Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этапы разработки и формирование перспективного финансового плана.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетное планирование и прогнозирование……………….5
1.1 Сущность, основные модели, элементы и виды бюджетного планирования и прогнозирования………………………………………………………..5
1.2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики…………………………………………………………...13
Глава 2. Перспективный финансовый план…………………………….22
2.1 Необходимость перспективного финансового планирования……22
2.2 Этапы разработки перспективного финансового плана…………..25
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

     Так, бюджетное планирование, ориентированное  на результат, является одним из элементов  системы взаимодополняющих мер  по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный  эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы  государственного управления.

     БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:

  • Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
  • Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
  • Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
  • Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
  • Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

     Программно-целевой  метод – представляет собой системное  планирование, выделение бюджетных  средств на реализацию установленных  законом или иным правовым актом  целевых программ. Целевая программа  – это комплексный документ, целью  которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:

  • Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);
  • Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");
  • Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").

     Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к  рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения  отдельных территорий.

     По  сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими  методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей  и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого  метода реализуется принцип приоритетности планирования. Сущность ПЦМ заключается  в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования.

     ПЦМ применяется при разработке целевых  комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и  мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

     Метод экспертных оценок строится на основе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами-экспертами по своим отраслям знаний народного хозяйства, социальной сферы, налогообложения, финансов, бюджетов и т. д. Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

     Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов, как при организации  экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой  обработке результатов. Наиболее часто  эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где  невозможно выработать формализованную  прогностическую модель.

     Минусом данных методов заключается в  том, что применение этих двух методов только одновременно позволяет создать более реальную картину при определении того или иного прогнозируемого показателя. Также, чем меньше экспертов, тем менее точен результат; в методе заложен субъективизм оценки эксперта (знания, умения, практика), который весьма сложно учесть; точность среднего значения результата зависит от числа экспертов [2], 

      (1.2)

     где а — оценка (значение) эксперта, данная по определенному бюджетному показанию;

     i = 1...n — количество экспертов.

     Метод экстраполяции предполагает составление  перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Сущность экстраполяции заключается  в изучении сложившихся в прошлом  и настоящем устойчивых тенденций  развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная, базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих  тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом изменений  влияния различных факторов в  перспективе.

     Среди методов экстраполяции широкое  распространение получил метод  подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных  условиях все большее значение стали  придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания  с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

     Математические  методы экстраполирования сводятся к определению того, какие значения будет принимать та или иная переменная величина Х=x(t1), если известен ряд ее значений в прошлые моменты времени: 

     х1=x(t1),…….., x(tn-1) → x(tn)  (1.3) 

     В узком смысле слова экстраполяция - это нахождение по ряду данных функции  других ее значений, находящихся вне  этого ряда. Применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции  за пределами области ее определения  с использованием информации о поведении  данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения [2].

     Еще одним методом бюджетного планирования является метод моделирования. Моделирование  предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения  его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели. В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами, различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы). Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный. В современных условиях развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию [3].

     Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов  логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макроуровне, так и на мезоуровне и микроуровнях. При проведении экономического анализа  следует использовать системный  подход. В качестве системы рассматривается  народное хозяйство (экономика) в целом  и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа  заключается в том, что экономический  процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет  раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в  прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне  оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

     Глава 2. Перспективный финансовый план

     2.1 Необходимость перспективного финансового планирования

     Международный опыт свидетельствует о том, что  практика составления годового бюджета  стала дополняться планированием  бюджета на многолетнюю перспективу. Потребность в многолетнем бюджетном  планировании связана, в частности, с необходимостью учета в финансовом планировании долгосрочных эффектов от принимаемых сегодня решений  в области налогообложения и  расходных обязательств, учета влияния  на потребности в государственном  финансировании долгосрочных внешних  факторов (социальных, демографических, экономических), а также возможности  осуществлять целенаправленную политику, что может быть особенно важным при  решении приоритетных государственных  задач.

     В настоящее время все страны Европейского Союза разрабатывают среднесрочные  бюджетные программы. Общим требованием  Европейской комиссии является представление  ими ежегодно трехлетней программы  стабильности и роста. Международный  опыт показал, что наиболее приемлемой и разумной является разработка трехлетних бюджетных планов, в которых первый год является очередным бюджетным  годом, на который составляется годовой  бюджет, а два других — годы, следующие  за очередным годом. Бюджетные планы  с большим горизонтом планирования подвержены риску значительных ошибок в прогнозах бюджетных доходов  и колебании экономической конъюнктуры.

     Одной из задач бюджетной реформы РФ в настоящее время является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснование изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировка или разработка бюджетных корректировок на последующие годы прогнозного периода.

     Перспективный финансовый план разрабатывается в  целях:

     • информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных  тенденциях развития экономики и  социальной сферы;

     • комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, финансовой политики;

     • отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

     Перспективное бюджетное планирование позволяет  решать следующие задачи:

     • обеспечение среднесрочной сбалансированности доходов и расходов;

     • определение приоритетов развития территории и их отражение в перспективном  финансовом плане, а через него в  бюджетах, с учетом ограничений по доходам;

     • формирование обоснованных и реалистичных программ по реализации приоритетов  развития территории;

     • осуществление мониторинга и  анализа степени достижения поставленных целей и качества прогнозов;

     • повышение обоснованности стратегических решений;

     • повышение эффективности использования  бюджетных ресурсов.

     В соответствии со ст. 174 Бюджетного кодекса  перспективный финансовый план –  документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной  финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета  по мобилизации доходов, привлечению  государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование