Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что местный бюджет должен соответствовать задачам социально-экономического развития, возложенным на органы местного самоуправления. Это определяет необходимость решения проблем, связанных с бюджетным процессом, в том числе формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, обоснование расходов и доходов местного бюджета.
Цель работы – проанализировать бюджетный процесс в РФ и в муниципальном образовании, рассмотреть отношения федеральных, региональных и местных уровней власти. Рассмотреть положения бюджетного процесса на примере города Новокузнецка.

Содержание

Введение______________________________________________________ 2
Глава 1. Бюджетный процесс в Российской Федерации:
1.1. Задачи, принципы, этапы бюджетной деятельности РФ___________
1.2. Роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ_________
Глава 2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании:
2.1. Положения о бюджетном процессе в МО_______________________ 16
2.2. Рассмотрение бюджета г. Новокузнецка (2006 год) ______________ 23
Заключение____________________________________________________ 31
Список литературы______________________________________________32

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение______________________________________________________  2

Глава 1. Бюджетный процесс в  Российской Федерации:

    1. Задачи, принципы, этапы бюджетной деятельности РФ___________
    2. Роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ_________

Глава 2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании:

2.1. Положения о бюджетном процессе в МО_______________________  16

2.2. Рассмотрение бюджета г. Новокузнецка (2006 год) ______________  23

Заключение____________________________________________________ 31

Список литературы______________________________________________32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет – это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

      Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

            Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

          Частью  системы бюджетирования является  бюджетный процесс. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

 Самостоятельной частью бюджетной системы страны являются бюджеты местных образований. Федеральные и территориальные органы власти финансируют свою деятельность в значительной степени за счет подоходных налогов, налогов на прибыль корпораций, налогов на заработную плату. Местные органы в основном получают средства за счет налогов на прибыль предприятий местного бюджета, налога на доходы физических лиц, налога с продаж и имущественных налогов. Основными видами расходов выступают затраты на образование, социально-культурные мероприятия, здравоохранение, управление, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.

 

     Бюджетный процесс в МО – регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по разработке, рассмотрению, утверждению бюджета, контролю за его исполнением. Если бюджетирование – это управленческий инструмент (механизм), то бюджетный процесс закрепляет нормативно-правовые аспекты управления местным бюджетом.  

Актуальность данной темы заключается в том, что местный бюджет должен соответствовать задачам социально-экономического развития, возложенным на органы местного самоуправления. Это определяет  необходимость решения проблем, связанных  с бюджетным процессом, в том числе  формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований,  обоснование расходов и доходов местного бюджета.

Цель работы – проанализировать бюджетный процесс в РФ и в муниципальном образовании, рассмотреть отношения федеральных, региональных и местных уровней власти. Рассмотреть положения бюджетного процесса на примере города Новокузнецка.

      Объектом исследования – выявление тенденций и закономерностей формирования и использования местного бюджета.

     Предметом исследования – местный бюджет муниципального образования города Новокузнецка.

      При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

  1. дать характеристику  бюджетного процесса Российской Федерации, сформулировать его принципы, выделить этапы бюджетной деятельности и рассмотреть организацию каждого из них.
  2. определить роль муниципальных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации;
  3. на примере г. Новокузнецка   рассмотреть формирование бюджета  муниципального  образования.

            В ходе выполнения работы применялись аналитические, статистические, сравнительные, качественные методы.  Данные методы позволили на основе имеющихся данных оценить деятельность органов местного самоуправления  в области осуществления бюджетного процесса.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Бюджетный процесс в Российской Федерации.

1.1. Задачи, принципы, этапы бюджетной  деятельности РФ.

          В статье 6  Бюджетного кодекса РФ дано  следующее определение бюджетного  процесса:  «Бюджетный процесс  – это регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, которая заключается в составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в контроле за их исполнением».

            Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны.

            Задачами бюджетного  процесса являются:

* максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;

*  определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

* установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

* согласование бюджета  с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

* сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

* осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

* повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;

*   усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

* автоматизация процесса  составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники. [ 4 ]

               До принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР". В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо Бюджетного кодекса, содержатся в ряде других законов Российской Федерации, законах (решениях представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актах, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерством финансов РФ и субъектов Федерации).

         В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации. Все они перечислены в статье 28  главы 5 Бюджетного Кодекса РФ:

- единство бюджетной системы  РФ;

- разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ;

- самостоятельность бюджетов;

- равенства бюджетных прав субъектов   РФ, муниципальных образований;

- полнота отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

-  сбалансированность бюджета;

- эффективность и экономность  использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов  бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджетов;

- адресность и целевой характер  бюджетных средств.

         Вместе  с тем для бюджетного процесса  характерны и некоторые другие  принципы. Так, распределение полномочий  в бюджетном процессе основано  на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов к функциям органов представительной власти.

           Бюджетный  процесс включает  в себя четыре этапа бюджетной  деятельности:

1)   составление  проектов  бюджетов;

2)   рассмотрение  и утверждение бюджетов;

3)   исполнение бюджетов;

4)   составление  отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

          Первым этапом бюджетного процесса  является  составление проектов  бюджетов. Он начинается с бюджетного  послания Президента РФ, которое  включает:

  1. основные показатели социально-экономического развития РФ        

     на планируемый  год и среднесрочную перспективу;

  1. сводный финансовый баланс в целом по территории РФ;
  2. оценку результатов исполнения федерального и консолидированного бюджетов за предыдущий год и истекший период, предшествующий планируемому;
  3. основные направления бюджетной и налоговой политики;
  4. показатели консолидированного бюджета;
  5. проект федерального бюджета;
  6. другие показатели, характеризующие стратегию и объемы федерального бюджета на очередной год.

          Бюджетное послание Президента  РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. 

          Составление проектов бюджетов  является исключительной прерогативой  Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов РФ и органов местного самоуправления.

         Непосредственно составлением проекта  федерального бюджета занимается  Министерство финансов РФ. В субъектах  эту работу выполняют финансовые  органы субъектов Федерации, а  в муниципальных образованиях  – финансовые органы муниципалитетов. Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

        Следующая стадия бюджетного  процесса –  рассмотрение и  утверждение бюджетов. Проект федерального  бюджета на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу и одновременно Президенту РФ не позднее 26 августа текущего года. В Государственной Думе проект федерального бюджета рассматривается в четырех чтениях:

1-е чтение длится 30 дней со дня вынесения на обсуждение в Государственную Думу. Обсуждается концепция и прогноз  социально-экономического развития, а также основные направления бюджетной и налоговой политики. Государственная Дума заслушивает доклад правительства РФ, содоклады комитета по бюджету и профильных комитетов, а также доклад счетной палаты.

       Если  Государственная Дума принимает  проект федерального бюджета  в первом чтении, то это означает, что основные показатели бюджета:  общие размеры доходов и расходов, а также размер дефицита федерального бюджета приняты и не могут быть изменены в следующих чтениях.

      В случае  отклонения проекта бюджета в  1-м чтении, Гос. Дума может:

1) вернуть проект в  правительство на доработку;

2) передать документ  в согласительную комиссию, которая  состоит из представителей Президента РФ, правительства и т.д.

3) поставить вопрос  о недоверии Правительству.

Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает новый  вариант бюджета и снова выносит  на обсуждение в Государственную  Думу  в 1-м чтении.

Во 2-ом чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ, а также размер Фонда финансовой поддержки Субъектов РФ.

Государственная Дума рассматривает  проект бюджета во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в 1-м чтении. Если Гос. Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В 3-ем чтении, которое длится  в течение 25 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации