Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты бюджетной поддержки малого бизнеса……………5
1.1 Сущность и понятие бюджетной поддержки малого бизнеса………...5
1.2 Формы и методы бюджетной поддержки малого бизнеса…………….9
1.3 Проблемы бюджетной поддержки малого бизнеса в современных….13 условиях
2 Анализ бюджетной поддержки малого предпринимательства……………..19
2.1 Оценка динамики бюджетной поддержки малого бизнеса из федерального бюджета………………………………………………………….19
2.2 Обзор бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24
3 Основные направления совершенствования бюджетной поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26
3.1 Развитие косвенных методов бюджетной поддержки малого бизнеса.26
3.2 Активизация государственного финансирования инновационного малого бизнеса в условиях модернизации отечественной экономики……….33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

курсовая!!!!.docx

— 92.33 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЕВА"

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА  МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ

 

 

 

Автор курсовой работы                                                            

Специальность                                                    080105-65  «Финансы и кредит»

Обозначение курсовой работы                             КР-02069964-080105-65-32-11

Руководитель работы

                                                                                 Оценка

 

 

Саранск

2011 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЕВА"

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

                             

Студентки Юлии Михайловны Ломакиной, группа 307

1 Тема Бюджетная поддержка  малого бизнеса в современных  условиях

2 Срок представления работы  к защите 01.12.2011

3 Исходные данные для  научного исследования:  учебная  литература, материалы периодической  печати, статистические данные, работы  отечественных и зарубежных авторов

4 Содержание курсовой  работы

4.1 Теоретические аспекты  бюджетной поддержки малого бизнеса

4.2 Анализ бюджетной поддержки  малого предпринимательства

4.3 Основные направления  совершенствования бюджетной поддержки  малого бизнеса 

Руководитель работы 

Задание принял к исполнению

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Теоретические аспекты  бюджетной поддержки малого бизнеса……………5

      1.1 Сущность  и понятие бюджетной поддержки   малого бизнеса………...5

      1.2 Формы  и методы бюджетной поддержки   малого бизнеса…………….9

      1.3 Проблемы  бюджетной поддержки малого бизнеса  в современных….13          условиях

2 Анализ бюджетной поддержки  малого предпринимательства……………..19

      2.1 Оценка  динамики бюджетной поддержки   малого бизнеса из федерального  бюджета………………………………………………………….19

      2.2 Обзор  бюджетной поддержки малого бизнеса в РМ…………………24

3 Основные направления  совершенствования бюджетной поддержки  малого бизнеса…………………………………………………………………………... 26

     3.1 Развитие  косвенных методов бюджетной  поддержки малого бизнеса.26

     3.2 Активизация  государственного финансирования  инновационного малого бизнеса  в условиях модернизации отечественной  экономики……….33

Заключение……………………………………………………………………….39

Список использованных источников…………………………………………...43

 

 

 

 

Введение

Цель работы – исследовать  пути поддержки малого бизнеса в современных условиях, проанализировать факторы, влияющие на на бюджетную поддержку малого бизнеса.

Полученные результаты: изучены  теоретические части бюджетной  поддержки малого бизнеса, проанализирована бюджетная поддержка малого бизнеса  из федерального и регионального  бюджета определены основные направления  его совершенствования.

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей  стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской  деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики  России еще со времен перестройки  вызвал значительные изменения в  системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике  непосредственно связан с формированием  и развитием института частной  собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство  пыталось решить проблемы, связанные  с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных  условий жизни для основной массы  людей

В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс  становления малого бизнеса как  инструмента регулирования экономических  отношений между отдельными секторами  и сферами экономики, различными группами населения.

Анализ экономической  ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший  стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Вместе с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди  которых можно выделить общую  экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых  знаний, навыков и опыта. Становление  и развитие малого предпринимательства  в России сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного, информационного  характера. Поддержка малого предпринимательства  должна стать одним из приоритетов  экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса  возможны на основе глубокого анализа  его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций  на всех этапах его развития, что обосновало выбор темы, постановку целей и задач. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

 

 

 

 

 

1 Теоретические  аспекты бюджетной поддержки  малого бизнеса

    1. Сущность и понятие бюджетной поддержки  малого бизнеса

 

За последние годы в  стране сделано многое для развития малого предпринимательства и формирования рыночных отношений. Вместе с тем  очевидно, что государственная политика в данной сфере недостаточно устойчива  и результативна. Одной из главных  причин неудовлетворительных результатов  деятельности малых предприятий  является отсутствие комплекса условий, обеспечивающих эффективность данному  процессу. Особенно далеки от совершенства экономические условия.

Опыт последних лет  показал, что недостаточно учитываются  и согласуются интересы федеральных, региональных и муниципальных уровней. Именно такое согласование, обеспечивающее функционирование экономики как  целостной рыночной системы и  ее региональных подсистем, и должно составлять основу государственной  политики.

Большинство субъектов РФ пока еще не в полной мере почувствовали  позитивное воздействие со стороны  федеральных структур на экономику  региона в целом и на развитие малых предприятий, в частности. Это в известной мере связано  как с наличием скудных финансовых средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства, так и с  отсутствием методики оценки потенциала регионов.

В современной науке управления и прогнозирования условно выделяют четыре группы регионов:

  1. регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития;
  2. депрессивные регионы;
  3. регионы, ориентированные на добычу и переработку первичных природных ресурсов;
  4. регионы аграрного типа.

Во многих случаях, однако, государственная статистика не дает объективной картины развития малого предпринимательства. В регионах часто  создаются структуры, декларирующие  поддержку малого предпринимательства, но между ними нет должного взаимодействия ни на федеральном, ни на региональном или местном уровнях. Поэтому  система «центр - регионы - город - район» по поддержке малого предпринимательства  работает с большими изъянами.

Взаимодействие между  федеральным и региональным уровнями в области политики малого предпринимательства  устанавливается, как показывает практика, в следующих направлениях:

  • в законодательной сфере;
  • в определении приоритетов, разработке прогнозов развития малого предпринимательства, совершенствовании его государственной поддержки;
  • в инвестиционной политике;
  • в предоставлении целевых финансовых средств депрессивным регионам;
  • в международной помощи.

Что касается взаимодействия региональных структур и местного муниципального самоуправления, то данные вопросы  находятся пока еще в стадии разработки. Принятый Закон РФ «Об основах  местного самоуправления» не создал действенного инструментария управления муниципальными образованиями. Нет  также четкого разграничения  компетенции местного самоуправления и государственного регионального  управления в отношении малого предпринимательства.

На областном, городском  и районных уровнях реально существует свой круг проблем управления развитием  предпринимательства.

Они, в основном, решаются соответствующими ведомствами и  структурами, деятельность которых  не всегда координируется с точки  зрения выбора приоритетов развития и поддержки предпринимательства, вложения в него бюджетных средств  с целью эффективного использования  местных возможностей.

В связи с этим возникает  необходимость разработки региональных и местных программ поддержки  малого предпринимательства, которые, по мнению автора, должны предусматривать:

  • создание равных стартовых условий каждому предпринимателю;
  • упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий;
  • предоставление льгот в выделении материальных, финансово-кредитных ресурсов, недвижимости, кредитовании внешнеэкономической деятельности;
  • создание системы государственной политики поддержки малого предпринимательства и правовой защиты предпринимателей;
  • насыщение рынка товарами, услугами, произведенными предпринимателями;
  • создание благоприятных условий для оздоровления окружающей среды;
  • формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательской деятельности.

Программа поддержки малого предпринимательства должна являться составной частью программы социально-экономического развития региона, что обеспечит  ее приоритетность.

Целевые программы поддержки  малого бизнеса разрабатываются  исполнительными органами власти субъектов  Российской Федерации.

Решение о разработке программы  принимается администрацией региона  на основании предварительной оценки его экономического развития в целом, а также развитости отдельных  структур, реального и прогнозируемого  вклада предпринимательства в социальную сферу. Главной целью разрабатываемой  программы является формирование и  реализация политики органов управления в области малого предпринимательства, обеспечивающей создание благоприятных  условий для развития деловой  активности населения и достижения на этой основе ощутимого улучшения  уровня жизни в регионе.

Государственная поддержка  предпринимательства в переходный период к рынку выступает в  различных видах (табл. 1). Данная схема  разработана на основе анализа региональных и местных программ поддержки  предпринимательства.

Таблица 1.1

Государственная поддержка  предпринимательства

Виды поддержки

Формы поддержки

Правовая

Принятие законодательных  и нормативных актов

Налоговая

Установление налоговой  системы, стимулирующей развитие производства и регулирующей приоритеты секторов рынка

Инвестиционная

Прямые инвестиции

Финансовая

Кредитование с целью  сохранения конкретных видов деятельности

Информационная

Предоставление информационных услуг

Страховая

Гарантии финансовым институтам, кредитующим предпринимательство

Кадровая

Обучение и переподготовка кадров, формирование предложения, создание рабочих мест

Моральная

Общественное признание  и поощрение результатов деятельности

Прочая

Иные формы


По видам государственной  поддержки предпринимательства  целесообразно также иметь программы  с конкретными разделами, сроками, источниками финансирования и системой ответственности за реализацию.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого бизнеса в современных условиях