Бюджетный процесс в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:50, доклад

Описание работы

Порядок составления, исполнения и составления отчета об исполнении государственного бюджета Украины установлен ст.ст. 7, 8, 9 и 10 Закона «О бюджетной системе Украины». Статьи 13, 14, 15 этого закона регламентируют составление и исполнение местных бюджетов, а ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. регламентирует полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере.

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В УКРАИНЕ.docx

— 62.00 Кб (Скачать)

1922 г. - вхождение  Украины в состав СССР.

1939 г. - возвращение  Западной Украины в результате  нападения СССР на Польшу.

1940 г. - присоединение  к Украине Северной Буковины.

1941 - 1944 гг. - немецкая  оккупация Украины в ходе II мировой  войны.

1945 г. - включение  в состав Украины Закарпатской  области. Украинская ССР - член  ООН.

1945 г. - передача Крыма  Украине (из состава России).

1986 г. (26 апреля) - на  территории Украины произошла  страшнейшая катастрофа - взрыв одного  из блоков Чернобыльской АЭС.

24 августа 1991 г. - провозглашение  независимости Украины. 

6. Туризм

Туризму как одной  из наиболее динамичных отраслей мировой  экономики в Украине придаётся  большое значение. Правительство  этой страны разработало проект «Поддержки создания Центра развития туризма в  Крыму» и сформировало специальный  фонд его финансирования. Украина, как  известно, располагает прекрасными  зонами отдыха и здравницами в  Карпатах, на побережьях Чёрного и  Азовского морей, а потому рекреационный  туризм, цель которого - отдых, оздоровление, восстановления физических и психологических  сил, ставится на первое место.

Вместе с тем  развивается и познавательный туризм. Этому способствует богатая история  Украины, столица которой - Киев - по праву считается отцом русских  городов. Украинская земля богата и  архитектурно-историческими памятниками, наиболее впечатляющие из которых - в  Киеве: Софийский собор (11 в.), Киево-Печерская  лавра (11 - 18 вв.), Золотые ворота (11 в.), Выдубецкий монастырь (11 в.), Кирилловская церковь (12 в.), Андреевская церковь (12 в.) архитектора Растрелли, церковь Спаса на Берестове;

во Львове: один из старейших университетов в Европе (1661 г.), Кафедральный собор (14 - 15 вв.), Часовня Трех святителей (16 в.), Черная Каменица (16 - 17 вв.);

в Одессе: знаменитый Оперный театр (1887 г.), ансамбль классических зданий с Потемкинской лестницей, памятник Доку Ришелье, памятник А. С. Пушкину;

в Севастополе: руины  древнего города Херсонеса, существовавшего  в 5 в. до н. э., Археологический заповедник.

7. Внешнеэкономические  связи

Украина обладает значительным экспортным потенциалом и осуществляет внешнеторговые сделки с партнерами 167 стран мира. В интересах активизации  внешнеторговой деятельности в Украине  в 1998 г. разработана и реализуется  «Национальная программа развития экспортного потенциала». Правительство  этой страны провозгласило многовариантную  модель внешнеэкономической политики, рассчитывая на быструю интеграцию в мировую экономику.

В комплексе экономических  мер по стимулированию экспорта наиболее эффективной мерой является финансовое содействие государства отечественным  экспортерам, в том числе с  привлечением средств государственного бюджета, которые предусматривают  использование механизмов кредитования экспорта, страхования экспортных кредитов, предоставление государственных гарантий.

Важнейшими торговыми  партнерами Украины являются страны СНГ и прежде всего Россия, на которую приходится 20% экспорта и 47% импорта республики. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными  статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический  каучук. Итак, Россия поставила Украину  в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом  сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает  координацию экономического и социального  развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной  и просторной базы для стратегического  партнерства в глобальном масштабе. Практически в обмен на признание  Россией полного суверенитета Украины  и ее территориальной целостности  Украина открыла двери для  проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя  движения вперед. Вторым важнейшим  торговым партнером Украины из группы постсоветских стран является Республика Беларусь. Вступив в Совет Европы, Украина развивает торговые отношения  со странами Евросоюза. Теперь она торгует  практически со странами всех континентов.

Вместе с внешнеторговыми  отношениями Украина проводит активную инвестиционную политику. Основным документами, регулирующими иностранные инвестиции в Украине, являются закон «Об  инвестиционной деятельности» и  президентский указ «О дополнительных мерах по увеличению инвестиций в  экономику Украины». Последний предусматривает упрощение процедуры оформления иностранных инвестиций, улучшения правовых, организационных и экономических условий для зарубежных инвесторов. В результате стали расти в стране ПИИ, которые на начало 2001г. составили 3,865 млрд. долларов, или 78 долларов на одного жителя республики. Наибольшие объемы инвестиций в украинскую экономику внесли инвесторы США (635,8 млн. долл.), Кипра (372 млн. долл.), Нидерландов (361,8 млн. долл.), России (314,3 млн. долл.), Великобритании (299,4 млн. долл.) и Германии (237,9 млн. долл.). На эти страны приходится около 60% общего объема прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику Украины.

Около половины всех ПИИ (1,902 млрд. долл., или 49,2%) вложены  в украинскую промышленность, в том  числе в пищевую промышленность (20,1%), машиностроение и металлообработку (9%), топливно-энергетический комплекс(5,9%), черная металлургия(3,4%). Наибольшие объемы зарубежных инвестиций сконцентрированы в Киеве, Донецке, Запорожье, Полтаве, Одессе и Днепропетровске.

Таким образом, через  внешнюю торговлю и зарубежные инвестиции постоянно расширяются внешнеэкономические  связи Украины.

8. Экономика Украины

Еще в пору «горбачевской  оттепели», когда ускорение положило начало «перестройке», Украина пыталась свою экономику поставить на новые  рельсы. Но политика ускорения не смогла создать возможностей для эффективного использования ресурсов, накопления капитала, и ускоренный экономический  рост не наступил. Как и не наступила  реструктуризация важнейших отраслей производства.

Украина, крупнейшая страна Европы, одна из первых стала  на путь глубокого реформирования национальной экономики в постсоветском пространстве. Однако ожидаемая стабилизация хозяйственной  жизни на путях либерализации  социально-экономических отношений  и внедрения рыночных принципов  осуществляется медленно. Более того, утвердилась общая тенденция  не только сокращения объемов производства промышленности, но и спада производства в сельском хозяйстве. Об этом говорят  данные статистики: с 1990 по 1997г.г. производство промышленной продукции Украины  сократилось на 50%, а сельскохозяйственной -- на 42%. В Крыму соответствующие  показатели составляют 59 и 56 %, в Волынской  области -- 71 и 47, Житомирской -- 68 и 43, Закарпатской -- 68 и 22, Кировоградской-- 70 и 45 и во Львовской -- 71 и 37 %.

Курс на переход  к социально ориентированной  рыночной экономике в Украине, взятый с начала 90-х годов и получивший особую интенсивность с конца 1994г., не дал, по словам директора Института  экономического прогнозирования НАН  Украины В. Гееца, существенных положительных изменений в контексте обеспечения экономического роста.

«Ныне в Украине, - пишет директор Института экономики  Украинской НАН И. Лукинов, -- реальность такова, что с 1990 по 1999 гг. резко сокращены объемы национального производства. Более чем наполовину снизились основные макроэкономические показатели -- ВВП и НД в расчете на душу населения, соответственно упал и уровень жизни его основной массы. Произошел процесс небывалого социального расслоения общества. За счет государственного имущества и финансов обогатилась группа сверхбогатых олигархов. В то же время образовалась масса сверхбедных, нищих. Тем самым на фоне общего снижения уровня жизни создана реальная почва для общественных катаклизмов, разгула криминала. Произошел катастрофический спад инвестиционной и инновационной активности, которая составляет сейчас всего 20% от уровня 1990г., когда объем инвестиций по сравнению с развитыми странами был также крайне незначительным».10

По расчетам Украинско-Европейского консультативного центра по вопросам законодательства, в Украине реальный размер ВВП при оценке в рублях 1990г. из года в год уменьшался. Так, в 1992г. он составил 137,4 млрд. руб., в 1993г. -- 100,5, в 1994г. -- 60,3, в 1995г. - 55,9, в 1996г.-- 52,6, в 1997г. - 52,3, в 1998г. - 50,6 млрд. рублей. Если доля ВВП Украины в мировом ВВП в 1990г. составляла 0,8%, то в 1997г. этот показатель уменьшился до 0,3%, т. е. сократился в 2,7 раза. За тот же период среднедушевой ВВП в Украине снизился по сравнению со среднемировым с 0,8% до 0,35% (или в 2,3 раза). Если принять ВВП Украины на душу населения за 100% (1996г.), то соответствующий средний уровень 15 стран ЕС составил 587%, Чехии -- 380, Польши -- 206, России -- 203, Беларуси -- 155, Молдовы -- 63%.

Удельный вес промышленной продукции в объеме продукции  всех отраслей экономики Украины  за последние 8 лет постоянно уменьшался: в 1990г. -- 50,7%, в 1995г. -- 47,4, в 1996г. -- 44,2, в 1997г. -- 42,8, а в 1998г. -- 41,4%. Аналогичная тенденция  и в аграрной сфере Украины. Объем производства сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах 1996г.) в хозяйствах всех форм Собственности в 1990г. составили 48,6, в 1995г. -- 31,6, в 1996г. -- 28,6, в 1997г. - 28,1, в 1998г. - 25,8 млрд. гривен.

По удельному весу промышленной продукции показатели Украины упали по сравнению с  мировым уровнем с 1,3% до 0,5% (или  уменьшились в 2,6 раза), а по производительности труда в промышленности -- соответственно с 0,63 до 0,4% (или уменьшились в 1,6 раза).

В хозяйственной  практике Украины имеет место  массовая поддержка функционирования производства за счет неплатежей, исчисляемых  в сотнях миллиардов грн. Только в 1999г. кредиторская задолженность по Украине  в целом составляла 192,6 млрд. грн., а дебиторская -- 140,8 млрд. грн. Задолженность  предприятий перед бюджетом в 1999г. составляла 11,8 млрд. грн. Уровень задолженности, по подсчетам директора Института  экономического прогнозирования НАН  Украины В. Гееца, превышает величину ВВП, и вряд ли она будет погашена. «Такое положение дел, -- подчеркнул академик В. Геец, -- означает, что фактически одни производства работают за счет других, а доминирующим видом обмена продукцией и ресурсами стал бартер, что не способствует эквивалентному обмену».

Усугубляется экономическое  положение Украины и значительным государственным долгом, содержание которого раскрывается в приведенной  таблице.

Таблица 5

Динамика государственного долга Украины 

Показатели 

1993 

1994 

1995 

1996 

1997 

1998 

1999 

2000  

Внешний долг          

(млрд. долл.) 

0,4 

3,6 

4,8 

8,2 

8,8 

9,6 

11,5 

12,4  

Внутренний долг          

(млрд. долл.) 

00 

00 

00 

5,3 

2,1 

5,4 

3,9 

2,8  

Всего          

(млрд. долл.) 

0,4 

3,6 

4,8 

13,5 

10,9 

15,0 

15,4 

15,2  
 

Рассчитано по данным Министерства финансов Украины по состоянию  на 1 января соответствующего года.

Отношение внешнего долга к ВВП стремительно нарастает и по состоянию на 1 января 2000г. исчисляется 39,65%. Отношение же общей суммы государственного долга к ВВП достигло 48,56%.

По состоянию на 1 января 1999г. внешний долг складывался  из таких задолженностей: по займам, предоставленным международными финансовыми  организациями (4.817 млрд. долл., или 41,9% от его общей суммы); по займам, предоставленным  иностранными государствами, в том  числе по займам под гарантии правительства  Украины (3.774 млрд. долл., или 32,6%); по займам, предоставленным иностранными коммерческими  банками (фидуциарные займы) -- (1.767 млрд. долл., или 15,4%); перед РАО «Газпром» (1.155 млрд. долл., или 10,1%).11

В 2000г. Украина должна была заплатить внешним кредиторам около 3,3 млрд. долл., а в 2001г. -- 2,4 млрд. долл.; при этом в 2000г. выплаты по внешнему долгу планировались на уровне 7% ВВП (для сравнения: в первом полугодии 1999г. аналогичные выплаты  составляли 3,8% ВВП).12

Указанные негативные тенденции украинское правительство  серьезно стремилось преодолеть с помощью  ряда государственных мер. Однако проведенные  меры так называемой «шоковой терапии» желаемых результатов не принесли. В кризис втянуты практически  все регионы страны. Это убедительно  подтверждают слова главы Черниговской областной администрации Н. Бутко. Он в статье «Решение проблем регионального  развития» пишет: «В течение 1990 -- 1998 гг. объемы промышленного производства в области сократились почти  втрое, рентабельность уменьшилась  в 4 -- 5 раз. Следствием этого стали  сокращения рабочих мест, низкая конкурентоспособность  продукции многих промышленных предприятий, разрушение их внешнеэкономических  связей». «В критическом положении, -- информировал Н. Бутко, -- находится сельское хозяйство. Производство таких традиционных для здешних районов монокультур, как картофель и лен, сократилось более чем в 6 раз, молока -- в 3,3, мяса -- в 3,8 раза. Из-за локализации своей деятельности большинство сельскохозяйственных предприятий осуществляют натуральное распределение».12 Н. Бутко подчеркнул, что традиционными подходами изменить ситуацию к лучшему невозможно и предложил сформировать в северной части области открытую экономическую систему рыночного типа с элементами государственного регулирования. Тем самым губернатор Черниговщины предложил свой вариант улучшения функционирования экономики, выхода из кризиса.

Информация о работе Бюджетный процесс в Украине