Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что местный бюджет должен соответствовать задачам социально-экономического развития, возложенным на органы местного самоуправления. Это определяет необходимость решения проблем, связанных с бюджетным процессом, в том числе формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, обоснование расходов и доходов местного бюджета.
Цель работы – проанализировать бюджетный процесс в РФ и в муниципальном образовании, рассмотреть отношения федеральных, региональных и местных уровней власти. Рассмотреть положения бюджетного процесса на примере города Новокузнецка.

Содержание

Введение______________________________________________________ 2
Глава 1. Бюджетный процесс в Российской Федерации:
1.1. Задачи, принципы, этапы бюджетной деятельности РФ___________
1.2. Роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ_________
Глава 2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании:
2.1. Положения о бюджетном процессе в МО_______________________ 16
2.2. Рассмотрение бюджета г. Новокузнецка (2006 год) ______________ 23
Заключение____________________________________________________ 31
Список литературы______________________________________________32

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

2. Составление прогноза  социально-экономического развития  и оценка доходов бюджета в  предстоящем году (после издания  распоряжения в течении месяца).

3.   Определение  ориентировочных лимитов финансирования  по главам разделам расходов бюджета и сообщение о них распорядителям бюджетных средств.

4.     Составление  и передача бюджетополучателями  бюджетных заявок на рассмотрение  распорядителю бюджетных средств  (на основании прогноза, минимальных  социальных стандартов и расчетного  объема минимального бюджета МО).

5.       Работа  с заявками распорядителей бюджетных  средств:

-  письменное заключение  по каждой заявке, их обобщение;

- направление сводной  заявки по своему ведомству  в экономическую и финансовую  службу администрации (до 1 сентября);

- направление  отрицательных  заключений бюджетополучателю для исправления;

-    направление бюджетной  заявки  при повторном отрицательном заключении главному распорядителю бюджетных средств для окончательного ее принятия или отклонения.

6.    Обобщение и анализ  предложений распорядителей (в срок до 15 августа), разработка проекта бюджетного послания и направление его экономической службой МО в финансовый орган (в срок до 1 октября).

7.  Составление проекта бюджета  финансовым органом (в срок  до 20 октября)

8.     Выступление главы МО с бюджетным посланием (не позднее 1 ноября).

9.     Опубликование бюджетного  послания главы МО.

     Бюджетное послание  содержит:

- Основные показатели социально-экономического  развития  МО на соответствующий  период.

-   Основные направления бюджетно-финансовой политики МО.

-   Ведомственную классификацию  расходов бюджета.

-    Баланс финансовых ресурсов  МО.

-    Проект бюджета МО  на предстоящий финансовый год.

-    Оценку  исполнения бюджетов  предшествующего и текущего финансовых  годов.

-    Программу приватизации (продажи) муниципального имущества.

-    План приобретения имущества  в муниципальную собственность.

-    Структура муниципального  долга и программу его обслуживания.

-    Программу внутренних  заимствований на очередной финансовый  год.

-    Программу представления  муниципальных гарантий и поручительств  на очередной финансовый год. 

       Рассмотрение  проекта бюджета представительным  органом местного  самоуправления  происходит в трех чтениях,  как правило, не менее чем  на трех заседаниях:

  1. В первом чтении принимается решение об утверждении бюджета по базовым показателям – сумма доходов и расходов, размер дефицита бюджета. Не утверждение бюджета в первом чтении влечет возврат его на доработку в администрацию либо направление в согласительную комиссию.
  2. Рассмотрение проекта бюджета во втором чтении не позднее, чем через 20 дней после принятия его в первом чтении.
  3. Принятие решения о распределении доходов и расходов по разделам, подразделениям и статьям (подстатьям) бюджетной классификации осуществляется в пределах, утвержденных в первом чтении базовых показателей.
  4. Предложения об увеличении объема ассигнований по какой-либо статье расходов или включении новых статей, поступившие в ходе второго чтения, должны содержать источники покрытия образовавшихся расходов.
  5. При постатейном рассмотрении и утверждении расходной части бюджета в составе функциональной классификации выделяются части расходов текущего и капитального (инвестиционного) характера. Суммы ассигнований по текущим расходам составляют бюджет текущих расходов, а сумма ассигнований по расходам на капитальные расходы – бюджет развития.
  6. Утверждение в составе бюджета (сверх предусмотренных расходов) объема оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по бюджету на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может использоваться на покрытие кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до размеров, установленных при утверждении.
  7. Утверждение бюджета во втором чтении с одновременным утверждением долгосрочных целевых программ и документов, входящих в состав бюджетного послания.
  8. Представительный орган местного самоуправления рассматривает проект бюджета в третьем чтении не позднее, чем через 10 дней после утверждения во втором чтении. Принимается решение об утверждении бюджета в целом.

Бюджет на следующий  год должен быть утвержден до начала очередного финансового года.  Если бюджет не утвержден, глава МО имеет право расходовать  бюджетные средства в порядке, установленном ст. 190 БК РФ.  При этом размер финансирования защищенных статей не должен быть ниже установленного нормативными актами федерального и субъектов федерации уровня по состоянию на декабрь предыдущего года. Решение об индексации ассигнований принимается представительным органом.

Исполнение местного бюджета включает:

  1. Зачисление доходов на единый счет бюджета.
  2. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
  3. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
  4. Составление бюджетной росписи.
  5. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и бюджетными учреждениями.
  6. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.
  7. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
  8. Финансирование (заключается в расходовании бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств).
  9. Изменение бюджетных ассигнований вследствие:

- введения режима сокращения расходов бюджета (секвестирования);

- исполнения бюджета  сверх утвержденных в бюджете  показателей;

- перемещения  бюджетных   ассигнований  главным  распорядителем  бюджетных средств в пределах  своих полномочий;

-  неисполнения  обязательных  условий  бюджетного  финансирования (например, нецелевой характер расходов, отсутствие необходимых документов и пр.)

Контроль за исполнением  местного бюджета осуществляется:

  1. Представительным органом местного самоуправления в виде:

- предварительного контроля  - в ходе обсуждения и утверждения проектов решения о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль  – в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджета  на заседаниях комиссий, рабочих  групп представительного органа, в ходе рабочих и публичных слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующего – в  ходе рассмотрения и утверждения  отчетов об исполнении бюджета.

2.  На основании  отчетности об исполнении бюджета,  которая предусматривает предоставление  в представительный орган местного самоуправления оперативной ежемесячной информации об исполнении бюджета, а также предоставление ежеквартального, полугодового и годового отчета об исполнении бюджета.

Сбор, свод, составление  и предоставление отчетности об исполнении бюджета осуществляются местным финансовым органом. Оперативная ежемесячная информация об исполнении бюджета представляется в представительный орган местного самоуправления по доходам и расходам бюджета в структуре утвержденной функциональной классификации расходов. Рассмотрение оперативной ежемесячной информации об исполнении бюджета на заседании представительного органа возможно лишь по его решению и не предполагает ее утверждения (для ежеквартальной и полугодовой может предусматриваться утверждение представительным органом).

Годовой отчет об исполнении бюджета:

  1. Предоставляется в представительный орган в форме проекта правового акта вместе с документами и материалами, предусмотренными БК РФ. Годовой отчет должен быть составлен в соответствии с той структурой, которая применялась при утверждении бюджета.
  2. Готовится местным финансовым органом на основании отчетов главного распорядителя, распорядителей и получателей бюджетных средств.
  3. Составляется на основе внутренней проверки исполнения бюджета, которая  осуществляется местным финансовым органом, или внешней проверки, осуществляемой депутатской группой бюджетного контроля или внешним аудитором.
  4. Утверждается представительным органом после получения результата проверки, проведенной соответствующим контрольным органом. При выявлении несоответствия выполнения бюджета утвержденному решению о бюджете и неведении режимов сокращения и блокировки расходов представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. При превышении администрацией полномочий по сокращению расходов, перемещению ассигнований, блокировке расходов представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому решению о бюджете и привлечь к ответственности виновных должностных лиц.

         Участники бюджетного процесса осуществляют свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом МО и Положением о бюджетном процессе в МО.

К участником бюджетного процесса в МО относятся:

- Представительные органы местного самоуправления – рассматривают и утверждают местные бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением местных бюджетов, формируют и определяют правовой статус муниципальных органов, осуществляющих контроль за  исполнением местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

- Исполнительные органы  местного самоуправления – выносят проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа; осуществляют ведомственный контроль за исполнением местного бюджета, составляют и представляют на утверждение представительного органа МСУ отчет об исполнении бюджета; осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ.

- Финансовые органы местного самоуправления (входят в состав исполнительных органов) – осуществляют составление проекта местного бюджета; организуют исполнение местного бюджета, утверждают сводную бюджетную роспись; управляют муниципальным долгом.

- Налоговые органы – организуют сбор доходов местного бюджета, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством и правовыми актами органов МСУ. Под налоговыми органами в данной работе понимаются территориальные органы Государственной налоговой службы РФ (Министерства по налогам и сборам) либо муниципальная налоговая служба.

- Главный распорядитель  бюджетных средств – определяет  задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по под ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть местного бюджета, вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет, осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

- Распорядитель бюджетных средств – составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — орган МСУ, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации