Бюджетное планирование и прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть бюджетное планирование и прогнозирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность бюджетного планирования и прогнозирования, методы планирования и пронозирования, необходимость, этапы разработки и формирование перспективного финансового плана.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетное планирование и прогнозирование……………….5
1.1 Сущность, основные модели, элементы и виды бюджетного планирования и прогнозирования………………………………………………………..5
1.2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики…………………………………………………………...13
Глава 2. Перспективный финансовый план…………………………….22
2.1 Необходимость перспективного финансового планирования……22
2.2 Этапы разработки перспективного финансового плана…………..25
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 74.60 Кб (Скачать)

     1.2. Уровень субъекта РФ:

     Закон субъекта РФ «О бюджетной системе  и бюджетном процессе»;

     Закон субъекта РФ «О межбюджетных отношениях».

     2. Организационная база бюджета:

     ее  формируют субъекты финансового  управления, к компетенции которых  относится решение вопросов обеспечения  бюджетного процесса (финансовые органы, органы федерального казначейства, налоговые  органы и т.д.).

     3. Методологическая база бюджета:

     к методологической базе бюджета относятся  все приказы, указания, инструкции, разъяснения, касающиеся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Примером является Приказ МФ РФ №168н  от 08.12.2006 г «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной  классификации РФ» - это главный методологический документ, в соответствии с которым финансовые органы составляют и исполняют свои бюджеты.

     Федеральным законом РФ от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития РФ» определены временные  рамки процессов планирования и  прогнозирования.

     Выделяют  три вида прогнозирования: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

     Долгосрочные  прогнозы разрабатываются раз в  пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепций социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

     Среднесрочные прогнозы разрабатываются на период от трех до пяти лет при условии внесения ежегодных корректив.

     Краткосрочные прогнозы составляются на финансовый год.

     Результаты  государственного прогнозирования  социально-экономического развития используются при принятии конкретных решений  в области социально - экономической  политики государства.

     Прогнозы  социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики

     • развития

     • макроэкономической ситуации,

     • экономической структуры,

     • научно - технического потенциала,

     • внешнеэкономической деятельности,

     • динамики производства и потребления,

     • уровня и качества жизни,

     • экологической обстановки,

     • социальной структуры,

     • а также систем образования, здравоохранения  и социального обеспечения населения.

     При планировании бюджета за основу принимаются  показатели прогноза социально-экономического развития территории.

     В настоящее время проект бюджета  составляется на среднесрочную перспективу: на три года - очередной финансовый год и плановый период.

     Составление бюджета на среднесрочную перспективу  осуществляется с целью обеспечения  долгосрочной сбалансированности бюджета

     Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива  Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций  муниципальных образований.

     Непосредственное  составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований.

     Бюджетное прогнозирование является одним  из важнейших направлений социально-экономического развития. Это процесс разработки прогнозов, основанных на научных методах  познания бюджетных явлений и  использования всей совокупности методов, средств и способов экономической  прогностики.

     Цель  прогнозирования бюджета состоит  в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития государственных фондов денежных средств, вариантное предвидение предстоящего развития поступлений доходов и направления использования бюджетных средств, оценку возможных последствий принимаемых решений, обоснование источников формирования доходов и направления расходования средств.

     В зависимости от характера исследуемых  объектов выделяют следующие виды прогнозов: прогнозы доходов, расходов, внешних  и внутренних заимствований.

     Прогнозирование доходов охватывает изучение динамики налогооблагаемой базы по налоговым  доходам, неналоговым доходам, взаимоотношений  между бюджетами различных уровней.

     Прогнозирование расходов характеризует динамику изменения  расходов по их экономическому и функциональному  содержанию.

     Прогнозирование бюджета охватывает все аспекты  и уровни его функционирования и  основывается на совокупности всех перечисленных  выше прогнозов, т.е. носит комплексный  характер.

     Прогнозирование имеет некоторые специфические  особенности.

     Во-первых, оно основано на прогностических  методах.

     Во-вторых, прогнозирование существует как  самостоятельная отрасль знаний, так как ряд бюджетных процессов  не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические процессы, некоторые  бюджетные услуги, отдельные источники  доходов и некоторые другие. В  период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов  расширяется.

     В-третьих, прогнозирование характеризует  определенную, отличную от других путей  познания бюджетного потенциала, а  также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния.

     Прогнозирование базируется на следующих принципах:

     • системности,

     • научной обоснованности,

     • адекватности,

     • альтернативности,

     • целенаправленности.

     Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в бюджетной  системе, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой  процесс выработки и обоснование  любого решения отталкивается от определения общей цели системы  и подчинению достижению этой цели деятельности всех входящих в нее  подсистем.

     Принцип научной обоснованности означает, что  в бюджетных прогнозах всех уровней  всесторонний учёт требований объективных  экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубокого изучения достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

     Принцип адекватности прогноза объективным  закономерностям характеризует  оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства  и создания теоретического аналога  реальных экономических процессов  с полной и точной имитацией.

     Реализация  принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера  реальных процессов.

     Принцип альтернативности прогнозирования  связан с возможностью развития народнохозяйственного  комплекса и его отдельных  звеньев по разным траекториям, при  разных взаимосвязях и структурных  соотношениях.

     Принцип целенаправленности представляет активный характер прогнозирования, поскольку  содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в  экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

     1.2 Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики

     К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:

  • Индексный метод (от достигнутого);
  • Нормативный метод;
  • Балансовый метод;
  • Бюджетирование, ориентированное на результат;
  • Программно - целевой метод;
  • Метод экспертного прогнозирования;
  • Метод экстраполяции;
  • Метод моделирования;
  • Метод экономического анализа.

     Традиционным  методом бюджетного планирования и  прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.

     Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных  мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются  законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

  • денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
  • нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
  • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

     Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется  эффективность, а, следовательно, необходимость  финансирования того или иного ведомства  в целом.

     Индексный метод основан на использовании  разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни  населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном  планировании достаточно хорошо применяются  индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в  индексе количественно несравнимые  величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа  получателей бюджетных услуг  заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг  в настоящем к будущему моменту  времени при помощи индексов, характеризующих  изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле [6]:

     С(t+1) = С(t) * I,  (1.1)

         где С - прогноз числа получателей  бюджетной услуги на

     (t+1) - следующий период времени;

     (t) - момент времени t

     I - индекс изменения экономических, демографических, организационно-технических и других условий, влияющих на количество оказываемых бюджетных услуг.

     Для повышения точности расчетов рекомендуется  увеличить число учитываемых  факторов, а также определять их значимость.

     Использование балансового метода позволяет увязать  финансовые ресурсы органов государственной  власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции  распределения средств между  бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы [8].

     С помощью балансового метода реализуется  принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его  заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему  показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается  роль прогнозных балансов, разрабатываемых  на макроуровне: платежного баланса, баланса  доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и  кредитно-денежной политики, а также  политики занятости и внешнеэкономической  деятельности. Балансы применяются  также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций [5].

Информация о работе Бюджетное планирование и прогнозирование