Бюджет как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджетной системы РФ. В ней рассмотрены и раскрыты основные вопросы такие как: сущность, структура, задачи и функции бюджета.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

     5. Общая характеристика  расходов бюджета

     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. Бюджетная классификация представляет собой определенную группировку расходов и доходов, основанную на однородных признаках. Существуют следующие виды классификации расходов федерального бюджета: экономическая, функциональная, ведомственная. В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного производства. В этом случае выделяют текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающее текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание государственной и экономической инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Капитальные расходы бюджета – денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

     Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и отражает направления бюджетных  средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти. Четыре уровня функциональной классификации расходов бюджета РФ. Первым уровнем расходов являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Третий уровень образуют целевые статьи расходов бюджетов РФ. Этот уровень отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Четвертый уровень образуют виды расходов бюджетов РФ, которые детализируют направления финансирования расходов бюджетов в пределах целевых статей.

     Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных  средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами по целевым статьям и видам расходов. Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета в форме перечня прямых получателей средств из федерального бюджета, классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и классификации видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ используются при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета. Первый уровень этой классификации – перечень прямых получателей средств из бюджета: министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код. Второй уровень классификации – классификация целевых статей расходов бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

     В современных условиях процесс управления расходами осложняется ограниченностью  ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений – от определения общего объема расходов до их распределения финансирования. Задачи управления расходами включают три этапа: определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов; распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей; обеспечение выполнения конкретных задач наиболее эффективным образом. Бюджетная политика в области расходов будет осуществляться по следующим направлениям:1) обеспечение проведения структурных реформ по следующим направлениям: а)социальная сфера в том числе обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном снижении помощи обеспеченным семьям; увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований. б) судебная система, в том числе: увеличение численности и улучшение материальной обеспеченности судей; улучшение материально-технической базы судебной системы; в) национальная оборона; 2)совершенствование структуры бюджетных обязательств, сокращение избыточных, в большинстве случаев нефинансируемых обязательств;3) повышение эффективности использования бюджетных средств, в том числе: сокращение до минимума или ликвидация низкоэффективных и неэффективных государственных расходов по всем отраслям бюджетного сектора; оптимизация расходов по всем отраслям бюджетного сектора; реформирование системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений.

Заключение

           Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм, отражающих отдельные этапы  перераспределения - доходов и расходов бюджета.

     В заключении хотелось бы отметить, бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга. 
 

 
 
 

     Список  использованной литературы

     1.Бюджетный  кодекс Российской Федерации.  – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003.

     2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Части первая и вторая.–  М.: Велби, Изд-во Проспект, 2005.

     3. Вахрин, П.И. Финансы: учебник для  вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой.  –4-ое изд. перераб. и доп.  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко ,2006.

     4. Нешитой, А.С. Бюджетная система  Российской Федерации: учебник  /А.С. Нешитой.– 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко ,2006.

     5. Самсонов, Н.Ф. Финансы. Денежное  обращение. Кредит / Н.Ф. Самсонов. – М.: ИНФРА-М, 2001.

     6.Финансы:  учебник/ под ред. проф. Л.А.  Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

     7.Финансы: методические указания к выполнению расчетно-графической работы для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит» очной и заочной форм обучения /сост. Е.В. Торопова, Л.В. Алехина.– Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009.-68с.

     8. Финансы: учебник /под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и кредит,2006.

     9. Финансы и кредит. Учебник/ под  ред. проф. М.В. Романовского. –М., 2006.

     10. Финансы: учебное пособие /под  ред. проф. А.М. Ковалевой. –М.,2002

     11. Торопова, Е.В. Финансы: учебное пособие / Е.В. Торопова, Л.В. Кошелева. – Йошкар-Ола: МарГТУ,2005 
 
 

  Практическая часть

Вариант 1

     На  территории Республики Марий Эл собираются следующие налоги, неналоговые платежи и сборы. Определить, какие источники и в каких объемах будут формировать доходную часть местного бюджета, бюджета субъекта Федерации и федерального бюджета. На основании полученных результатов сформировать расходную часть этих бюджетов. 

     Состав  налогов на территории Республики Марий  Эл (тыс. р.)

Налоги, неналоговые платежи и сборы Вариант 1
Налог на прибыль организаций 1559727
НДФЛ 2503234
НДС 5245500
Транспортный  налог 241517
Налог на игорный бизнес 174300
Единый  социальный налог 3331200
Акцизы  от реализации алкогольной продукции 483600
Акцизы  на нефтепродукты 289200
Сборы на парковку автотранспорта 547500
Налог на имущество физических лиц 19353
Налог на имущество организаций 447220
Водный  налог 102310
Земельный налог 95623
Госпошлина  по делам, рассматриваемым в арбитражных  судах 55150
Госпошлина  по делам, рассматриваемым  конституционными судами 5044
Госпошлина  по делам, рассматриваемым общей юрисдикцией, мировыми судьями 30314
Госпошлина  за регистрацию актов гражданского состояния 28450
Госпошлина  за совершенствование нотариальных действий 41710
Сборы за выдачу ордера на квартиру 112
Таможенная  пошлина 500200
Проценты  от размещения временно свободных средств бюджета и внебюджетных фондов -
Доходы  от продажи госимущества на территории муниципалитета 150345
Доходы  от продажи земли 12150
Поступления от приватизации организаций, находящихся  в муниципальной собственности 437700
Административные  штрафы и санкции 31182
 
Сборы за пользование объектами животного  мира
 
427
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов -
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 253620
 Единый  сельхозналог 2622
Единый  налог по упрощенной системе налогообложения 1975512
Налог на добычу полезных ископаемых 4100
Платежи при пользовании природными ресурсами 52485
Доходы  от оказания платных услуг 26421
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 38541
Административные  платежи и сборы 771
Доходы  от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной  собственности 142600
 
 

     Распределение налогов и неналоговых  поступлений за бюджетами  различных уровней, %

Налоги  и неналоговые поступления Федеральный бюджет Бюджет субъекта Местный бюджет Внебюджетные  фонды
Федеральные налоги и сборы
НДС 100      
Акцизы        
-от  реализации алкогольной продукции 50 50    
-на  нефтепродукты 40 60    
НДФЛ   60 40  
ЕСН (26%) 77     23
Налог на прибыль организации (20%) 10 90    
Налог на добычу полезных ископаемых        
общераспространенных   100    
-прочих 40 60    
Водный  налог 100      
Сборы за пользование объектами        
-животного  мира   100    
-водных  биологических ресурсов 70 30    
Государственная пошлина        
-по  делам, рассматриваемым в судах  общей юрисдикции, мировыми судьями     100  
-по  делам, рассматриваемым в арбитражных  судах 100      
-по  делам, рассматриваемым Конституционным  судом РФ и конституционными  судами субъектов РФ   100    
-за  совершение нотариальных действий 100      
за государственную регистрацию актов гражданского состояния 100      
         
Региональные  налоги
Налог на имущество организаций   100    
Налог на игорный бизнес   100    
Транспортный  налог   100    
Местные налоги
Земельный налог     100  
Налог на имущество физических лиц     100  
Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности     90 10
Единый  налог по упрощенной системе налогообложения   90   10
Единый  сельхозналог   30 60 10
Неналоговые доходы        
Доходы  от оказания платных услуг   90 10  
Доходы  от продажи материальных активов     100  
Платежи при использовании природными ресурсами   80 20  
Административные  платежи и сборы   70 30  
Доходы  от использования имущества   35 65  
Штрафы, санкции   5 95  
Таможенная  пошлина 100      
Сборы за парковку автотранспорта     100  
Поступления от приватизаций организаций, находящихся  в муниципальной собственности     100  
Доходы  от продажи земли     100  
Сборы за выдачу ордера на квартиру     100  
Доходы  от продажи госимущества на территории муниц.     100  

Информация о работе Бюджет как экономическая категория