Бюджет как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджетной системы РФ. В ней рассмотрены и раскрыты основные вопросы такие как: сущность, структура, задачи и функции бюджета.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

     3. Налоговые доходы  федерального бюджета

     Определяющую  роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырем налогам: НДС, акцизам, налогу на прибыль предприятий и налогу на доходы с физических лиц, – на их долю приходится три четверти всех поступлений в бюджет. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

     Основную  массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, таможенные пошлины, единый социальный налог, акцизы.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) – важный косвенный налог. Он влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и регулирует спрос. Объекты налогообложения для косвенных налогов совпадают. Это способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги. Все 100% НДС зачисляются в федеральный бюджет. Налогоплательщиками НДС являются: организации; лица признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ; индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Не являются плательщиками организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. В ст. 149 НК РФ определяются операции, товары, работы и услуги, не подлежащие налогообложению. Налоговый период по НДС – календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров без учета НДС, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период включает квартал. Существуют следующие налоговые ставки: 0% – при реализации экспортируемых товаров (за исключением нефти, включая газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории зарубежных стран), работ по сопровождению и транспортировке вывозимых за пределы территории РФ товаров, товаров, помещенных под таможенный режим транзита и импортируемых в РФ, и иные подобные работы; 10% – при реализации продовольственных товаров и товаров для детей согласно перечням, содержащимся в Налоговом кодексе РФ, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, периодических изданий, книжной продукции научного и учебного характера; в остальных случаях – 18%. В некоторых случаях налогообложение производится по расчетным налоговым ставкам.

     Таможенная  пошлина представляет собой косвенный налог, которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы. В зависимости от направления перемещения все товары, пересекающие таможенную границу государства, подразделяются на экспортные, импортные и транзитные.

       Экспортные (вывозные) пошлины взимаются  при вывозе товаров с таможенной  территории государства. Транзитные (провозные) пошлины взимаются  за провоз товаров по территории  государства. В настоящее время транзитные пошлины в России не применяются. Импортные (ввозные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко применяются во многих странах, в том числе и в нашей. По цели взимания различают фискальные и протекционистские пошлины. Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов, имеют низкие ставки и устанавливаются в основном на потребительские товары, которые не производятся в данной стране или производятся в недостаточном количестве. Протекционистские пошлины защищают внутренних товаропроизводителей от иностранной конкуренции и имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров.

     По  назначению различают особые и сезонные таможенные пошлины. Особые пошлины  применяются в целях защиты экономических интересов РФ. Особые и сезонные пошлины носят временный характер. В таможенной практике применяются три вида особых пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины применяются, если товары импортируются в количестве и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров. Антидемпинговые пошлины применяются к импортным товарам, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стане вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.

     Субъектами (плательщиками) таможенных пошлин и  сборов являются декларанты или иные лица, определяемые Таможенным кодексом РФ. Объектами обложения выступают товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Основой для исчисления таможенных пошлин и сборов являются таможенная стоимость товаров. Одним из главных элементов таможенной пошлины является ставка. Ставка – денежный размер пошлины с единицы обложения, который приведен в таможенном тарифе. После проведения в России таможенной реформы произошло сокращение количества основных ставок таможенного тарифа с семи до четырех – 5,10,15,20%. По запретительной ставке 25 % облагается лишь незначительное количество товарных позиций.

     Сроком  уплаты таможенных пошлин и сборов являются дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению. Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации, так как отсрочка по ним не предоставляется. Размеры этих сборов и валюта, в которой они уплачиваются, регламентированы Таможенным кодексом РФ. Таможенные платежи складываются из таможенных пошлин, таможенных сборов, НДС и акцизов. Таможенные пошлины по своей экономической сущности – это налоги на потребление. Таможенные сборы – плата за предоставление таможенными органами разнообразных услуг.

     Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются в основном товары массового спроса.

     Налогоплательщиками акцизов признаются: организации; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ; индивидуальные предприниматели.

     Подакцизными  признаются следующие товары: спирт  этиловый, пиво, алкогольная продукция. Табачная продукция, бензин, дизельное  топливо, моторные масла. Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112, кВт, нефтепродукты и т.д.

     Налоговая база определяется отдельно по каждому  виду подакцизного товара. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией  подакцизных товаров. Налоговый период – каждый календарный месяц. Акцизы составляют в доходах федерального бюджета примерно 2-3%.

     Налог на прибыль является одним из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета. Плательщиками данного налога являютс : россицские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ: через постоянные представительства; получающие доходы от источников в РФ. Не являются плательщиками налога на прибыль: организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог; организации, применяющие упрощенную систему налогообложения; организации – по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса; организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход; Банк России и его учреждения – по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций – полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов. Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Введение гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» наряду с положительным моментом – снижением ставки до 24% – в ряде случаев ухудшило положение налогоплательщиков. Они лишились основной льготы – уменьшения налогооблагаемой базы на сумму прибыли, направляемой на капиталовложения. Это отрицательно действует на инвестиционно активные предприятия.

     Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Главой 23 НК РФ введен с 1 января 2001г. принципиально новый порядок обложения доходов физических лиц. Введена единая ставка – 13%.Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Не подлежат налогообложению определенные виды доходов физических лиц: государственные пособия, пенсии, компенсационные выплаты, устанавливаемые действующим законодательством; суммы единовременной материальной помощи; суммы, уплаченные работодателем за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей; стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.д.,; призы в денежной и натуральной форме, полученные спортсменами за призовые места на спортивных соревнованиях от официальных организаций; суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях; доходы не превышающие 2000р., полученные по каждому из оснований  за налоговый период: стоимость подарков, стоимость призов в натуральной и денежной форме, суммы материальной помощи и др.

     Налогоплательщик  имеет право на получение стандартных  налоговых вычетов: в размере 3000 р. За каждый месяц налогового периода  – для лиц получивших лучевую  болезнь, инвалидность вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, инвалидов из числа военнослужащих, ставшими инвалидами I, II, III вследствие ранения, контузии, инвалидов Великой Отечественной войны и т.п.; в размере 500р. За каждый месяц налогового периода – для Героев Советского Союза и Героев РФ, участников ВОВ, инвалидов с детства, а также инвалидов I и II группы.; в размере 400 р. За каждый месяц налогового периода – для плательщиков, которые не перечислены в первых двух пунктах; 600р. За каждый месяц налогового периода распространяется: на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечение которых  находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей; каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями.

     Налоговым периодом признается год.

     Государственная пошлина подлежит уплате на всей территории РФ. Это обязательный сбор при осуществлении юридически значимых действий. Государственная пошлина взимается: в случае обращения с исковым заявлением как имущественного, так и неимущественного характера в суды общей юрисдикции; при подаче соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы по делам, рассматриваемым в арюитражных судах; при обращении с запросом, ходатайством или жалобой в Конституционный суд РФ; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных контор; при совершении действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния уполномоченными органами регистрации актов гражданского состояния; до получения документов по делам, связанным с изменением гражданства, а также с выездом и въездом в РФ, оформляемых органами милиции и отделами виз и регистрации иностранцев. Размер государственной пошлины за совершение по юридическому оформлению гражданско-правовых обязательств и выдачу документов является единым на всей территории РФ и регулируется федеральным законодательством.

     С 01.01.2002г, согласно гл.26 НК РФ, введен налог  на добычу полезных ископаемых. Объектом налогообложения признаются как  добытые, так и извлеченные из отходов полезные ископаемые. При  использовании недрами существуют: разовые и регулярные платежи за пользование недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе; сбор за выдачу лицензий. Зачисление данных платежей в различные бюджеты происходит в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Пользователи недр уплачивают и другие установленные налоги. Налоги должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типы предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, которые предоставляет государство населению. 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Неналоговые доходы  бюджетов

     Неналоговые доходы являются составной частью доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ. Так же как и другие платежи в бюджет, неналоговые  доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления РФ и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий год. В настоящее время состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым к неналоговым доходам отнесены: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. Основным источником неналоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Информация о работе Бюджет как экономическая категория