Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:35, курс лекций

Описание работы

Согласно статье 6 бюджетного кодекса РФ, Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Вместе с тем, термит бюджет используется в следующих значениях:
- по экономической сущности – совокупность объективных денежных отношений
- по материальному воплощению – фонд денежных средств
- по форме организации – финансовый документ, утверждаемый в виде закона или решения

Работа содержит 1 файл

лекции БС.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

-          на содержание органов управления фондом;

-          на инвестиционную деятельность и тд.

 

5.       Особенности построения бюджетных систем унитарного и федеративного государств.

Бюджетное устройство – это организационное построение бюджета, отражающее как его структуру, так и формы взаимодействия.

Оно объединяет:

1.       бюджетную систему государства;

2.       бюджетные полномочия РФ, её субъектов и муниципальных образований;

3.       принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, межбюджетного перераспределения средств

Бюджетная система – это

-          основанная на эконом отношениях и гос устройстве страны

-          совокупность бюджетов всех её публично-правовых образования (т.е. РФ, субъектов РФ, муниц образований),

-          объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собою установленные законом взаимоотношения.

 

Факторы, определяющие построение бюдж системы:

-          форма гос устройства (федеративная либо унитарная);

-          политический режим (демократический, тоталитарный, либерально-демократический и тд);

-          исторические и национальные особенности развития государства;

-          содержание задач, возлагаемых на бюджеты на каждом из этапов реформирования.

 

Бюджетная система состоит из

-          уровней (звеньев) бюджетной системы;

-          и видов бюджетов.

Уровень (звено) – обобщающее понятие, связанное с определенным уровнем управления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

 

Бюджетная система унитарного государства включает два уровня:

1.       центральный бюджет

2.       местные бюджеты.

 

Так, в РСФСР были:

1.       республиканский бюджет

2.       местные бюджеты (бюджеты областных, краевых, городских, районных, сельских и поселковых Советов).

В целом это был гос бюджет РФ

 

Бюджетная система федеративного государства трехуровневая и объединяет бюджеты:

-          федеральные

-          региональные

-          местные.

Первые два уровня (звена) находятся в ведении органов государственной власти, соответственно, федеральных и субъектов РФ,

А третье звено – в введени органов местного самоуправления

 

Верхний уровень бюджетной системы представлен всегда рдним бюджетом:

-          бюджетом центрального правительства в унитарныз государствах

-          федеральным бюджетом в федеративных государствах.

 

Второй и третий уровни бюджетной системы представлены разными видами бюджетов.

Вид бюджета – это форма организации бюджетных отношений конкретного органа власти или местного самоуправления: федеральный, областной, районный бюджеты и тд.

Он является финансовой базой деятельности конкретного органа власти или местного самоуправления (федерального, областного, районного и тд.)

 

6.       НПА, регламентирующие построение и функционирование бюджетной системы РФ.

Эти акты:

принимают различные ветви и органы власти на соответствующих уровнях управления

и поэтому НПА имеют различную юр силу.

На федеральном уровне – это, прежде всего, Конституция РФ – основной закон государства:

- Закрепляет основы федеративного устройтсва и МСУ, предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, что является опрделяющим фактором для бюджетного устройства РФ;

- Она определяет компетенции (совокупность прав и обязанностей) Президента РФ, Федерального собрания, его палат, Правительства в оласти федерального бюджета.

 

 

Лекция 3.

Бюджетный кодекс РФ – это основной законодательный акт, в котором объединены нормы права, регулирующие бюджетные отношения:

1) устанавливает принципы и структуру бюджетов законодательства, бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений

2) определяет основы формирования доходов и расходов бюджета, сбалансированность бюджетов и межбюджетные трансферты, основы бюджетного процесса, основы гос и муниципального финн контроля, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства

ФЗ «О бюджетной классификации РФ» определяет группировку доходов и расходов бюджетов

ФЗ «О федеральном бюджете на очередной финн год и плановый период» отражает объем доходов, расходов и источников финансирования дефицита, профицита, устанавливает правила формирования федерального бюджета, действующие в течение этих лет.

ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за прошедший год»

Нормы бюджетного права содержаться в ряде НПА, посвященных другим вопросам

Налоговый кодекс РФ устанавливает:

- состав федеральный, региональных и местных налогов и сборов

-  состав спец налоговых режимов, разграничения которых между бюджетами регулируются БК РФ и законами о бюджетах

ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

разграничивает вопросы местного значения между видами муниципальных образований, т.е. их расходные обязательства

устанавливает состав доходов местных бюджетов

закрепляет основы организации межбюджетных отношений в субъектах РФ

определяет бюджетные полномочия ОМСУ

Лесной кодекс РФв части платы за использование лесного фонда

Закон о недрах, о плате за землю и др. (о разграничении этих налогов между бюджетами)

Таможенный кодекс РФ – в части таможенных платеже и таможенного контроля

НПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, регулирующие бюджетные отношения (приказы и инструкции Минфина)

Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции, БК и иным ФЗ, в противном случае применяются нормы БК и иных ФЗ.

Постановления Правительства РФ, принимаемые на основании и во исполнение БК, иных ФЗ и указов Президента РФ

Органы гос власти субъектов РФ принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах компетенции устанавливаемой:

Конституцией

ФЗ от 06.10.1999 184

К НПА субъектов относятся:

Конституция (Устав) субъекта РФ

Законы субъекта

«О бюджетном устройстве и бюджетном процессе», «О бюджете субъекта РФ на очередной финн год и плановый период», «Об исполнении бюджета..»

НПА исполнительных органах гос власти субъекта, содержащие бюджетные нормы

К НПА органов местного самоуправления:

- решения представительных органов муниципальных образований о местном бюджете

- иные решения представительных органов

- постановления главы местной администрации по вопросам местного бюджета

Бюджетное законодательство РФ включает: БК РФ, ФЗ о бюджете, законы субъектов о региональных бюджетах, НПА представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах и другие законы и решения

Указанные акты не могут противоречить БК, в противном случае применяется БК РФ.

Акты договорного права (договоры и соглашения)

Если бюджетное законодательство РФ устанавливает иные правила, чем те, которые предусмотрены международным договором РФ, то применяются правила последнего.

Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК или ФЗ.

Бюджетное право – это совокупность юр норм, регулирующие отношения, возникающие при построении бюджетной системы, распределении доходов и расходов между бюджетами и осуществлении бюджетных процессов.

Нормы бюджетного права – это правила, которые устанавливаются государством в определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодательством срок

- определяют права и обязанности участников правоотношений, а также обстоятельства, при которых они возникают

- предусматривают ответственность за неисполнение предписаний.

Два вида норм

- Материальные закрепляют материальные, денежное содержание прав и обязанностей участников бюджетных отношений и определяют направления и объемы расходов, распределение доходов между бюджетами, источники и размеры поступлений бюджетов, профицит и дефицит, размер заимствований, долга и др.

- Процессуальные регулирует бюджетный процесс, устанавливают порядок функционирования БС, регулируют права различных органов власти, субъектов права относительно принятия решений или осуществления действий, определяют регламент и процедуры.

Субъектами бюджетного права выступают носители юр прав и обязанностей по формированию и исполнению бюджета.

К ним относятся: публично правовые образования (РФ, ее субъекты и муниципальные образования), соответствующие органы гос власти (представительные и исполнительные)), местные представительные органы и местная администрация.

 

7. Структура БС РФ

БС РФ – это основанная на экономических отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов и бюджетов гос внебюджетных фондов.

БС РФ включает

1.Федеральный бюджет и бюджет гос внебюджетных фондов

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов

3. Местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских мун образований гг. Москвы и С-П

б) бюджеты городских и сельских поселений

Так среднее звено БС (бюджеты субъектов РФ) представлено такими видами региональных бюджетов

- республиканские бюджеты республик – 21

- краевые бюджеты – 9

- Областные бюджеты – 46

- Областной бюджет Еврейской а.о. – 1

- окружные бюджеты авт. округов –

- городские бюджеты двух городов федерального значения – Москвы и С-Петербурга

С 1 марта 2008 83 субъекта РФ

Синонимами этих названий являются:

- собственный бюджет конкретного субъекта РФ

- бюджет субъекта РФ

В зависимости от типов муниц образований выделяются соотв виды бюджетов (они перечислены при рассмотрении структуры БС)

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов БС РФ на соотв территории (за исключением бюджетов гос внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами

Его особенности:

используется для расчета и анализа

не утверждается законодательным (представительным)органом власти.

Консолид. бюджет РФ включает

1) федеральный бюджет

2) консолид бюджет субъекта РФ

Консол бюджет субъекта включает: региональный бюджет и свод местных бюджетов

Консол бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального образования

 

8. Принципы построения БС РФ

Установлены БК – всего 13

только 4 касаются бс.

они определяют формы и порядок взаимосвязей между звеньями и видами бюджетов.

1. Прнцип единства БС РФ

- единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и действия бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства

- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств

формирования доходов и осуществления расходов

ведения бюджетного учета и составления бюдж отчетов

исполнение судебных исков по обращениям взыскания на средства бюджетов

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами

-  закрепление в соответствии с законами РФ доходов, расходов и этих источников за бюджетами

- определение полномочий ОГВ и МСУ по формированию доходов и этих источников, установлению исполнению расходных обязательств.

ОГВ (ОМСУ)не вправе налагать на юр и физ лица не предусмотренные законами РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

а) Право и обязанность ОГВ и МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность своих бюджетов и эффективность использования их средств, осуществлять бюджетный процесс за исключением случаев предусмотренных БК.

б) Право ОГВ и МСУ устанавливать в соответствии с налоговым законодательством РФ налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов (кроме расходов за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов), предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными ОГВ и МСУ, исключительно в форме межбюджетных трансфертов,

в) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицита других бюджетов, одновременно за счет средств и более бюджетов, за счет средств консолидированного бюджета или без определения бюджета,

введение в действие в течение текущего финн года изменений в законодательстве, приводящих к увеличению расходов и или снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о своих бюджетах, предусматривающих соответствующую компенсацию.

изъятие дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате их эффективного исполнения

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

Информация о работе Бюджетная система РФ