Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что местный бюджет должен соответствовать задачам социально-экономического развития, возложенным на органы местного самоуправления. Это определяет необходимость решения проблем, связанных с бюджетным процессом, в том числе формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, обоснование расходов и доходов местного бюджета.
Цель работы – проанализировать бюджетный процесс в РФ и в муниципальном образовании, рассмотреть отношения федеральных, региональных и местных уровней власти. Рассмотреть положения бюджетного процесса на примере города Новокузнецка.

Содержание

Введение______________________________________________________ 2
Глава 1. Бюджетный процесс в Российской Федерации:
1.1. Задачи, принципы, этапы бюджетной деятельности РФ___________
1.2. Роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ_________
Глава 2. Бюджетный процесс в муниципальном образовании:
2.1. Положения о бюджетном процессе в МО_______________________ 16
2.2. Рассмотрение бюджета г. Новокузнецка (2006 год) ______________ 23
Заключение____________________________________________________ 31
Список литературы______________________________________________32

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

В 4-ом чтении, которое длится 15 дней, проект федерального бюджета принимается в целом. Внесение в него поправок не допускается.

            Принятый Государственной Думой  Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течении пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

              Следующим этапом бюджетного  процесса является процесс исполнения бюджета – эта стадия имеет своей целью выполнение доходных и расходных частей бюджета. Таким образом, исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий. В соответствии  с Бюджетным кодексом РФ в России устанавливается Казначейское исполнение бюджетов. В отношении федерального бюджета это означает, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых отчетов Федерального казначейства. Именно Федеральному казначейству принадлежит исключительное право на открытие и закрытие счетов федерального бюджета, а также определение их режима. Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России.

        Исполнение  бюджета основано на следующих  принципах:

А) единства кассы – зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета;

Б) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном  счете.

          Последним этапом бюджетного процесса является составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение – осуществляется отчет уполномоченным исполнительным органом и может быть оперативным, ежеквартальным, полугодовым и годовым. Отчет направляется в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.   Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после представления указанного отчета в Государственную Думу. В свою очередь Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • Об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

          Продолжительность бюджетного процесса по первому  и второму этапам — более года; по третьему— 1 год (с 1 января по 31 декабря); по четвертому — более полугода. Бюджетный процесс – процесс непрерывный и может продолжаться 3 года. Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.

         Согласно ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент страны;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно – кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
  • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации,
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство;
  • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
  • Банк России;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета. Полномочия главных распорядителей предусмотрены статьей 158 Бюджетного Кодекса России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Роль муниципальных  бюджетов в бюджетной системе  РФ

Каждое муниципальное  образование имеет собственный  бюджет и право на получение в  процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета  субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет занимает первый уровень бюджетной системы  РФ, состоящей из:

-   федерального бюджета – план расходов и доходов государства на       

финансовый год;

-   региональных бюджетов – план расходов и доходов субъекта РФ;

- местного бюджета – план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов;

-   консолидированных  бюджетов, объединяющих местный  (в случае двухуровневого построения  МСУ может создаваться консолидированный местный бюджет), региональный и федеральный бюджетные уровни. [ 6 ]

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом  муниципального образования. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы. Эти налоги и сборы перечисляются  налогоплательщиками в местные бюджеты.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения установленные законодательством  Российской Федерации; осуществлением отдельных государственных полномочий; обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам.

           Важнейшими принципами формирования муниципального бюджета являются:

1) выбор приоритетов на основе учета общественного мнения, научный подход к планированию муниципального развития;

2) перспективное бюджетное планирование на основе обновляемого финансового 3-4-х летнего плана-прогноза, согласно которому устанавливаются основные финансовые соотношения бюджета, позволяющие определить возможность МО самостоятельно обеспечить текущие расходы бюджета, а также обслужить муниципальный долг;

3) повышение устойчивости бюджета, обеспечивающее бездефицитность бюджета, его прозрачность, оптимизацию исполнения бюджета..

 В бюджетной системе  страны местные бюджеты - самые многочисленные. В настоящее время около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и более 40% расходов на народное хозяйство сосредоточено в местных бюджетах.

Местный бюджет  - это  централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного  муниципального образования, формирование  утверждение  и исполнение,  а также  контроль за исполнением  которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно. Местные бюджеты, как и другие экономические категории, сознательно используются государственными органами власти для решения социально-экономических задач.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации  по состоянию на 30 апреля 2005 года установлены границы 24372 муниципальных  образований. Из них:

  • муниципальных районов – 1803;
  • городских округов – 535;
  • городских поселений – 2072;
  • сельских поселений – 19726;
  • внутригородских территорий городов федерального значения

            Москвы и Санкт-Петербурга – 236.

Проблемы расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления  остаются исключительно актуальной.

    1. Трансферты прогнозируются без утвержденного расчета налогов и бюджетного потенциала местных бюджетов.
    2. Низкие предписанные доли поступлений от регулирующих налогов не стимулируют их сборы.
    3. Местные органы не заинтересованы в формировании и развитии доходной базы своих собственных бюджетов из-за существующей практики ежегодной корректировки источников бюджетных доходов.
    4. Отсутствие единой методики установления отчислений от регулирующих доходных источников и распределения средств финансовой поддержки МО на справедливой и долгосрочной основе, необходимой для текущих межбюджетных отношений.
    5. ОМСУ не владеют информацией об объемах государственных трансфертов и сроках их перечислений.

Проблемы, связанные с  формированием расходной базы местных  бюджетов:

  1. Отсутствие дифференциации компетенции, а значит и расходных полномочий по видам муниципальных образований.
  2. Нет четкого определения содержания понятий «компетенция», «государственные полномочия», «полномочия органов самоуправления», «расходные полномочия».

- Несоответствие полномочий  МО  с их ресурсными возможностями.

- Реализация права  самоуправления предполагает конкретное  описание всех расходных обязательств  МО в соответствии с уровнем его развития.

  3.  Необоснованное  закрепление полномочий за бюджетом  того или иного уровня в форме отдельных бюджетных учреждений или статей расходов (за содержание школьных зданий отвечают местные бюджеты, а зарплата учителям  выплачивается из бюджета субъекта Федерации).

           Перечисленные выше проблемы можно решить только на федеральном и региональном уровне с предоставлением местным органам бюджетной независимости.  Только в этом случае органам местного самоуправления предоставляется сильный стимул к  экономическому развитию, расширению местной базы налогообложения и использования ее для формирования доходов местных бюджетов.

   Т. к. за последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, бюджетная независимость позволила бы органам МО влиять на уровень и ассортимент социальных услуг, а так же на выбор способа их финансирования. [ 6 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетный  процесс в муниципальном образовании.

    1. Положения о бюджетном процессе в МО

           Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.  

        Бюджетный процесс МО, так же как и бюджетный процесс РФ имеет свой жизненный цикл, включающий разработку проекта бюджета, его рассмотрение, исполнение, корректировку (секвестр, использование сверхплановых поступлений), контроль за исполнением бюджета отчет об исполнении. Рассмотрим эти этапы для муниципального образования (рис.1)

          Подготовка годового бюджета  включает в себя:

1.  Издание распоряжения  главы МО о составлении проекта  бюджета (не позднее чем за 5 месяцев до начала очередного  года).

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации