Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджетный контроль является неотъемлемым элементом экономической системы стран с рыночными отношениями и демократическим социальным устройством, который призван обеспечить предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость и сущность бюджетного контроля, его специфика
2. Организация контроля за формированием доходов бюджета и целевым расходованием бюджетных средств, оценка его результативности
3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

Копия бюджетнариа контроль.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

Практическое применение частной методики определяется:

- уровнем бюджета, который исследуется;

- количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;

- видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц;

- предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.

Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели исполнения бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.

Группировка подразделяется на основные (по видам бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами исполнения бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей исполнения бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались.

Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от комплексного применения методических приемов. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения по доходам и расходам. Такой анализ предусматривает изучение не только отдельных сторон производства и отдельных результативных показателей, но и систематическое изучение экономики предприятия, показателей и факторов производства, а также комплексное выявление резервов, как по отдельным аналитическим показателям, так и по наиболее общим результативным показателям [25].

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов республиканских и местных налогов, их собираемости.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.

Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:

- объективной оценки результатов исполнения бюджета;

- выявления причин отклонений от утвержденных показателей;

- разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;

- обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;

- укрепления финансовой дисциплины;

- совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета;

- выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.

Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета поквартально и за год. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.

Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РТ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.

            Органы,  уполномоченные  для  осуществления   контроля   за    расходованием бюджетных средств, имеют право:

       - проводить ревизии и проверки;

       - получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и    граждан при проведении ревизий и проверок;

       - направлять   предписания   и  представления  по  результатам    проведенной  ревизии  или  проверки   в   республиканские   органы    государственной    власти,    органы    местного   самоуправления,    руководителям  объекта  контроля,   вышестоящие   органы   объекта    контроля;

       - принять по согласованию с соответствующим органом решение  о    приостановлении  всех  видов  финансовых,  платежных  и  расчетных     операций  на  проверяемом  объекте  в  случае   неисполнения   или    ненадлежащего  исполнения предписаний органов,  уполномоченных для    осуществления государственного контроля за расходованием бюджетных    средств,  создания  препятствий  для  проведения  ими  ревизии или   проверки.

В   случае  выявления  нарушений,  за  которые  может  быть    предусмотрена уголовная  ответственность,  органы,  уполномоченные    для   осуществления  государственного  контроля  за  расходованием    бюджетных средств, обязаны передать материалы ревизии или проверки    в правоохранительные органы, а также информировать государственный    орган или должностное лицо, назначившее проверку.

              Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.

Материальной основой доходов государственного бюджета  является национальный доход, т. е. та часть, которая  централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/ 3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это,  значит,  мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы[33,c.28].

Контроль бюджета по доходам и расходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов и расходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов и расходов бюджета и составление отчетности  о доходах соответствующего бюджета.

Одним из важных аспектов контроля исполнении бюджета является обеспечение потенциальных потребностей страны реальными источниками финансовых ресурсов. Политика государств в сфере финансов должна способствовать наполнению бюджета доходами при одновременном укреплении фундамента для устойчивого экономического развития и национальной независимости. Для стран, ориентированных на рыночную экономику, основным доходным источником являются налоги. Они в наибольшей мере влияют и на экономический потенциал государства, и на его положение в мировом сообществе.

Для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве государственный бюджет должен располагать устойчивой материальной базой. Поэтому структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:

- доходная, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;

- расходная, в которой перечисляют расходы бюджета и потребителей бюджетных средств.

В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП. Государственные доходы, рассчитанные по структуре ВВП, показывают не только отношение перераспределения, но и роль государства в воспроизводстве. Доля стоимости, привлеченная путем государственных закупок и капиталовложения возвращается в процесс производства. Вторая доля стоимости, привлеченная государством, тратится на цели, которые хоть и  не связаны с производством, но оказывают на него значительное влияние. Государственные доходы показывают движение денежных средств от разных слоев общества к государству. То, что для государства является доходом, для широких слоев населения является затратами. Государственные доходы на 85-92 % формируются за счет налогов, неналоговые доходы (преимущественно доходы государственных предприятий и собственности) составляют от 3 до 13 % и республиканский кредит – от 0,5-4 % их общего объема [14,c.45].

Увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу.

Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» установлено, что в 2006 году доходы республиканского бюджета составляют 25 508 162 084 тыс. руб. и формируются за счет:

1. налоговых поступлений, в размере 16 328 164 650,0 тыс. руб., в том числе:

1.1. налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, в бюджеты областей – 50 процентов, в бюджет г. Минска – 36,2 процента);

1.2 чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

1.3. налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, 30 процентов, в том числе в бюджеты: Брестской области – 4,47 процента, Витебской – 3,99, Гомельской – 4,59, Гродненской – 3,48, Минской – 4,53, Могилевской области – 3,54, г. Минска – 5,4 процента);

1.4. акцизов (за исключением акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска, к ним относятся акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);

1.5. таможенных пошлин и таможенных сборов;

1.6. экологического налога (за исключением экологического налога, зачисляемого в бюджеты областей и г. Минска в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти);

1.7. налогов, сборов и иных платежей, перечисляемых в республиканский бюджет;

1.8. других налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

2. неналоговых поступлений, в размере 1 044 080 434,0 тыс. руб., в том числе:

2.1. за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;

2.2. по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;

2.3. дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;

2.4. части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

2.5. арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;

2.6. от реализации материальных и нематериальных активов;

2.7. от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;

2.8. штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;

Согласно Закону налоговые доходы в составе всех доходов имеют наибольшую величину – 16 328 164 650 тыс. руб., что составляет 64,01 %. Далее идут взносы на государственное социальное страхование – 8 135 917 000 тыс. руб. (31,9 %) и самый меньший размер имеют неналоговые доходы – 1 044 080 434 тыс. руб. (Приложение А).

   Если рассматривать отдельно налоговые доходы, то здесь наибольший удельный вес имеют: налог на добавленную стоимость – 28 % от всех налоговых доходов; налоги и сборы из выручки от реализации товаров (работ, услуг) – 17,5 % и акцизы – 14,1 %.

Так, по итогам контрольной работы за январь-сентябрь 2006 года в бюджет Республики Беларусь поступило почти 20,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,7 процента, или на 1,5 трлн. рублей, превышает уровень соответствующего периода 2005 года. Доведенные плановые назначения выполнены на 101,6 процента, дополнительно в государственную казну поступило 328,6 млрд. рублей (Приложение Б).

За счет контролируемых налоговой службой поступлений сформировано 82,2 процента доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в том числе 73,0 процента доходов республиканского бюджета и полностью доходы местных бюджетов.

Превалирующую массу поступлений, контролируемых налоговыми органами, традиционно формируют плательщики г. Минска (36,7 процента). Далее следуют Гомельская (17,3 процента), Витебская (14,6 процента) и Минская (9,8 процента) области (Рисунок 2.1).

Информация о работе Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе