Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты бюджетной поддержки малого бизнеса……………5
1.1 Сущность и понятие бюджетной поддержки малого бизнеса………...5
1.2 Формы и методы бюджетной поддержки малого бизнеса…………….9
1.3 Проблемы бюджетной поддержки малого бизнеса в современных….13 условиях
2 Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства……………..19
2.1 Оценка динамики бюджетной поддержки малого бизнеса из федерального бюджета………………………………………………………….19
2.2 Обзор бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24
3 Основные направления совершенствования бюджетной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26
3.1 Развитие косвенных методов бюджетной поддержки малого бизнеса.26
3.2 Активизация государственного финансирования инновационного малого бизнеса в условиях модернизации отечественной экономики……….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 92.33 Кб (Скачать)

Законодательство подразумевает  также предоставление субсидий региональным бюджетам для создания местных венчурных  фондов, осуществляющих прямые инвестиции в малые инновационные компании. Расчет сделан на то, что подобная мера приведет к увеличению объема частных  инвестиций в малые инновационные  предприятия и росту их доли в  научно – технической сфере.

К сожалению, этим шансом могут  воспользоваться не все. Государственную  поддержку получают только те структуры, которые уже самостоятельно добились успеха и являются финансово устойчивыми.     

Еще одним важным источником финансирования малого бизнеса стали  кредиты коммерческих банков, объем которых в течение последних трех лет вырос примерно в два раза. Увеличение объемов кредитования малых предприятий       привело к существенному росту финансовых возможностей лишь тех заемщиков,        которые самостоятельно добились финансовой устойчивости, имеют позитивную историю взаимодействия с банками и готовы привлекать сравнительно большие кредиты. В отраслевом разрезе в процентном соотношении к количеству выданных кредитов статистические данные по Республике Татарстан выглядят следующим образом: сфера торговли-68%, сфера услуг-14%, производство-8%, сельское хозяйство-5%, строительство-2%, общепит-1%, остальные сферы деятельности-2% (рис. 2.1.1.) В числе основных особенностей финансово-кредитного обеспечения малого бизнеса в настоящее время следует подчеркнуть сильную региональную дифференциацию. В 2007 году более четверти всех кредитов, выданных малому бизнесу, приходилось на Центральный федеральный округ, по 20 процентов – на Южный и Уральский федеральные округа

Таблица 2.2 .Удельный вес отраслей в общей сумме выданных кредитов

Таблица 2.3. Объем выданных кредитов малому бизнесу по регионам России, % в 2007 году

 

Итак, финансовые услуги банков теоретически возможны, но фактически недоступны для большинства субъектов  малого предпринимательства. Особенно это касается производственных и  научно-технических предприятий, а  также предприятий, находящихся  на начальной ступени своей деятельности. По мнению президента Российского Микрофинансового Центра М. Мамуты малые предприятия  никогда не будут соответствовать  технологическим требованиям банков. Поэтому такие банки как Сбербанк, ВТБ-24, Россельхозбанк удовлетворяют  лишь 20% заявок на кредиты. (39, с.5) Дело в  том, что большинство предприятий  малого бизнеса либо не имеют необходимого залога вообще, либо обладают низколиквидным имуществом, что является главной  причиной отказа в выдаче банковского  кредита (рис. 2.1.3.). Поэтому предоставлением  небольших кредитов занялись организации, которые обобщенно называют микрофинансовыми организациями (МФО).

Таблица 2.4. Главные препятствия на пути кредитования малого бизнеса, по версии банкиров, %

 

2.2 Обзор бюджетной  поддержки  ООО «Арт - Медиа»

 

Региональный  парламент утвердил дополнительное соглашение между правительством Нижегородской области и ООО «Арт - Медиа» в связи с изменением объема инвестиций в проект. Такое решение было принято на заседании Законодательного собрания Нижегородской области 27 мая.  
 
Депутаты приняли в двух чтениях изменения в закон "Об утверждении инвестиционного соглашения между правительством Нижегородской области и ООО «Арт - Медиа» в связи с преобразованием ООО «Арт - Медиа» в открытое акционерное общество.  
 
Кроме того, депутаты приняли закон "Об утверждении дополнительного соглашения №1 к инвестиционному соглашению между правительством Нижегородской области и ООО «Арт - Медиа». 
 
Необходимость утверждения дополнительного соглашения возникла в связи с тем, что объем инвестиций в проект ООО «Арт - Медиа» по пуску в Нижегородской области первой очереди литейно-прокатного комплекса вырос с 25 млрд. 900 млн. рублей до 31 млрд. 100 млн. рублей.  
 
Количество рабочих мест на предприятии выросло с 832 до 1232. Объем государственной поддержки снизился с 2 млрд. 94 млн. до 1 млрд. 477 млн. Бюджетный эффект снизился с 2 млрд. 340 млн. руб. до 1 млрд. 96 млн. руб.  
 
Срок реализации проекта передвинулся на год в связи с задержкой поставки зарубежного оборудования. Налоговые поступления в консолидированный бюджет за период реализации проекта составили более 500 млн. рублей.  
 
Как сообщалось ранее, в декабре 2008 года Законодательное собрание Нижегородской области утвердило соглашение о предоставлении государственной поддержки ООО «Арт - Медиа». 
 
Напомним, что проект ООО «Арт - Медиа» предусматривает пуск первой очереди литейно-прокатного комплекса, который будет располагаться в Выксунском районе Нижегородской области. Объем инвестиций в реализацию проекта составит 25 млрд. 977 млн. 832 тыс. рублей. Предусматривается создание 832 рабочих мест со средней заработной платой 33 тыс. рублей. Бюджетный эффект от реализации проекта составит более 2 млрд. 340 млн. рублей.  
 
ООО «Арт - Медиа» планировалось предоставить налоговые льготы в размере 2 млрд. 94 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль – 692 млн. рублей. Ежегодные налоговые поступления от реализации проекта должны были составить 720 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления  совершенствования бюджетной поддержки  малого бизнеса

 

3.1 Развитие косвенных  методов бюджетной поддержки  малого бизнеса

 

Формы государственной поддержки  предпринимательской деятельности можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые формы государственной поддержки  устанавливаются в отношении  конкретных видов и субъектов  предпринимательской деятельности, в частности, в отношении субъектов  малого предпринимательства. Косвенные  формы государственной поддержки  оказывают опосредованное влияние  на конкретные виды предпринимательской  деятельности. Это, в первую очередь, всевозможные меры при импорте товаров, принимаемые в целях поддержки  отечественных товаропроизводителей. Кроме того, прямые формы государственной  поддержки в отношении одних  видов и субъектов предпринимательской  деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки  других видов и субъектов предпринимательской  деятельности. Например, государственная  поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может  опосредованно оказывать благоприятное  влияние на сельское хозяйство.

Можно было бы говорить, например, о косвенном (опосредованном) государственном  регулировании и, соответственно, о  косвенной государственной поддержке, через государственный сектор, частного сектора экономики. И тогда можно  было бы назвать государственный  сектор экономики не только направлением, но и формой (средством) государственного регулирования экономики и предпринимательской  деятельности. Но это более характерно, например, для Франции, нежели для  России, где государственный сектор неизменно и последовательно  сводится к неоправданному минимуму и отношение к нему, с подачи представителей либеральной экономической  теории и цивилистической науки, весьма скептическое [19, с. 17].

В настоящее время Федеральный  закон № 209-ФЗ «О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

- специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

- упрощенная система ведения  бухгалтерской отчетности для  малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

- упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической  отчетности;

- льготный порядок расчетов  за приватизированное субъектами  малого и среднего предпринимательства  государственное и муниципальное  имущество;

- особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

- меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

- меры по развитию инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- иные, направленные на  обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона меры .

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные  Законом, в частности, включают:

- размещение в открытом  доступе информации о федеральных  и региональных программах поддержки  предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- создание организаций,  оказывающих консультационную поддержку  субъектам малого предпринимательства;

- поддержку в области  подготовки и переподготовки  кадров;

- поддержку в области  инновационной деятельности и  промышленного производства;

- поддержку в области  внешнеэкономической деятельности;

- поддержку в области  ремесленной деятельности;

- поддержку организаций,  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность.

Статьи 9, 10, 21–25 Закона № 209-ФЗ содержат детальный перечень мер  информационной, консультационной и  иных видов поддержки малого и  среднего предпринимательства:

1. Финансовая поддержка—  может осуществляться в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за счет средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка  малого предпринимательства может  осуществляться по двум основным направлениям.

Первое из них предполагает направление бюджетных средств  непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием  субъектам малого предпринимательства  прямой финансовой помощи в виде гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли  при кредитовании малых предприятий  по пониженной процентной ставке, а  также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных  организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед муниципалитетом стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов местных бюджетов.

Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий  для привлечения инвестиций и  накопления капитала в этом секторе  экономики. Соответствующие меры могут  включать общегосударственные и  региональные режимы льготного налогообложения  малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение  в сфере малого предпринимательства  системы лизинга и т.д. Данное направление наиболее присуще государственной  и региональной поддержке малого бизнеса.

2. Оказание имущественной  помощи субъектам малого и  среднего предпринимательства и  организациям, образующим инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется  органами государственной власти  и органами местного самоуправления  в виде передачи во владение  и (или) в пользование государственного  или муниципального имущества,  в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых  помещений, оборудования, машин,  механизмов, установок, транспортных  средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной  основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться  по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях