Анализ состава и направления реформирования платежей юридических лиц в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать состав и направления реформирования платежей юридических лиц в бюджет.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть состав платежей юридических лиц в бюджет (бюджетные фонды и налоговые платежи);
- провести анализ платежей юридических лиц в бюджет Республики Беларусь;
- рассмотреть государственную политику в области реформирования платежей юридических лиц в бюджет.

Содержание

Введение............................................................................................................. 4
1. Состав платежей юридических лиц в бюджет…………………………… 6
1.1. Платежи юридических лиц в бюджетные фонды Республики Беларусь………………………………………………………………………..
6
1.2. Налоговые платежи юридических лиц…………………………………. 11
2. Анализ платежей юридических лиц в бюджет Республики Беларусь….. 24
3. Государственная политика в области реформирования платежей юридических лиц в бюджет…………………………………………………..
30
Заключение......................................................................................................... 34
Список использованных источников...............................................................

Работа содержит 1 файл

кр_госбюджет_платежи юридических лиц_ИПП.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

    Налог на игорный бизнес применяется организациями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

    Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.

    Налог на доходы от проведения электронных  интерактивных игр применяется  юридическими лицами - организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда.

    Сбор  за осуществление ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

    Сбор  за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

    Итак, главным назначением налогов  является обеспечение материальных условий существования государства  и выполнения им функций управления экономикой и обществом. По своей форме их можно определить, как обязательные денежные платежи, изымаемые в бюджет. В настоящее время юридические лица уплачивают следующие виды налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги, особые режимы налогообложения.

 

     2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Вначале рассмотрим исполнение государственного бюджета в 2007-2009 году.

     За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит - 1,4% к ВВП) [15].

     Анализ  поступлений доходов свидетельствует  о том, что удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  увеличился с 48,4 процента в 2006 году до 50,0 процента в 2007 году, или на 1,6 п.п., что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 5,4% в 2006 году до 13,1% в 2007 году, или более чем вдвое.

     Одним из факторов повышения уровня централизации  бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий  воздействие автоматических и дискреционных  эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов консолидированного бюджета составила 1,07, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 7,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была 1,06).

     Задолженность по платежам в бюджет по состоянию  на 1 января 2008 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она  сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2007 г. до 0,16% ВВП  на начало 2008 г. Отношение задолженности  к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2007 г. до 0,4% на 1.01.2008 г.

     За  январь-декабрь 2008 года доходы республиканского бюджета составили 49,0 трлн. рублей, или 105,7 процента годового плана [15].

     Налога  на прибыль поступило 3,2 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана, НДС — 3,3 трлн. рублей, или 101,7 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 10,6 трлн. рублей, или 101,9 процента годового плана.

     По  состоянию на 1 января 2009 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней сложилась в сумме 58,5 млрд. рублей, или сократилась по сравнению с началом года на 91,0 млрд. рублей.

     Расходы республиканского бюджета за январь-декабрь 2008 года составили 48,1 трлн. рублей, или 96,7 процента годового плана.

     Расчеты по расходам государственных целевых  бюджетных фондов и Фонда социальной защиты населения осуществлялись в  соответствии с заявляемой потребностью и с учетом доходов, формирующих  эти фонды и источников финансирования.

     Кредиторская  задолженность на 01.01.2009 года по республиканскому бюджету, без учета целевых бюджетных  фондов и Фонда социальной защиты населения, составила 89,5 млрд. рублей (4 процента среднемесячных расходов республиканского бюджета) и носила текущий характер.

     Превышение  доходов над расходами республиканского бюджета за 2008 год составило 925,7 млрд. рублей трлн. рублей за счет опережающего поступления доходов, мер бюджетной  политики, направленных на экономию бюджетных  средств и неполного освоения распорядителями средств, предусмотренных им плановых назначений.

     Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.

     Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции – 97,2%, сельского хозяйства – 101,3%, инвестиций в основной капитал – 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами – 70,1%. Инфляция на потребительском рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).

     Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный  бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год, приложение 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году – 50,6%) [15].

     Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета [15].

    Далее рассмотрим доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, связанные с платежами юридических лиц в таблице 2.1. Они включают налог на прибыль, налоги на собственность, НДС, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, взносы на государственное социальное страхование. 

     Таблица 2.1. Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, связанные с платежами юридических лиц, млрд. руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1. ДОХОДЫ - всего 48 049 65 663,4 62 807,6
1.1 НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе: 34 235,6 46 808,4 41 304,7
Налог на прибыль  3 837,1 5 993,3 4 607,7
Налоги на собственность 1 519,2 2 004,8 1 626,7
НДС 8 669,6 11 399,2 12 083,1
Акцизы  3 045,9 3 900,8 3 637,4
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 6 281,3 10 612,6 7 969,5
1.2 ВЗНОСЫ  НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ  
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
11 256,7 14 496,5 15 799,4
Справочно:      
ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ       
Доходы  11 421,7 14 715,7 16 180,9

     Примечание. Источник: [15] 

     Из  таблицы 2.1 видно, что в динамике за 2007-2008 гг. наблюдается рост налоговых  поступлений доходов консолидированного бюджета в целом. Так налоговые доходы за период увеличились с 34235,6 млрд. руб. до 46808,4 млрд. руб. В 2009 г. произошло снижение доходов консолидированного бюджета, в том числе налоговых доходов, уплачиваемых юридическими лицами. Снижение доходов бюджета вызвано главным образом снижением налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности с 10612,6 млрд. руб. до 7969,5 млрд. руб., что связано с кризисными явлениями в экономике.

     Далее рассмотрим динамику структуры доходов  консолидированного бюджета в 2008-2009 гг. в таблице 2.2. 

     Таблица 2.2. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2008-2009 гг., %

Показатели  2008 год 2009 год 
1. Налоговые  доходы - всего  71,3 65,7
в том  числе:    
  • Налоги  на доходы и прибыль 
17,0 15,3
в т.ч. - подоходный налог  6,4 6,9
     - налог на прибыль 10,6 8,4
  • Налоги на собственность
3,1 2,6
  • Налоги на товары и услуги
31,2 31,7
в т.ч. - НДС  17,4 19,2
- акцизы  5,9 5,8
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
16,2 12,7
2. Взносы  на государственное социальное  страхование  22,1 25,2
3. Неналоговые  доходы 6,6 9,1
Итого доходов  100,0 100,0

     Примечание. Источник: [15] 

     Итак, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают взносы на государственное социальное страхование (22,1% в 2008 г. и 25,2% в 2009 г.) НДС (17,4% в 2008 г. и 19,2% в 2009 г.) и налог на прибыль (10,6% в 2008 г. и 8,4% в 2009 г.).

     Таким образом, за счет платежей юридических  лиц формируется основная часть доходов бюджета Республики Беларусь, средства которого идут на финансирование социальной, культурной сфер, образование, здравоохранение и др. В динамике за 2007-2008 гг. наблюдается рост налоговых поступлений доходов консолидированного бюджета в целом, так и поступлений от юридических лиц. Так налоговые доходы за период увеличились с 34235,6 млрд. руб. до 46808,4 млрд. руб. В 2009 г. произошло снижение доходов консолидированного бюджета, в том числе налоговых доходов, уплачиваемых юридическими лицами. Снижение доходов бюджета вызвано главным образом снижением налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности с 10612,6 млрд. руб. до 7969,5 млрд. руб., что связано с кризисными явлениями в экономике. В структуре доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают взносы на государственное социальное страхование (22,1% в 2008 г. и 25,2% в 2009 г.) НДС (17,4% в 2008 г. и 19,2% в 2009 г.) и налог на прибыль (10,6% в 2008 г. и 8,4% в 2009 г.).

Информация о работе Анализ состава и направления реформирования платежей юридических лиц в бюджет