Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

В 2004 году Правительством РФ была утверждена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:

  • Упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ (законодательное закрепление особенностей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях разных типов, установление общих принципов и порядка наделения их бюджетными полномочиями);
  • Четкое разграничение расходных полномочий и сокращение «нефинансируемых мандатов»;
  • Четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий за бюджетами разных уровней, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, законодательное закрепление налогов за региональными и местными бюджетами на постоянной основе;
  • Формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, четкое закрепление в законе процедур и методик бюджетного выравнивания.

Многие из данных задач  были реализованы в Федеральном  законе от 20.08.04 № 120-ФЗ о внесении изменений  и дополнений в Бюджетный кодекс РФ. Так, из статьи 10 Кодекса исключено  указание на наличие трех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  и предусматривается разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:

  • Бюджеты муниципальных районов (бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
  • Бюджеты городских и сельских поселений.

Закон включает в себя единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней, ведения бюджетного учета и отчетности. Теперь переложить обязанность исполнения расходных  обязательств с бюджета одного уровня на другой вряд ли станет возможным.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации.  Данные поправки направлены на создание целостной системы регулирования бюджетных отношений, укрепление методологической основы бюджетного процесса и улучшение управления государственными финансами.  Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества.

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011-2013 годах».

Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных  обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных  ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.

 Задачи, поставленные  в Бюджетном послании Президента  Российской Федерации о бюджетной  политике в 2011–2013 годах, направлены  на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать  созданию условий привлечения  частных инвестиций в процесс  модернизации.

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

  • Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
  • Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
  • Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
  • Повышение качества человеческого капитала;
  • Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
  • Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

По словам президента России Д.Медведева экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет  функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых  рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодняшний кризис наглядно продемонстрировал все слабые стороны  российской экономики, финансовой системы, бюджетного устройства.

Ситуация в экономике  и в бюджете в настоящее  время настолько критична, что  без кардинальных изменений как  в самой экономике, так и в  организации бюджетного процесса никак  не обойтись. Между тем осуществление  бюджетного процесса, включающего и  бюджетное планирование, в условиях кризиса очень сложная работа в силу объективных причин.

Реформа 2004–2006 годов была призвана обеспечить стимулирование экономического роста за счет тесной увязки бюджетных  расходов с приоритетами государственной  политики. Главной целью было повышение  эффективности государственных  расходов: достижение результатов с  меньшими затратами. 
 В рамках реформирования бюджетного процесса удалось осуществить  
переход на среднесрочное планирование. Совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса;  внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ (в том числе осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом РФ); внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для  экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Важным условием экономического развития является также стабильная и предсказуемая государственная налоговая и бюджетная политика, только в стабильных и понятных условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты, инвестировать. Создание и поддержание таких условий главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.


Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации