Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:35, курс лекций

Описание работы

Согласно статье 6 бюджетного кодекса РФ, Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Вместе с тем, термит бюджет используется в следующих значениях:
- по экономической сущности – совокупность объективных денежных отношений
- по материальному воплощению – фонд денежных средств
- по форме организации – финансовый документ, утверждаемый в виде закона или решения

Работа содержит 1 файл

лекции БС.doc

— 237.50 Кб (Скачать)


БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

Лекция 1.

Тема 1. Основы построения бюджетной системы РФ

1. экономическое содержание бюджетного фонда, его специфические черты

2. Содержание и виды бюджетных резервов

3. Сбалансированность бюджетного фонда, методы ее достижения

4. Особенности бюджета государственного внебюджетного фонда

5. Особенности построения бюджетных систем унитарного и федеративного государства

6. Нормативно-правовые акты. регламентирующие построение и функционирование бюджетной системы РФ

7. Структура бюджетной системы РФ

8. Принципы построения бюджетной системы РФ

9. Основные этапы становления и развития бюджетной системы РФ
 

Вопрос 1. экономическое содержание бюджетного фонда, его специфические черты.

Согласно статье 6 бюджетного кодекса РФ, Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Вместе с тем, термит бюджет используется в следующих значениях:

- по экономической сущности – совокупность объективных денежных отношений

- по материальному воплощению – фонд денежных средств

- по форме организации – финансовый документ, утверждаемый в виде закона или решения

              Бюджетные отношения – это совокупность денежных отношений. возникающих, с одной стороны, между органами гос. власти и местного самоуправления, а с другой – юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения ВВП, части национального богатства и доходов от внешнеэкономической деятельности с целью образования и использования фондов денежных средств ОГВ и ОМСУ.

Бюджетный фонд – обособленная часть стоимости ВНП, части национального богатства, которая концентрируется в распоряжении соответствующего органа гос. власти и органа МСУ и используется для выполнения возложенных на него функций и задач.

За счет средств бюджета:

- содержатся учреждения бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры, проводится социальная политика);

- финансируется наука;

- осуществляются расходы на управление -  содержание ОГВ и ОМСУ;

- формируются государственные материальные и продовольственные резервы и запасы;

- финансируется оборона, судебные и правоохранительные органы, внешнеэкономическая деятельность;

- обслуживается государственный долг.

При переходе к рыночным отношениям бюджет является основным инструментом централизованного воздействия государства на социально-экономические процессы.

Через бюджет оказывается непосредственное воздействие на процесс воспроизводства, путем оказания гос. финансовой поддержки отдельным отраслям и предприятиям. 

Применяются различные формы и методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Только бюджет может обеспечить регулирование межотраслевых пропорций через налоговую политику и инвестиции.

Бюджетное воздействие осуществляется через бюджетный механизм. Бюджетный механизм – совокупность видов и форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления бюджетного контроля.

Звенья бюджетного механизма:

- механизм мобилизации денежных средств и бюджета ( конкретные виды налоговых и неналоговых поступлений)

- механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам (конкретные виды бюджетных расходов)

- механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (форму межбюджетных трансфертов: дотации, субвенции субсидии и др.)

Сейчас введено такое понятие – публично-правовые образования – это РФ в целом, субъект РФ и муниципальное образование.

Бюджетный фонд отличают от других финансовых фондов следующие специфические черты:

- масштабность

- маневренность

- наличие разветвленной системы бюджетных резервов

Масштабы концентрации финансовых ресурсов в распоряжении ОГВ и ОМСУ зависят от:

- уровня развития экономики

- методов хозяйствования

- специфических условий, характерных для определенного исторического этапа  развития страны

- решаемых обществом социально-экономических задач

- традиций, присущих государству

Маневренность обусловлена принципами:

- общего совокупного покрытия расходов бюджета общей суммы доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета обезличиваются, то есть конкретный их вид не закрепляется за конкретным видом расхода, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части межбюджетных трансфертов и др.

- единства кассы. Все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета должны зачисляться на единый бюджетный счет и с него должны производиться все расходы бюджета. [для каждого отдельного взятого бюджета, не для вей бюджетной системы]

- предоставлением бюджетных кредитов одним бюджетом другому [не совсем принцип]

 

Вопрос 2. Содержание и виды бюджетных резервов

Бюджетные резервы – обособленная в бюджетах часть денежных средств, предназначенных для бесперебойного финансирования, как предусмотренных затрат (даже в случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже плановых), так и непредвиденных расходов, возникших внезапно (чрезвычайных или случайных).

Бюджетные резервы призваны:

- способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость

- выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого гос. и муниц. собственности стихийными силами природы

- маневрировать денежными средствами для устранения внутригодовых кассовых разрывов

- удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды

В расходной части бюджета предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов гос. власти (местных администраций), резервного фонда Правительства РФ, резервных фондов высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, резервных фондов местных администраций.

Размер этих фондов устанавливается законами (решениями) в соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного объема расходов. Бюджетные ассигнования данных фондов используются по решению, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа гос. власти субъекта РФ, местной администрации, согласно установленному ими порядку.

Порядок расходования средств резервных фондов регламентируется нормативными актами органов исполнительной власти на основании их письменно распоряжения финансируются мероприятия из этих фондов.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период, предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов.

Средства этого фонда используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов на основании указов или распоряжений Президента РФ. Но не допускается использование на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.

Основные виды бюджетных резервов:

- резервный фонд Президента РФ
- резервный фонд Правительства РФ

- резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

- резервный фонд органов испольной власти субъектов РФ и местных администраций

- свободный остаток бюджетных средств на начало текущего финансового года

 

Законодательством утверждаются:

- размер резервных фондов ( в рамках законов и решений о бюджет)

- ограничения по направлению использования резервных фондов

запрещено создание резервных фондов законодательных (представительных) органов власти.

 

Свободные остатки бюджетных средств на начал планируемого года образуются в результате перевыполнения плана по дохода либо экономии по расходам в предыдущем финансовом году. Они могут направляться на покрытие внутригодовых кассовых разрывов при недостатке полученного бюджетного кредита на эти цели; на финансирование дополнительных расходов сверх утвержденного бюджета; выдачу бюджетных кредитов другим бюджетам и субъектам хозяйствования.

Превышение доходов над расходами в отдельные кварталы должно быть направлено на финансирование расходов очередного квартала, то есть в этом случае свободные остатки бюджетных средств не рассматриваются как бюджетные резервы.

 

3. Сбалансированность бюджета и методы её достижения

Сбалансир-ть бюджета состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

При наличии дефицита в бюджете должен быть достигнут баланс между суммой бюджетных поступлений и объемом расходов.

Бюдж поступления состоят из:

1.       доходов бюджета

2.       источников покрытия дефицита – разных форм заимствований.

Методы сбалансированности бюджета, использ-ые в процессе его составления:

-          лимитирование бюдж расходов с учетом эконом возможностей общества и объёма мобилизуемых доходов;

-          совершенствования разграничения доходов между бюджетами на основе разграничения расходных полномочий (полномочия – права и обязанности);

-          выявление резервов роста бюдж доходов;

-          построение эффективной системы межбюджетных отношений;

-          выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

-          планирование направлений бюдж расходов, влияющих на рост доходов и на решение соц-эк задач при минимальных затратах с максимальным эффектом;

-          сокращение гос сектора экономики на основе разумной приватизации гос собственности (и муниципалной);

-          экономия бюдж средств путем исключения лишних затрат, необусловленных крайней необходимостью;

-          использование эффективных форм бюдж заимствований для обеспечения поступлений средств с финансовых рынков;

-          совершенствование расширение сферы применения программно-целевых методов бюдж планирования;

-          поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетированию, ориентированному на конечные результаты.

 

Методы сбалансированности бюджета, используемые в ходе его исполнения:

-          использования процедуры принятия, подтверждения и выверки исполнения денежных обязательств;

-          соблюдение установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

-          определение оптимальных сроков осуществления расходов;

-          использования дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов;

-          совершенствование системы бюдж финансирования на основе постепенного прекращения гос поддержки хозяйствующих субъектов и введения их полной имущественной ответственности за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

-          проведения финансового контроля за расходованием бюдж средств;

-          предоставление межбюджетных трансфертов другим бюджетам;

-          использование бюдж резервов;

-          предоставление бюдж кредитов и др.

 

 

 

 

4.       Особенности государственных внебюджетных фондов

Гос внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Особенности формирования внебюджетных фондов:

-          целевое назначение этих фондов;

-          закрепление за их расходами определенных источников доходов;

-          не применяется принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

 

Внебюджетные фонды:

1.       по целевому назначению

-          социальные

-          экономические

2.       по уровню управления

-          федеральные

-          региональные

-          местные

 

Состав гос внебюджетных фондов:

-          Пенсионный фонд РФ (для реализации конституционных прав граждан на соц обеспечение по возрасту)

-          Фонд соц страхования РФ (на соц обеспечение по болезни, рождению и воспитанию детей)

-          Фонды обязательного медицинского страхования (на охрану здоровья и получения бесплатной мед помощи)

 

Объем, состав источников формирования, направления расходования средств предопределяются характером и масштабностью задач, для решения которых создаются внебюджетные фонды.

 

              Доходы гос внебюдж фондов:

1.         Обязательные платежи – спец страх взносы, установленные законодательством (ФЗ от 24.07.09 №212 «О страх взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС, ТФОМС») для данного фонда;

2.         Другие доходы:

-          бюджетные средства

-          доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

-          добровольные взносы физ и юр лиц;

-          прочие источники, не запрещенные законодательством

 

Направления расходования средств внебюдж фондов:

-          целевое использование средств этих фондов (финансирование: расходов по гос пенсионному обеспечению граждан; гарантированной государством мед помощи гражданам и тд)

Информация о работе Бюджетная система РФ