Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, доклад

Описание работы

Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ.docx

— 62.00 Кб (Скачать)

«Выход экономики  на траекторию устойчивого роста, -- заявил президент Украины Л.Д. Кучма на заседании Кабинета Министров Украины 19.04.2000 г., -- сдерживается глубокими воспроизводственными деформациями, возникшими за период экономического кризиса. Вот на чем должно быть сосредоточено сегодня внимание. Вот где основные «болевые точки» экономики. Острой и неотложной является потребность в исправлении диспропорций в промышленности».

Катастрофические  размеры приобрело физическое и моральное устарение основных производственных фондов. За годы кризиса объем инвестиций уменьшился почти в 5 раз, реальный износ основных фондов в ведущих отраслях составляет 60 -- 70%, а в энергетике, на транспорте и в некоторых других отраслях он приблизился к критическим параметрам.

Президент указал на растущую задолженность в стране по заработной плате, превышающую 6,5 млрд. гривен, бюджетную недоимку (2 млрд. гривен), кредиторскую задолженность (41 млрд. гривен), на проблему конкурентоспособности  украинской экономики.

Указывая на выход  Украины из глубокого экономического кризиса, Кучма Л.Д. определил главные  приоритеты: освоение эффективных рыночных механизмов структурной политики; стимулирование процесса накоплений и обновление основных фондов; инновационное преобразование и энергосбережение.14

Эти приоритеты реализуются, но уже в XXI веке. Первые реформы и  реструктуризация шли с трудом и  болезненно. На них ушло *практически 10 лет, которые так и не успели принести стабильность и процветание  Украине, хотя и внесли значительные социально-экономические изменения.

Экономика этой европейской  державы претерпела разгосударствление экономики и смену форм собственности. По данным статистики, в 2000г. в Украине  действовало около 40 тыс. ОАО и  ЗАО, в том числе АО, созданных  в процессе приватизации, -- 11 тыс., или 27,5%, 429 тыс., или 72,5%, -- корпоратизированных экономических структур.

В промышленности Украины  акционировано 5257 предприятий, или 50,2 % (в 1997г. этот показатель составлял 37,7%). Акционерам принадлежит 52,6% общего объема основных фондов и 58% среднесписочного количества работников промышленности. В 2000г, по данным Госкомитета, 40% граждан  Украины стали собственниками акций (это, однако, не означает, что они  стали реальными хозяевами акционерного капитала).

В Украине реализуется  правительственная программа поддержки  предпринимательства, которая обусловила создание специальных фондов финансирования, функционирующих во всех областях и  городах. Средства изыскиваются в основном из местных бюджетов, а также привлекаются дотации международных финансовых организаций. Созданный в апреле 1999г. Немецко-Украинский фонд, например, намерен кредитовать предпринимателей через украинские коммерческие банки, привлекая средства местных и иностранных субъектов. Для финансирования приоритетных предпринимательских проектов в Тернопольскую область поступили иностранные инвестиции в сумме 134,4 тыс. долларов.

Министерством экономики  разработана и программа развития малого предпринимательства, в котором  занято около 2,5 млн. человек, создающих 7% ВВП страны. Малый бизнес, как правило, сосредоточен в торговле и в общественном питании (51%), в промышленности -- 15%, строительстве -- 10%, бытовом обслуживании -- 5%, прочих областях -- 19%. В сфере малого бизнеса функционируют 152 тыс. малых предприятий, около 4,7 тыс. совместных предприятий с прямыми иностранными инвестициями, 35,5 тыс. фермерских хозяйств, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица.

Эффективность развития малого и среднего предпринимательства  в Украине могла быть выше, если бы снять ряд препятствий, чинимых  несовершенством законодательной  базы. А это -- чрезмерная зарегулированность, неупорядоченность отношений собственности, отсутствие системы финансирования и кредитования, неопределенность налогового законодательства, усложненный организационный механизм учета и отчетности.

Основательно украинской экономике смогли бы помочь капиталовложения транснациональных компаний. Однако особого интереса международные  гиганты к украинской экономике  не проявляют: за восемь последних лет  Украина получила от них всего  лишь 2,9 млрд. долл. Наиболее крупную  сумму вложила всемирно известная  «Кока-Кола» (230 млн. долл.). Большинство  же ТНК, а их в мире около 53 тыс., воздерживаются от крупных капиталовложений в экономику  Украины.

С целью привлечь иностранные инвестиции в экономику  правительство Украины прибегает  к различным мерам, включая и  создание в стране свободных экономических  зон. Последние, по замыслу их создателей, должны способствовать открытости украинской экономики в мировой рынок, способствовать развитию национальных регионов, увеличивать  рабочие места и выпускать  конкурентоспособную продукцию  на мировой рынок.

Первая СЭЗ «Сиваш»  была создана в 1995г. Предприниматели  этой зоны получили классические льготы: продукция не облагается таможенной пошлиной и НДС, импорт товаров для  нужд собственного производства, налог  на прибыль уплачивается в размере 50% от ставки при условии реинвестирования, валюта субъектов зоны не подлежит обязательной продаже. Зона помогла  сохранить 8600 рабочих мест и обусловила появление 1200 новых. Однако начисления в бюджет и внебюджетные фонды  наряду с объемами инвестиций считаются  одним из важнейших показателей  деятельности СЭЗ. Начисления эти за последние три года по зоне «Сиваш»  в 8 раз превышают сумму льгот.

Высокая экономическая  результативность крымской СЭЗ «Сиваш»  вдохновила правительство Украины  на создание новых аналогичных экономических  структур. В 1998 г. была образована Кременчугская  специальная экономическая зона. Дестабилизация экономики Донбасса потребовала аналогичных мер  и в Донецкой области. Там созданы  две специальные экономические  зоны: «Донбасс» и «Азов» в Мариуполе. Кроме того, 22 города и 5 сельскохозяйственных районов Донецкой области получили статус приоритетного развития, которые  включают в себя 22% территории, 69% населения  Донбасса. Они производят 74% промышленной продукции области. Донецк, Горловка, Макеевка, Краматорск, Мариуполь, Словянск и Еникеево -- все они теперь имеют статус приоритетного развития и осуществляют свою экономическую деятельность в условиях специального льготного режима.

Аналогичная СЭЗ  в июле 1999 г. была создана и в  Луганской области. В конце 1999 года были созданы две СЭЗ на Львовщине: «Яворов», охватившая весь Яворовский район, и «Закарпатье» близ Ужгорода на базе ОАО «Закарпатинтерпорт». В реализации экономических задач этих зон принимает участие и китайский капитал.

Стимулирующие правительственные  меры способствовали оживлению хозяйственной  деятельности Украины. В последние  годы уже наблюдался некоторый экономический  рост. А 2000г. стал наиболее благоприятным. Рост промышленного производства составил 12,9 %. Это лучший показатель за последние 10 лет. Наиболее высокие темпы роста объемов продукции зафиксированы в отраслях конечного потребления -- пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности (26%), а также в основных экспортных отраслях -- цветной и черной металлургии (на 19 -- 21 %). Причем на предприятиях черной металлургии прирост производства наблюдался в течение последних пяти лет (кроме кризисного 1998г.), в результате чего объем производства в этой отрасли по сравнению с 1995г. увеличился в 1,5 раза. Впервые за последние годы получен прирост объемов производства в машиностроении и металлообработке (16,8%). Больше всего выпуск продукции увеличился в автомобилестроении (61,4%), авиастроении (51,9%) и судостроении (42%). Прирост электротехнической промышленности за 2000г. составил 40,9%. Тем не менее, в целом по отрасли машиностроения отставание от уровня 1995г. составило 18,1%. Спад производства (на 4,1%) наблюдался в топливной промышленности вследствие значительного сокращения производства в нефтеперерабатывающей отрасли (на 25,7%) из-за необеспеченности сырьем.15

В 2000г. ВВП вырос  на 0,4 %, в 2001г. - на 2,5%, в 2002г. -- на 5%. Это уже признак медленного подъема экономики, которого Украина ждала 10 лет. Дорого обошелся переходный период к рыночным отношениям этой стране. Ее бедность вынудила использовать частичный дефолт на погашение полученных миллиардных займов из-за рубежа. Реформированная Украина стала третьей в мире после Пакистана и Эквадора страной, не вернувшей еврокредитов.

9. Современное состояние  экономики Украины

Индустриально-аграрная страна с развитой промышленностью. Космическая держава. ВВП на душу населения составляет 6 300 долларов США (2004). В структуре национального  дохода (2004, %): промышленность 45,1, сельское хозяйство 18,0, остальное -- сфера услуг, доля которой после обретения независимости постоянно растет. Производство электроэнергии 194 млрд. кВт·ч (1995); основа электроэнергетики -- крупные ТЭС (в т. ч. ряд АЭС); каскад ГЭС на р. Днепр (крупнейшие: Днепровская, Кременчугская, Каховская). Высокоразвитая горнодобывающая промышленность: добыча каменного и бурого угля, нефти, газа, железных и марганцевых руд, руд цветных и редких металлов, самородной серы, калийных солей, каменной соли и др. Ведущее место в промышленности занимают отрасли тяжелой индустрии: машиностроение и металлообработка (производство машин и оборудования для горной и металлургической промышленности, энергетическое машиностроение и электротехническая промышленность, станко- и приборостроение, радиоэлектронная промышленность, в т. ч. производство телевизоров и компьютеров, транспортное машиностроение); черная и цветная (производство алюминия, титана, магния, ртути и др.) металлургия; химия, коксохимия и нефтехимия (минеральные удобрения, серная кислота, сода, пластмассы, химические волокна и др.).

Развиты: пищевкусовая, в т. ч. сахарная, маслобойно-жировая, мясо-молочная, консервная, винодельческая, табачная; легкая (текстильная, швейная, трикотажная, кожевенно-обувная и  др.) промышленность. Лесная, деревообрабатывающая (в т. ч. мебельная), целлюлозно-бумажная промышленность. Производство стройматериалов.

На Украине имеются  три экономических района: Донецко-Приднепровский, Центрально-Западный и Южный. В первом сосредоточены предприятия горнодобывающей, металлургической, химической и тяжелой промышленности. Во втором - обрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. На Юге (Крым и Новороссия) преобладают судостроение, портовое хозяйство и индустрия отдыха. Наиболее привлекательные для туризма районы -- Крым и Карпаты.

Почвенные и климатические  условия практически повсеместно  исключительно благоприятны для  сельского хозяйства. Западные и  центральные области Украины  специализируются на технических и  пищевых культурах (сахарная свекла, хмель, кукуруза, картофель), на юге  Украине преобладает зерновое хозяйство  и садоводство, около крупных  городов развито овощеводство. Сельское хозяйство специализируется главным  образом на производстве зерна, технических  культур и продукции животноводства. Главные отрасли животноводства -- скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Однако с распадом СССР Украина, бывшая «всесоюзная житница», переживает спад сельского хозяйства. Большой ущерб причинила авария на Чернобыльской АЭС.

По итогам 2004 на Украине  был зафиксирован рекордный рост ВВП (ок. 12%), однако в 2005 темпы роста снизились, по крайней мере, в 4 раза.

Главные морские  порты: Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь, Керчь; морская паромная переправа Ильичевск -- Варна (Болгария).

10. Развитие Украины  на 2006 - 2008 гг.

За 2006 - 2008 гг., внутренний спрос будет основным фактором экономического подъема. Рост цен на энергоносители, ухудшение позиций во внешней  политике и усложнение взаимоотношений  с Россией значительно уменьшат долю результатов внешнеэкономической  деятельности в общем объеме ВВП. Темпы роста украинской экономики  будет более значительные, чем  в 2005 г., однако общая динамика останется  относительно низкой. За 2006-2008 гг. ВВП  вырастет на 3,8%-4,6%.

Увеличение внутреннего  спроса будет ключевым фактором экономического роста в Украине в последующие  два года. За этот период он составит наибольший удельный вес в общем  показателе роста. На внутренний спрос  окажут влияние три основные фактора:

1. Позитивный настрой  на потребление. Большинство украинцев  полагают, что в данный период  времени, возможно осуществление основополагающих покупок.

2. Пониженный риск  для секторов экономики, ориентированных  на потребительский рынок. Рост  цен на природный газ произвел основное влияние на эту сферу. Отрасли, чья продукция направлена на удовлетворение внутреннего спроса будут интенсивно продолжать расширяться, поддерживаемые увеличением доходов населения и возрастающей потребностью в товарах и услугах.

Качественное состояние  производимой этим сектором экономики  продукции намного лучше, чем  у продукции большинства компаний, работающих в иных отраслях. В отличие  от тяжелой промышленности, эти отрасли  не рассчитывают на смягчение условий  налогообложения и имеют достаточно производственных мощностей, чтобы конкурировать с иностранным производителем.

3. Повышение роли  коммерческих банков в развитии  отраслей. Банковская система значительно  увеличила суммы заемных средств.  Возрастающие возможности для  национальных банков кредитовать производителей, положительно повлияли на потребительские способности покупателя, у которого нет доступа к дешевым кредитам на внешнем рынке.

Следующие три фактора  имеют отрицательное влияние  на долю экспорта в ВВП, которая предположительно будет меньше чем в 2002-2004 гг.

1. Рост цен на  энергоносители. Касательно 2006 г. планируемые  низкие цены на энергоносители  позволили компаниям, работающим  в металлургической и химической  отраслях и ориентированным на экспорт своей продукции, осуществлять производство с учетом особых условий. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными после увеличения цены на энергоносители, этим компаниям необходимо менять технологии производства, что замедлит рост в данных отраслях.

2. Относительно неблагоприятная  внешняя ситуация. Быстрый рост  цен на металл - продукцию в  2003 и 2004 гг., был главным фактором  увеличения экспорта во внутренней  экономике. Поскольку Китай расширил  собственные сталелитейные отрасли,  в 2005 году мировые цены оказались  под понижающим давлением. 

3. Ухудшение торговых  отношений с Россией. Независимо  от результата политических процессов,  российско-украинские взаимоотношения  останутся сложными. Россия, основываясь  на позициях повышения независимости  страны, повысит торговые барьеры,  что негативно отразится на  расширении импорта Украины в  эту страну.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине