Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

Государственные бюджеты  союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного  строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных  республик. В доходы государственных  бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления  от предприятий и хозяйственных  организации, подведомственных министерствам  и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам  местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных  организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с  населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный  бюджет союзных республик поступают  средства государственного социального  страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных  государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном  бюджете СССР.

 

6. Бюджетная система РФ и ее особенности в постсоветский период 1991 – 1999 гг.

 

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную  систему Российской Федерации, которая  в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.

В соответствии с Конституцией РСФСР в бюджетную систему  РСФСР как самостоятельные части включаются:

  • Республиканский  бюджет РСФСР;
  • Республиканские бюджеты республик в составе РСФСР;
  • Краевые, областные  бюджеты  краев  и областей;
  • Городские  бюджеты городов Москвы и Санкт – Петербурга;
  • Областной бюджет автономной области;
  • Окружные  бюджеты  автономных  округов;
  • Районные бюджеты районов;
  • Городские  бюджеты  городов;
  • Районные  бюджеты районов в городах;
  • Бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической  политики, проводимой Правительством РФ. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Для решения этих задач  федеральный бюджет в соответствии с Законом РСФСР "Об основах  налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Региональные бюджеты - центральное  звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового  обеспечения задач, возложенных  на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется через их функции:

  • Формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач - в первую очередь  в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В соответствии со ст. 1 Конституции  РФ (1993 г.) «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Бюджетная система РФ –  это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и  бюджетов государственных внебюджетных фондов и является составной частью финансовой системы.

Статья 10 Бюджетного кодекса  Российской Федерации  закрепляет в  России трёхуровневую бюджетную систему.

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Схема бюджетной системы РФ 1993 г.

 

Главной особенностью правовых отношений является наличие у  их участников юридических прав и  обязанностей, как правило, взаимосвязанных. Как уже было сказано выше - федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Консолидированный бюджет –  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Структура Консолидированного бюджета РФ

 

Консолидированный бюджет Российской Федерации выполняет функцию  объединения бюджетных показателей  территории. В нем находят отражение  результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в стране; условия сбалансированности доходов  и расходов в целом по бюджету Федерации.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы  РФ:

    • Принцип единства. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетного процесса в РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
    • Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами системы РФ. Означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
    • Принцип самостоятельности бюджетов. Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
    • Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
    • Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах.
    • Принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
    • Принцип результативности эффективности использования бюджетных средств.
    • Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.
  • Принцип прозрачности. Предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований: 1) Предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; 2) Обязательное опубликование утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов; 3) Сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.
    • Принцип достоверности. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
    • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что они выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
    • Принцип подведомственности расходов бюджетов. Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
    • Принцип единства кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта бюджета.

Обобщая содержание принципов  построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических  и социальных программ, а также  перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.

К моменту начала рыночных реформ в России отсутствовало теоретическое  обоснование финансовой политики, адекватной рыночным условиям переходного периода. Использование недостаточно адаптированных к конкретным условиям России рекомендаций МВФ в области бюджетно-налоговой  и денежно-кредитной политики при  наращивании неуправляемого государственного долга обернулось дефолтом в августе  1998 г.

В основе кризиса 1998 г. лежали многие причины. Отсутствие в отечественной экономической науке теории в области финансового регулирования при “романтической” ориентации на рекомендации МВФ, в которых предлагалось свести регулирование экономики к ограниченному кругу индикаторов (темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса, курс рубля и золотовалютные резервы). В действительности этих макроэкономических показателей оказалось недостаточно.

Недооценивались такие показатели, как динамика и структура внутренних и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность, состояние  капитализации рынка ценных бумаг. При разработке финансовой политики явно игнорировались такие важнейшие  показатели, как занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных  средств предприятий.

Снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с  соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя  приводили к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов (74-75 процентов).

Частые смены глав правительств и министров финансов не способствовали выработке реальной и предсказуемой  финансовой политики, снижали доверие  общества, иностранных государств и  частных инвесторов к принимавшимся  финансовым решениям.

Искусственное сдерживание  курса рубля, ошибки в его прогнозировании  привели к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов.

Снижение мировых цен  на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы  также ухудшили в 1997-1998 гг. состояние  платежного баланса страны.

Отсутствие стимулов к  накоплению, что привело к конвертации  свободных средств населения  в доллары и к вывозу (бегству) капитала за границу.

Рот инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков.

 

7. Современное состояние бюджетной системы РФ и перспективы ее развития.

 

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения. Потребовалось формирование в 2000-2001 гг. принципиально новой финансовой политики, которая учитывала эффект девальвации рубля, что способствовало развитию экспорта, сокращению импорта  и созданию определенных условий  для повышения конкурентоспособности  и, соответственно, росту производства российских производителей. Усиление вертикали власти, достижение определенного  согласия в отношениях между Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным Собранием, определенные положительные сдвиги в 2000 г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики.

Общая стратегическая задача развития России в начале нового тысячелетия  – это модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста  на основе повышения конкурентоспособности  российских производителей и структурных  преобразований, соответствующих современным  мировым тенденциям.

Приоритетными задачами финансовой политики становятся:

  • Формирование законодательной базы, обеспечивающей благоприятный инвестиционный климат и способствующей развитию предпринимательства;
  • Оптимизация расходов бюджета;
  • Существенное снижение налоговой нагрузки и повышении эффективности налоговой и таможенной систем;
  • Создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения среднесрочной финансовой стабильности;
  • Достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения эффективности ее функционирования;
  • Реформирование естественных монополий;
  • Повышение эффективности и подконтрольности государству государственного сектора экономики, в частности деятельности государственных унитарных предприятий (ГУП);
  • Решение накопившихся социальных проблем, прежде всего в области политики заработной платы и доходов.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации