Анализ деятельности налоговой службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых поступлений на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Московской области (МРИ ФНС России № 10 по Московской области), определение факторов, влияющих на объем поступлений в анализируемый период.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
Изучение роли и значения налогов в экономике, уточнение сущностного и финансового содержания категории «налог»;
Выявление структурных особенностей формирования налоговых поступлений в экономике, выявление тенденций усиления фискальной функции налогов;
Анализ структуры и динамики налоговых поступлений;
Анализ экономической природы и причин налоговой задолженности (недоимки);
Определение перспектив совершенствования структуры налоговых поступлений.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ на печать.doc

— 919.50 Кб (Скачать)

Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами; убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, возмещаются за счет соответствующего внебюджетного фонда.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следующий участник налоговых отношений - налогоплательщики, которыми признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту их нахождения.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право получать от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о налогах и сборах; использовать налоговые льготы; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, и др.

Налогоплательщики несут определенные обязанности, за невыполнение которых установлены налоговые санкции. В обязанности налогоплательщиков входят:

  • уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учет в налоговых органах;
  • ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнение законных требований налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствование законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставление налоговому органу необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
  • обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  • письменное сообщение в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
  • об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных НК РФ, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет могут осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями — сборщиками налогов (сборов).

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах (сборах).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Они обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  • в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Ещё один участник налоговых отношений - взаимозависимые лица.

Взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ) для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

  • одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  • одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Взаимозависимость определяется, например, при определении цены сделки: если сделка осуществлялась между взаимозависимыми лицами, то для целей налогообложения принимается рыночная цена.

1.5. Нормативно-правовая база налоговой системы

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения.

Нормы налогового права в виде статей, пунктов, параграфов и т.д. включаются в нормативно-правовые акты государственных и муниципальных органов.  Такие  акты,  если  они  содержат правовые нормы, именуются источниками права, внешними формами налогового права.

Источники (формы) налогового права — официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания

налогового права — законы и подзаконные акты.

Иерархически выстроенная по юридической силе система нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение (именуемых иначе источниками налогового права), выглядит следующим образом:

  1. Конституция Российской Федерации (источники налогового права — положения ст. 8, 15, 34, 35, 46, 57, пп. «е», «ж», «з», «к» ст. 71, ст. 72, 74, 75, 76, 90, ч. 3 ст. 104, ст. 106, ст. 114 Конституции РФ). Источниками правового регулирования налоговых отношений служат положения Конституции РФ как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики Российской Федерации, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налоговых правоотношений и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

Например, в ст. 57 Конституции РФ определяется, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». На основании этой нормы в 1996 г. Конституционный Суд РФ отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными».

  1. Международные договоры Российской Федерации (международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями; международные конвенции и соглашения по вопросам устранения двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами).
  2. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.
  3. Федеральные конституционные законы, регулирующие налогообложение и сборы (положения ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.), в которой определяются полномочия правительства по разработке направлений налоговой политики; ст. 3 Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. и доп. от 27 сентября 2002 г.), в которой предусматривается, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты).
  4. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое в свою очередь включает следующие элементы:
  • федеральное  законодательство  о  налогах и  сборах (или Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации): Налоговый кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы о налогах и сборах;
  • региональное законодательство о налогах и сборах — законы субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые 
    представительными органами муниципальных образований.
  1. Общее налоговое законодательство. Эта группа актов законодательства включает иные федеральные законы, не входящие в объем понятия «законодательство о налогах и сборах» (синоним — «специальное налоговое законодательство»), но содержащие налогово-правовые нормы.

Рассматриваемую группу источников правового регулирования налоговых правоотношений составляют федеральные законы, направленные в первую очередь на регулирование не налоговых, а иных правоотношений, но содержащие отдельные положения о налогообложении. К таким законам, в частности, относятся: Таможенный кодекс Российской Федерации, ежегодные федеральные законы о бюджете, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»15 и ряд других законов, содержащих правовые нормы, регулирующие налоговые правоотношения.

  1. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:
  • акты органов общей компетенции (указы Президента; 
    постановления Правительства, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления);
  • акты органов специальной компетенции (ведомственные подзаконные 
    нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, и органов исполнительной власти (например, Минфина России), издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Например, в соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми актами Минфина России утверждаются: формы налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ).

Важно отметить, что с 2005 г. согласно ст. 4 НК РФ налоговые органы не вправе заниматься нормотворческой деятельностью. Правотворческая функция подзаконного характера в налоговой сфере перешла к Минфину России.

1.6. Система информационного обеспечения налогообложения

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Для решения крупной научно-технической проблем создания, развития и сопровождения автоматизированной информационно - технической системы налоговых органов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 11 декабря 1991 года №119-рп было создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный научно - исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы» (далее ФГУП «ГНИВЦ ФНС России»).

Являясь головной организацией в области разработки и создания информационной системы Федеральной налоговой службы ФГУП «ГНИВЦ ФНС России» обеспечивает решение задач по следующим основным направлениям:

  • формирование научно - технической политики в области информатизации налоговых органов;
  • разработка, модернизация, сопровождение и внедрение автоматизированных информационных систем для налоговых органов;
  • формирование и ведение информационных ресурсов ФНС России в установленном законодательством порядке, обеспечение взаимодействия с внешними организациями;
  • обучение сотрудников центрального аппарата ФНС России, территориальных налоговых органов и других организаций работе с созданными программными средствами;
  • сертификация программных средств на соответствие действующему законодательству и нормативным документам;
  • разработка, проектирование, создание и монтаж телекоммуникационных систем и комплексов, телефонии, локальных вычислительных и электрических сетей и др.;
  • организация юридически значимого электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими министерствами и ведомствами;
  • системно-техническое обслуживание аппаратно-программных средств АИС «Налог» и др.

Информация о работе Анализ деятельности налоговой службы