Бюджетный процесс

Автор: Ольга Кат, 09 Декабря 2010 в 20:29, реферат

Описание работы

Государственный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т. к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………........ 3
1. Понятие бюджетного процесса и его принципы………………………... 5
2. Полномочия участников бюджетного процесса………………………... 7
3. Стадии бюджетного процесса……………………………………………. 9
4. Сравнительный анализ расходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 годы……………………………………………………………….… 17
Заключение…………………………………………………………………... 28
Список использованной литературы……………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      Второй  стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета.

      Проект  федерального закона о федеральном  бюджете в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

      Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

      Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

      При рассмотрении Государственной Думой  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

      Государственная Дума рассматривает законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении его в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года.

      Принятый  федеральный закон о федеральном  бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

      В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный Закон в одном чтении. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

      В случае отклонения Президентом страны федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение осуществляется в описанном порядке.

      В случае непринятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу данного закона до 1 января очередного года в силу каких-либо причин, данный закон не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

      В федеральный закон о федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством Российской Федерации, а также иными субъектами, имеющими право законодательной инициативы, в форме проектов соответствующих федеральных законов. Государственная Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

      Третьей стадием бюджетного процесса является исполнение бюджета.

      В настоящее время устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

      Бюджеты исполняются по доходам и расходам. В частности, Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

      Исполнение  федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

      Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

      В отличие от ранее действовавшего бюджетного законодательства, Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает представленный Правительством отчет в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

      Наряду  с указанными лицами на заседании  Государственной Думы могут выступить  либо представить доклады с анализом рассмотренных в течение года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.

      По  итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

      На  всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

      Законодательные (представительные) государственные  и муниципальные органы осуществляют финансовый контроль в следующих формах:

  • предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, в парламентских слушаниях и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

      Полномочия  названных законодательных (представительных) органов по осуществлению контроля включают в себя права на:

  • получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
  • получение от органов, исполняющих бюджета, оперативной информации об их исполнении;
  • утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджет.

      Органы  исполнительной власти и местного самоуправления обязаны представлять всю запрашиваемую у них информацию по бюджетным вопросам. В свою очередь, названные органы, в том числе Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств вправе сами осуществлять финансовый контроль.

      Министерство  финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в предусмотренных законом случаях – за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц – получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

      Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.

      Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

      Финансовые  органы субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса при самостоятельном исполнении бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением этими субъектами бюджетного процесса условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Сравнительный анализ расходов  федерального бюджета РФ за 2008 – 2010 годы 

     В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов. Рассмотрим 10 раздел – «Социальная политика».

     Социальная  политика направлена на реализацию конкретных социальных функций государства. Государство  оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем  категориям населения, которые в  этом реально нуждаются. Становление  России как социально-ориентированного государства предлагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.

     Проанализируем  структуру расходов федерального бюджета  на социальную политику в 2008-2010 годах, используя таблицу 1.

                                                                   Таблица 1

Наименование 2008 2009 2010
тыс. руб. Удельный вес, в % тыс. руб. Удельный вес, в % тыс. руб. Удельный вес, в %
Социальная  политика 270863655,9 100 320345423,9 100 328751096,0 100
Пенсионное  обеспечение 181006502,6 66,8 223175441,1 69,7 240811848,6 73,3
Социальное  обслуживание населения 4046018,1 1,5 6190953,1 1,9 6326211,0 1,9
Социальное  обеспечение населения 81679587,8 30,15 90318222,3 28,2 75030403,3 22,8
Охрана  семьи и детства 2365600,0 0,9 2080750,6 0,65 2145705,4 0,65
Прикладные  научные исследования в области социальной политики 142848,7 0,05 150566,9 0,05 132556,6 0,04
Другие  вопросы в области социальной политики 1623098,7 0,6 -1570510,1 -0,5 4304371,1 1,31

Информация о работе Бюджетный процесс