Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджетный контроль является неотъемлемым элементом экономической системы стран с рыночными отношениями и демократическим социальным устройством, который призван обеспечить предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость и сущность бюджетного контроля, его специфика
2. Организация контроля за формированием доходов бюджета и целевым расходованием бюджетных средств, оценка его результативности
3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

Копия бюджетнариа контроль.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

в-четвертых, качественное улучшение структуры бюджета возможно при принятии в последствии бездефицитного бюджета с целью появления более оптимистических ожиданий субъектов экономики, которые будут уверены, что при условии полного соблюдения закона государственные расходы не будут финансироваться за счет свободных средств экономики страны.

Решение этих проблем будет качественным только при правильном выборе программ, без которых невозможен прорыв в экономике за счет получения хороших последствий в короткие сроки и без государственной поддержки бюджетными средствами.

Что касается финансовой системы Республики Беларусь, то с обретением республикой самостоятельности и проведением экономических реформ претерпела значительные изменения. Она пополнилась новыми звеньями, которых ранее не было. Все государственные расходы ранее финансировались из бюджета. Начиная с 1990г., в Беларуси, начинает широко применяться практика образования целевых государственных фондов денежных средств, как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов.

На основе комплексного и многостороннего контроля организации в бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития контроля бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли республиканского бюджета в условиях трансформационной экономики в Республике Беларусь требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования. В частности, в области контроля формирования доходов и расходов можно предложить следующее:

1.              Применение     более     прогрессивных     методов планирования     и прогнозирования,   обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на   основе экономико-математических   методов   и   моделирования,   выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2.              Повышение обоснованности   макроэкономических   показателей как основы контроля доходов бюджета.

3.              Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.

4.              Реструктуризация доходов и расходов бюджета. Имеется в виду  оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  неналоговых  платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета  (поступлений    средств    от    приватизации государственной   собственности,  продажи  принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.) [27,c.35].

Также начиная с конца 90-х годов прошлого века в Республике Беларусь произошли существенные изменения в системе государственного управления, которые потребовали выработки новых подходов к осуществлению государственного, и прежде всего финансового контроля.

Подтверждением этому является принятие 9 февраля 2000 года Закона Республики Беларусь № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», а затем и образование в Комитете государственного контроля Республики Беларусь на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь[2]. В соответствии с названным Законом Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее — Комитет государственного контроля) является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Сложность самой системы государственного контроля, широта ее полномочий, разветвленность и необходимость тесных взаимосвязей практически со всеми государственными органами, а в особенности с Министерством по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом, местными исполнительными и распорядительными органами, предполагают точную координацию действий всех структур Комитета госконтроля. Поэтому качественное повышение эффективности государственного контроля может быть достигнуто только за счет более широкого применения на всех уровнях государственной власти, в том числе и в системе контролирующих органов, современных информационных и Интернет-технологий. Кроме того, внедрение электронного документооборота, создание электронного правительства не только сформирует единый государственный (национальный) информационный ресурс, но и снизит возможность получения отдельными государственными служащими взяток за принятое решение, поскольку будет практически исключен личный контакт между «клиентом» и чиновником.
            В качестве основных целей информатизации, в том числе и правовой, Комитета государственного контроля можно определить повышение эффективности контроля за планированием и прогнозированием республиканского бюджета, управлением доходами и расходами республиканского и местных бюджетов, поступлением и целевым использованием государственных средств, соблюдением хозяйственного, финансового и налогового законодательства, а также совершенствование межведомственного взаимодействия и внутреннего взаимодействия подразделений Комитета государственного контроля.

С 1 по 15 февраля 2002 года в г. Суздаль Владимирской области (Российская Федерация) состоялась Международная научно-практическая конференция «Финансовый контроль и новые информационные технологии». Особое внимание на ней было уделено внедрению современных информационных технологий — главного, что, по мнению специалистов, приведет в порядок крайне несовершенный на сегодняшний день государственный механизм финансового контроля в России, сократит теневой капитал (который составляет сейчас 40 процентов валового продукта), и в целом составит систему противодействия криминализации экономики. В развитие этого 30 сентября 2002 г. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации и Счетная палата Российской Федерации подписали соглашение, в рамках которого будет осуществляться взаимодействие и координация между ведомствами при внедрении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в интересах органов государственного финансового контроля. В частности, в России будут созданы специальные телекоммуникационные сети и сформированы информационные ресурсы для Счетной палаты Российской Федерации, открыт доступ к ним для общественности, а также будет проведен анализ эффективности использования средств федерального бюджета и других внебюджетных фондов, выделяемых на реализацию проектов информационно-коммуникационных технологий.

Данный опыт полезен и для Республики Беларусь. Использование информационных, и в частности правовых информационных, технологий в работе Комитета государственного контроля с одновременным внедрением электронного документооборота среди государственных органов, как это уже сделано в банковской сфере (что, кстати, дает возможность подключения специалистов Комитета государственного контроля к банковской сети), позволит значительно ускорить работу контролирующих органов, реально будет способствовать снижению уровня криминализации экономики Республики Беларусь, откроет новые возможности противодействия экономическим преступлениям и сделает прозрачным прохождение денег из республики за рубеж.

Первым практическим шагом внедрения и использования современных информационных технологий в работе Комитета государственного контроля явилось создание в нем автоматизированной интегрированной системы «Бюджетный контроль»[3]. Благодаря ее созданию, в базе данных Комитета госконтроля сосредотачивается поступающая от Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Национального банка, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения информация об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов в разрезе по группам и видам доходов и статьям расходов бюджетной классификации. В результате использования системы обеспечивается полный контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, использованием государственных средств.

Учитывая роль информационных технологий в эффективной организации и осуществлении контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и использованием бюджетных средств, необходимо иметь в виду, что информатизация органов государственного контроля должна строиться на единой методологической базе с информационно-телекоммуникационной сетью иных государственных органов.

Внедрение в работу государственных органов Республики Беларусь тех предложений, с которыми выходила Республика Молдова на заседание Совета Глав государств и которые получили одобрение всех Президентов, участвовавших в Кишиневском Саммите СНГ, может реально способствовать достижению желаемых результатов. Создание и внедрение Единого регистра населения Республики Беларусь на базе паспортных учетов, завершение работ, связанных с разработкой и внедрением Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми самым тесным образом должны быть связаны все остальные регистры и реестры, тем или иным образом касающиеся граждан, юридических лиц, налоговой, банковской и социальной сферы, системы таможенных платежей и т.д., будет способствовать ускорению прохождения всех процедур контроля за юридическими и физическими лицами в налоговой и банковской сфере.

Комплексной проблемой также является недостаточное информационное взаимодействие государственных органов, несмотря на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.08.2000 № 1344 «О государственной регистрации информационных ресурсов» и постановление ГКНТ от 28.12.2000 № 15 «Об организации государственной регистрации информационных ресурсов», отсутствие разработанных словарей в экономической, налоговой, таможенных сферах деятельности и т.д. На наш взгляд, интеграция данных позволит создать единый государственный банк данных (национальный информационный ресурс) для проведения анализа, прогнозирования и моделирования экономического развития Республики Беларусь.

Поскольку в стране до сих пор не сформирован единый государственный информационный ресурс, нет единой системы идентификации данных, Республика Беларусь, несмотря на достаточно серьезный таможенный контроль, теряет большое количество налоговых и таможенных платежей в связи с тем, что ввозимый груз и его цена зачастую не соответствуют сведениям, указанным в таможенных документах. Создание единой информационной системы, в том числе и в рамках СНГ, должно привести к тому, что пломбирование грузов с помощью специальных чипов, содержащих информацию о грузе, которая будет считываться компьютерами на таможенном терминале, позволит обеспечить оперативный и полный контроль за достоверностью данных, указанных в накладных.

Кроме того, отсутствие единой межведомственной информационной системы приводит к тому, что таможенники не могут оперативно получить информацию из Министерства по налогам и сборам, Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, действительно ли существует конкретное предприятие, ввозящее груз, является ли ввоз данного груза его сферой деятельности и т.д. Налоговая отчетность в свою очередь допускает погрешности и далека от экономических реалий. Ни у одного из государственных органов, в том числе Министерства по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета, нет полной и достоверной информации.

Как уже отмечалось, сложность системы государственного контроля требует точной координации действий всех ее структур. Поэтому приоритетной задачей является создание единой телекоммуникационной среды контролирующих органов с использованием новейших достижений в сфере автоматизации и информатизации. Необходимо предусмотреть поэтапное построение, развитие и ввод в эксплуатацию автоматизированной информационной системы на основе совокупности информационных и аналитических моделей, методов обработки и анализа финансовой информации, хранящейся в базах данных, и документов, интегрированных в корпоративную среду. Автоматизированная информационная система Комитета госконтроля должна обеспечить информационные, поисковые, аналитические процессы обработки данных и документов для реализации его текущей деятельности. Основным ее содержанием должно быть формирование и использование информационных ресурсов и транспортировка (передача) информации с непременным условием защиты от несанкционированного доступа, а также обеспечение информационной безопасности взаимодействующих субъектов, разработка и применение эффективных средств и методов защиты в едином информационном пространстве, обеспечивающем национальную информационную безопасность*, защиту прав юридических и физических лиц. Создание такой телекоммуникационной среды предполагает также организацию совместимости, взаимодействия ведомственных и территориальных систем на базе использования отечественных и международных стандартов, единых систем классификации информации и обработки данных, эффективного использования информационных ресурсов в различных сферах деятельности, создания корпоративных сетей взаимодействия и обмена информацией и использования проблемно-ориентированных баз и банков данных и т.д.

Информатизация государственных органов на основе передовых информационных технологий открывает новые перспективы для качественного повышения эффективности использования государственных ресурсов. Повышению эффективности контроля за использованием государственных ресурсов может содействовать создание единого информационного пространства государственного контроля, а также использование контролирующими органами при исполнении возложенных на них функций информационно-моделирующих систем для анализа и прогноза соответствия бюджетных решений целям и задачам развития общества в экономике и социальной сфере.

Информация о работе Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе