Пенсионная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:28, реферат

Описание работы

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Структура пенсионной системы………………………………….…….4
Глава 2. Анализ развития пенсионной реформы………………………………..9
Глава 3. Инвестирование и управление накопительной частью пенсии….…13
Глава 4. Статистика НПФ………………………………………………………19
Глава 5. Расчет накопительной части пенсии……………………….………...22
Глава 6. Реализация пенсионной реформы………………………….………..27
Заключение……………………………………………………………….……..29
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Введение1.docx

— 108.06 Кб (Скачать)
 

Численность НПФ 

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число НПФ, имеющих лицензию 271 270 262 251 287 283 296 290 289 252 246 173 159 150
Число НПФ, заявивших о желании осуществлять деятельность по ОПС 0 0 0 0 0 0 0 47 73 91 105 133 133 117

Изменение численности НПФ преимущественно  связано со следующими факторами:

  1. ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;
  2. предоставление НПФ возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 г.

В следствии этих факторов в последние годы происходит процесс объединения фондов.

Рассмотрим  пример:

Как будет меняться сумма пенсионных накоплений и будущая  ежемесячная пенсия при условии  ежегодной доходности 5% и 10%?

  • Мужчина: 30 лет
  • Год выхода на пенсию: 2039 г.
  • Ежемесячный доход: 30 тыс. руб.  

     
     
     

Глава 5. Расчет накопительной  части пенсии. 

Формула расчета накопительной  части пенсии (НЧ):              

НЧ = ПН / Т, где Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

    Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, при назначении пенсии в 2011 году он составляет 204 месяца.

    ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    Пенсионные  накопления – это совокупность средств, сформированных за счет поступивших, начиная с 01.01.2002 г., страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий (из них складывается «обязательная» накопительная часть пенсии), дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений (из них складывается дополнительная часть накопительной части пенсии) и дохода от их инвестирования.

    Пенсионные  накопления отражаются в специальной  части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в  Пенсионном фонде. Единый реестр застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих  пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, ведет Пенсионный фонд РФ.   

«Обязательная» накопительная часть трудовой пенсии

    Накопительная часть трудовой пенсии в рамках системы обязательного пенсионного страхования (назовем ее «обязательная» накопительная часть трудовой пенсии) формируется не у всех, а только у застрахованных лиц, относящихся к так называемому «молодому поколению» (1967 г.р. и моложе). Начиная с 2002 года на специальную часть их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде поступают страховые на ее финансирование. На протяжении 2002-2004 гг. накопительная часть пенсии формировалась также у «среднего поколения» (мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р.), т.е. у них в специальной части счета есть накопления за указанные годы и, исходя которых и будет считаться размер накопительной части их трудовой пенсии.

    Конкретные  размеры взносов на «обязательную» накопительную часть пенсии закреплены в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Обязательные страховые взносы в ПФР на накопительную часть - по аналоги со взносами на страховую часть пенсии - являются частью единого социального налога, объект налогообложения (виды дохода) и налоговая база (сумма дохода, подлежащая налогообложению) по которому определены в Главе 24 части второй Налогового кодекса РФ.

    1. За застрахованных лиц, работающих по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору, если их годовой доход не превышал 100 тыс. руб. с 01.01.2002 до 01.01.2005 г. и 280 тыс. рублей после этой даты, на накопительную часть трудовой пенсии перечисляется:

    - за мужчин 1953–1966 г.р./ женщин 1957-1966 г.р.  – 2 % с 01.01.2002 до 01.01.2005 г.; после  01.01.2005 г. накопительная часть  пенсии у них не формируется  (т.е. страховые взносы в полном  объеме идут на финансирование страховой части пенсии).

    - за лиц 1967 г.р. и моложе –  3 % с 01.01.2002 до 01.01.2004 г.; 4 % с 2004 по 2007 год включительно; 6 % начиная с  2008 года. 

    2. Пониженные ставки страховых взносов действуют в отношении страхователей, выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (см. ст.ст. 22, 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

    3. Еще одна группа плательщиков обязательных страховых взносов на накопительную часть пенсии в Пенсионный фонд – это самозанятые лица. Они сами уплачивают за себя пенсионные взносы (в видефиксированных платежей).

    Размер  фиксированного платежа в расчете  на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством России.

    Порядок, сроки исчисления и уплаты страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 148.

    Обязательным  для уплаты является минимальный  размер фиксированного платежа в  размере 50 рублей в месяц на накопительную  часть трудовой пенсии. Правила его  уплаты определены Правительством России.

    4. И последняя категория – это лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. К ним относятся:

    - работающие за рубежом, если  они добровольно вступили в  правоотношения по  обязательному пенсионному страхованию и осуществляют уплату за себя страховых взносов в ПФР (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации).

    - физические лица, за которых не  осуществляется уплата страховых  взносов по обязательному пенсионному  страхованию, но за которых  другим физическим лицом на  добровольной основе осуществляется  уплата страховых взносов в  бюджет Пенсионного фонда РФ;

    - начиная с 1 октября 2008 года, физические  лица, постоянно или временно  проживающие на территории России, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование и которые добровольно уплачивают за себя взносы в Пенсионный фонд РФ. Т.е. если какое-либо физическое лицо, выполняющее работы или оказывающее услуги на территории Российской Федерации, освобождено от налогообложения единым социальным налогом, то такое лицо вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и платить непосредственно за себя соответствующие страховые взносы.

    Данные  лица уплачивают страховые взносы в  Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа по аналогии с самозанятыми гражданами. 

«Дополнительная»  накопительная часть  трудовой пенсии по старости

    Начиная с 1 января 2009 года, у граждан появится возможность увеличить размер накопительной части своей трудовой пенсии по старости за счет участия в программе дополнительных пенсионных накоплений (ДПН), получившей в народе название «программа 1000 на 1000». Эта программа предусматривает, что на накопительную часть трудовой пенсии будут уплачиваться дополнительные страховые взносы, как самим застрахованным лицом, так и его работодателем (по желанию), а также поступать софинансирование от государства.

В случае, если работник ежемесячно перечисляет по программе ДПН менее 166,67 руб. (т.е. менее 2000 рублей в год), софинансирования от государства он не получит. Прибавка к пенсии, на которую он сможет рассчитывать, будет существенно меньше суммы ежемесячно вносимых им на ДПН взносов и составит незначительный процент от величины его трудовой пенсии.

Если  работник ежемесячно перечисляет от 166,67 до 1000 рублей, государство на каждый вложенный им в систему ДПН  рубль добавит столько же.

При ежемесячной  сумме взноса работника от 1000 рублей и более государство добавит  на его пенсионный счет не более 12000 рублей в год.

Если  работник, достигнув общеустановленного пенсионного возраста (60 лет - мужчины, 55 лет - женщины), отложит оформление пенсии (т.е. не обратиться за установлением  ни одной из частей трудовой пенсии), то государство обязуется на каждый рубль его взноса добавлять четыре рубля, но не более 48 000 рублей в год. Размер пенсии в этом случае будет  определяться путем деления суммы  накоплений на сокращенный (на срок отказа от получения пенсии) «период дожития» Т.

    Работодатель  при желании также может участвовать  в системе ДПС путем софинансирования дополнительных пенсионных взносов своих работников. Указанное решение оформляется приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

    При этом сумма взносов на софинансирование накоплений – и от государства и от работодателя - не облагается налогом на доходы физических лиц, а сам работник имеет право получить социальный налоговый вычет в сумме уплаченных им дополнительных страховых взносов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 6. Реализация пенсионной реформы.

       Практическая  реализация пенсионной реформы сталкивается со значительными трудностями. Основная из них – реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали.

Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком  медленно и не соответствует представлениям о достойной старости. Борьба с  бедностью среди пенсионеров  проводится единственно возможным  путем – увеличением базовой  части трудовой пенсии (единственная часть трудовой пенсии, размер которой  зависит от правительственных решений) и финансируется за счет текущих  бюджетных поступлений.

При существенном номинальном росте пенсии не удается  сохранить их уровень не ниже дореформенного. Средний коэффициент замещения  по России в течение последних  лет снижается, поскольку темпы  роста пенсий отстают от темпов роста  заработной платы.

Информация о работе Пенсионная реформа