Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через

налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем

производства страны должен быть распределен между коллективным и частным

потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага

следует разделить среди населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы. 4

2. Межбюджетные отношения 9

3. Федеральный бюджет. 12

4. Региональные бюджеты. 13

5. Местные бюджеты. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Бюджет РФ.docx

— 44.12 Кб (Скачать)

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования

структурной перестройки  экономики, конверсии предприятий  военно-

промышленного комплекса, развития перспективных направлений  в сфере

производства, пионерного освоения новых территориально-производственных

комплексов.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной

системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план государства,

утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно

федеральный бюджет является основным орудием перераспределения

национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,

необходимые для  регулирования экономического развития страны и реализации

социальной политики на территории всей России. При составлении  проекта

бюджета учитываются  не только данные о прогнозируемых размерах доходов

бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом

необходимости осуществления  избранной экономической политики. Например,

основными целями экономической политики на 1999 год  были названы:

рост валового внутреннего продукта и продукции  промышленного производства

не менее чем  на 3 процента;

прекращение спада  сельскохозяйственного производства;

создание условий  для переориентации финансовых потоков  в реальный сектор

экономики;

формирование условий  справедливой конкуренции на внутреннем рынке, в том

числе за счет снижения средневзвешенной ставки таможенного  тарифа по

сравнению с фактическим  уровнем 1998 года не более чем на 1 процент;

снижение налоговой  нагрузки на товаропроизводителей и  повышение уровня

собираемости налогов;

выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед

субъектами хозяйственной  деятельности и населением;

рост реальных денежных доходов населения не менее  чем на 3 процента;

повышение инвестиционной активности, формирование источников реального

наполнения Бюджета  развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с

уровнем 1998 г. объемов  капитальных вложений.

 Конкретное  представление об источниках  формирования федерального бюджета  и

направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных

положений федерального бюджета на 1999 г. Федеральный бюджет на 1999 г. был

утвержден по расходам в сумме 575046,6 млн. рублей и по доходам  в сумме

473676,1 млн. рублей  исходя из прогнозируемого объема  ВВП 4000 млрд. рублей

и уровня инфляции 30 % (расходы составили около 17,6 % ВВП). Предельный

размер дефицита федерального бюджета на 1999 год был  установлен в сумме

101370,5 млн. рублей (2,54 % ВВП).

Данные свидетельствуют, что почти 84 % всех доходов бюджета  составляли

налоговые доходы, а около 46 % налоговых доходов  бюджета составлял налог на

добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов

являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в  бюджеты субъектов

РФ и местные  бюджеты. Например, из доходов, поступающих  от уплаты НДС на

товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на

территории РФ, лишь 85 %  поступает в федеральный  бюджет; из акцизов на

спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия,

спиртосодержащие  растворы, производимые на территории Российской Федерации,

- 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год). Полностью в

федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары,

ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы  и иных

таможенные платежи  налог на отдельные виды транспорта.

В доходы федерального бюджета на 1999 год включались  средства следующих

целевых федеральных  бюджетных фондов: Федерального дорожного  фонда,

Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с

преступностью, Фонда  воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонда

развития Федеральной  пограничной службы, Фонда Министерства по атомной

энергии, Фонда  развития таможенной системы, Федерального фонда

Государственной налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции

Российской Федерации. 

4. Региональные  бюджеты.

Региональные бюджеты  – центральное звено территориальных  бюджетов. Они

предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на

государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной

системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это  форма образования и

расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и

функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и

свод бюджетов муниципальных образований, находящихся  на его территории,

составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти

призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное

развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных

территориях. Значительно  возрастает их координационная  функция  в

экономическом и  социальном развитии территорий.

Процедура утверждения  и построение бюджетов субъектов  Российской Федерации

аналогичны процедуре  и построению федерального бюджета, однако существуют

определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием

бюджетного механизма  регионов - каждый субъект Федерации  имеет свое

бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).

Тем регионам, в  которых среднедушевой доход  по бюджету за предыдущий год

ниже, чем в целом  по России, и у которых собственных  доходов и средств,

полученных из федерального бюджета, недостаточно для  финансирования текущих

расходов, предоставляется  помощь из Федерального фонда поддержки  субъектов

Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов  на одного жителя

менее 95 % от среднероссийского  уровня и условная сумма расходов менее 100

% плановых расходов  регионального бюджета, предоставляется  статус региона,

особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время  большинству регионов РФ

осуществляется  помощь из федерального бюджета путем  перечисления

трансфертов, выделения  бюджетных ассигнований.

5. Местные бюджеты.

Финансовой базой  местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и

имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность

составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты,

распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них

доходы.

Местные бюджеты  – один из главных каналов доведения  до населения конечных

результатов производства. Через них общественные фонды  потребления

распределяются  между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в

известной мере финансируется  и развитие отраслей производственной сферы, в

первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства,

объем продукции  и услуги которых также являются важным компонентом

обеспечения жизнедеятельности  населения.

Местные бюджеты  составляют третий уровень бюджетной  системы Российской

Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования

(местный бюджет) как форму образования и расходования  денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам

ведения местного самоуправления.

За последние  годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы

по финансированию социальной инфраструктуры и ряд  других расходов, однако

их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до

60 % от суммы  налогов, собранных в муниципальном  образовании, уходят в

региональный и  федеральный бюджеты, а собственные  расходы покрываются

иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в

Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного

самоуправления  в постоянных просителей.  Очевидно, что для создания

работоспособного  местного самоуправления необходимо решить задачу

финансового обеспечения  этого уровня власти. На практике же за последние 5

лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ

сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех

расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и  физкультуру,

42 % - на культуру  и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное  хозяйство,

67 % - на образование.  Таким образом, важнейшие направления  государственной

политики финансируются  не с федерального, а с местного уровня. В качестве

одной из мер для  решения вопроса бюджетного обеспечения  местных бюджетов в

РФ принят закон  «О финансовых основах местного самоуправления в Российской

Федерации», установивший единую методологию формирования местных  бюджетов

для всех субъектов  РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами

реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных

образований, проблему решить невозможно (в настоящее время  БК РФ - ст. 60

-закрепил за  местными бюджетами в полном  размере только государственную

пошлину и местные  налоги и сборы). 

 Заключение

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от

идеальной. Ресурсы  для ее совершенствования практически  исчерпаны,

необходима реформа  налогово-бюджетных взаимоотношений  между федеральными,

Информация о работе Бюджет РФ