Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, доклад

Описание работы

Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ.docx

— 62.00 Кб (Скачать)

• обоснованность и  определение размеров бюджетных  расходов по каждому направлению; 

• сбалансированность бюджета. 

Принципы бюджетного планирования большей частью определяются принципами построения бюджетной системы. 

Первый принцип  бюджетного планирования в Украине  определяется принципами самостоятельности  и единства в построении бюджетной  системы. При наличии двух указанных  принципов бюджетное планирование базируется по следующей схеме:

 
 

Второй принцип  бюджетного планирования – принцип  составления бюджета с учётом достижений экономической мысли. Это  означает, что все расчеты доходов, нормативов расходов по текущему бюджету, направления инвестиций по бюджету  развития, должны иметь соответствующие  научные обоснования 
 
 

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета 

Составление, рассмотрение, утверждение бюджета, его исполнение и контроль за исполнением, а также утверждение отчета об исполнении бюджета - это стадии бюджетного процесса. 

Проект закона о  Государственном бюджете Украины  разрабатывает Кабинет Министров  Украины. 

Министр финансов Украины  отвечает за составление проекта  закона о Государственном бюджете  Украины, определяет основные организационно-методические принципы бюджетного планирования, которые  используются для подготовки бюджетных  запросов и разработки предложений  проекта Государственного бюджета  Украины. 

Не позднее 1 июня или первого следующего за этой датой  дня пленарных заседаний ВР Украины  в Верховной Раде Украины проводятся парламентские слушания по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период. С докладом об Основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный период выступает премьер-министр Украины или по его поручению министр финансов Украины 

Проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период содержит предложения КМ Украины относительно: 

1) предельного размера  дефицита (профицита) Государственного  бюджета Ук- 

раины в процентах  к прогнозному годовому объему ВВП; 

2) доли прогнозного  годового объема ВВП, перераспределяемого  через свод- 

ный бюджет Украины; 

3) предельного объема  государственного долга и его  структуры; 

4) удельного веса  объема межбюджетных трансфертов  в расходах Государственного  бюджета Украины и коэффициента  выравнивания для местных бюджетов; 

5) удельного веса  капитальных вложений в расходах  Государственного бюджета Украины  и приоритетных направлений их  использования; 

6) взаимоотношений  Государственного бюджета Украины  с местными бюджетами в следующем  бюджетном периоде; 

7) изменений к  законодательству, принятие которых  является необходимым для реализации  бюджетной политики государства; 

8) перечня главных  распорядителей средств Государственного  бюджета Украины; 

9) защищенных статей  расходов бюджета; 

10) обоснования необходимости  деления бюджета на общий и специаль-

ный фонды. 

По результатам  парламентских слушаний ВР Украины  принимает постановление об одобрении  или принятии к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период. 

Для подготовки предложений  к проекту Государственного бюджета  Украины Минфин Украины разрабатывает  и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов. Эти  инструкции могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которые  обязаны соблюдать все распорядители  бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов. 

Бюджетный запрос - это  документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения  с соответствующими обоснованиями  в отношении объема бюджетных  средств, необходимых для его  деятельности на следующий бюджетный  период. 

На основании анализа  бюджетных запросов, Министерство финансов Украины готовит проект закона о  Государственном бюджете Украины. 

Министерство финансов Украины в период подготовки предложений  к проекту Государственного бюджета  Украины рассматривает и принимает  меры по устранению расхождений с  главными распорядителями бюджетных  средств, В случае если согласие не достигнуто, Минфин Украины прилагает  свое заключение по несогласованным  вопросам к указанным предложениям, подаваемым Кабинету Министров Украины. 

Министерство Финансов Украины подает проект закона о Государственном  бюджете Украины Кабинету Министров  Украины для рассмотрения, а также  вносит предложения по срокам и порядку  рассиотрения этого проекта в КМ 

Украины. Кабинет  Министров Украины принимает  постановление об одобрении проекта  закона о Государственном бюджете  и подает его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины  не позднее 15 сентября года, предшествующего  плановому. 

Вместе с проектом закона о Государственном бюджете  Украины, одобренным КМ Украины, подаются: 

1) пояснительная  записка к проекту закона о  Государственном бюджете, которая  должна содержать: 

а) информацию об экономическом  положении государства и основных про-

гнозных макропоказателях экономического и социального развития Ук-

раины на следующий  бюджетный период; 

б) оценку поступлений  доходов и других средств (займов), предлагаемых

для обеспечения  финансовыми ресурсами расходов бюджета; 

в) пояснения к  основным положениям проекта Государственного бюджета

Украины и проекта  закона о Государственном бюджете  Украины, включая

анализ предлагаемых объемов расходов на выполнение функций , про-

грамм; 

г) обоснования особенностей межбюджетных взаимоотношений; 

г) прогноз основных макропоказателей экономического и социального раз-

вития Украины, показателей  сводного бюджета Украины по основным ви-

дам доходов, расходов и финансирования на следующие три  бюджетных

периода; 

д) информацию об объемах  государственного долга, в том числе  по типу

долгового обязательства, графике его погашения, объемах  и условиях займов; 

е) информацию по учету  предложений ВР Украины к Основным направле-

ниям бюджетной политики на следующий бюджетный период, если они были

приняты Верховной Радой Украины. 

2) прогнозные показатели  сводного бюджета Украины согласно  бюджетной

классификации, а  также сводный баланс финансовых ресурсов Украины; 

3) перечень льгот  по налогам, сборам и другим  обязательным платежам с расчетом  потерь доходов бюджета от  их предоставления; 

4) показатели расходов  Государственного бюджета Украины,  необходимых на следующие бюджетные  периоды для завершения программ, учтенных в проекте Государственного  бюджета Украины, при условии  реализации этих программ в  течение более одного бюджетного  периода; 
 

5) перечень инвестиционных  программ на следующий бюджетный  период, под которые могут предоставляться  гарантии КМ Украины; 

6) другие материалы,  объем и форму которых определяет  КМ Украины. Законом о Государственном бюджете Украины определяются: 

1) общая сумма  доходов и общая сумма расходов (с распределением на общий и специальный фонды, а также с распределением расходов на текущие и капитальные); 

2) предельный объем  годового дефицита (профицита) Государственного  бюджета Украины в следующем  бюджетном периоде и государственного  долга на конец следующего  бюджетного периода, полномочия  по предоставлению государственных  гарантий, а также объем этих  гарантий; 

3) бюджетные назначения  главным распорядителям средств  Государственного бюджета Украины  по бюджетной классификации; 

4) доходы бюджета  по бюджетной классификации; 

5) бюджетные назначения  межбюджетных трансфертов; 

6) дополнительные  положения, регламентирующие процесс  исполнения бюд-

жета. 

Расходы проекта  закона о Государственном бюджете  Украины по главным распорядителям бюджетных средств должны быть детализированы по подразделениям функциональной классификации  ( программной классификации в случае составления проекта бюджета по программно-целевому методу). 

Через пять дней после  представления КМ Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины в ВР Украины министр финансов Украины представляет его на пленарном заседании ВР Украины. 

Председатель Комитета ВРУ по вопросам бюджета докладывает  о соответствии закона о Государственном  бюджете Украины требованиям  Бюджетного кодекса, Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и др. 

После принятия к  рассмотрению представленного проекта  закона о Государственном бюджете  ВР Украины готовит этот проект к  первому чтению. Проект закона рассматривается  народными депутатами Украины, а  также в комитетах, депутатских  фракциях и группах ВРУ. Комитеты ВРУ формируют свои предложения к проекту закона и передают их в Комитет ВРУ по вопросам бюджета и назначают представителей для участия в его работе. Такие предложения принимаются до 1 октября. 

Комитет ВРУ по вопросам бюджета не позднее 15 октября, совместно  с уполномоченными представителями  КМУ рассматривает предложения  к проекту закона и готовит  Заключения и предложения к нему. Эти документы распространяются среди депутатов Украины не позднее чем за два дня до рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании ВРУ. 

Первое чтение проекта  закона о Государственном бюджете  Украины 

начинается с доклада  председателя Комитета ВР Украины по вопросам бюджета относительно Заключений и предложений к проекту закона о Государственном бюджете, после  чего идет его обсуждение. Заключения и предложения к проекту закона голосуются в целом, если положительное решение не принято, происходит постатейное голосование. 

Принятие решения  относительно Заключений и предложений  к проекту закона о Государственного бюджета Украины считается принятием  проекта закона о Государственном  бюджете Украины в первом чтении ( не позднее 20 октября). 

После этого КМУ  в двухнедельный срок готовит  и подает не позднее 3 ноября доработанный проект закона о Государственном  бюджете Украины в ВРУ. Комитет ВРУ по вопросам бюджета в течение трех дней после подачи этого проекта, подготовленного ко второму чтению, готовит заключение относительно рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете во втором чтении. 

Второе чтение начинается с доклада министра финансов Украины 

относительно доработанного  проекта закона о Государственном  бюджете. Председатель Бюджетного комитета ВРУ докладывает заключения комитета относительно учета КМУ Бюджетных заключений ВРУ при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению 

Второе чтение предусматривает  в первую очередь утверждение  общего объема дефицита (профицита), доходов  и расходов Государственного бюджета  Украины с дальнейшим постатейным  голосованием проекта закона о Государственном  бюджете Украины, представленного  КМУ на второе чтение. Второе чтение проекта закона завершается непозднее 20 ноября года, предшествующего плановому  году. Статьи проекта, не принятые во втором чтении, переносятся на рассмотрение в третьем чтении. 

Комитет ВРУ по вопросам бюджета, дорабатывает проект закона о Государственном бюджете и вносит его на рассмотрение ВРУ в третьем чтении не позднее 25 ноября. 

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине