон Российской Федерации  от 24.07.2007 №198-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  3. Федеральный закон Российской Федерации  от 24.11.2008 №204-ФЗ  «О
  4. федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  5. Федеральный закон Российской Федерации  от 02.12.2009 №308-ФЗ  «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
  6. Федеральный закон Российской Федерации  от 28.12.2009 №382-ФЗ  «Об исполнении Федерального бюджета за 2008 год»
  7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007.
  8. Грачева Е.Ю. Финансовое право. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  9. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации. – Петрозаводск, 2003.
  10. Куликов Н.И., Чайникова Л.Н., Бабенко Е.Ю. Современная бюджетная система России. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007.
  11. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. – М.: Московский гос. университет экономики, статистики и информатики, 2007.
  12. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета. – Улан–Удэ, 2004
  13. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Информация о работе Бюджетный процесс