Бюджет как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение бюджетной системы РФ. В ней рассмотрены и раскрыты основные вопросы такие как: сущность, структура, задачи и функции бюджета.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества. Бюджет и денежное обращение остаются барометром экономического и социального состояния и политического положения государства. Бюджетная система России находится в стадии становления, вырабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Бюджетные доходы являются, с одной  стороны, результатом распределения  стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости.

     Целью данной работы является изучение бюджетной системы РФ. В ней я рассматриваю и раскрываю основные вопросы такие как: сущность, структура, задачи и функции бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджет как экономическая  категория

1.1. Социально-экономическая  сущность бюджета

     В любой стране бюджет – ведущее  звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным собранием.

     Федеральный бюджет России –  главное звено  бюджетной системы.  Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание материальных и финансовых резервов и др.

     При переходе к рыночной экономике бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

     1.2. Задачи и функции  бюджета

     Как экономическая категория бюджетные  отношения являются частью финансовых отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные функции  финансов: распределительная; контрольная.

     Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

     Контрольная функция действует одновременно распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

     Бюджет  решает следующие задачи: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

     Через расходы и налоги бюджет выступает  важным инструментом регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства.

     Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

     Бюджет  оказывает наибольшее воздействие  на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования.

     Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Она обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

     Структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит  свое отражение в бюджетном плане.

     По  своей внешней форме Федеральный  бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило на год).

     В процессе составления основного  финансового плана государства  Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

     Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.

     Федеральное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

     Финансово-бюджетный  федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и  органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

     Принципы  финансово-бюджетного федерализма  заключается в следующем: в законном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней  управления; обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возможных на них функций; обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных методов регулирования бюджетов; самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения  – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации (далее РФ),  органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     Разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным  нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

       В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями  бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Бюджеты  Российской Федерации

     2.1. Федеральный бюджет

     Федеральный бюджет является главным средством  перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.

     Доходы  федерального бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ и распоряжение органов государственной власти РФ.

     В соответствии со  статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам  федерального бюджета относятся: федеральные  налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

     -таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи;

     -государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ;

     -неналоговые  доходы.

     В соответствии с п.2 ст.51 Кодекса, в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, учитываются также прибыль Банка России и доходы от внешнеэкономической деятельности.

     Доходы  бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие; по социально-экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц; в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода; по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий организаций, подоходный налог на физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

     Главное назначение всех звеньев бюджетной  системы – финансовое обеспечение  выполнения функций, возложенных на органы власти.

     Организация государственных расходов основана на следующих признаках: принцип  целевого использования средств; безвозвратность  государственных расходов (за исключением  государственных кредитов); соблюдение режима экономии.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и  капитальные расходы, а также  средства от возврата государственных  кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд.

     Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Информация о работе Бюджет как экономическая категория