Пенсионная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:28, реферат

Описание работы

Россия стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель которой повышение уровня жизни пенсионеров и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.
Новое пенсионное законодательство было разработано и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части трудовой пенсии, функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Структура пенсионной системы………………………………….…….4
Глава 2. Анализ развития пенсионной реформы………………………………..9
Глава 3. Инвестирование и управление накопительной частью пенсии….…13
Глава 4. Статистика НПФ………………………………………………………19
Глава 5. Расчет накопительной части пенсии……………………….………...22
Глава 6. Реализация пенсионной реформы………………………….………..27
Заключение……………………………………………………………….……..29
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

Введение1.docx

— 108.06 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава 1. Структура пенсионной системы………………………………….…….4

Глава 2. Анализ развития пенсионной реформы………………………………..9

Глава 3. Инвестирование и управление накопительной частью пенсии….…13

Глава 4. Статистика НПФ………………………………………………………19

Глава 5. Расчет накопительной части пенсии……………………….………...22

Глава 6.  Реализация пенсионной реформы………………………….………..27

Заключение……………………………………………………………….……..29

Список  литературы……………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Россия  стремится выстроить пенсионную систему, опираясь на опыт других стран. В 2002 году в России была предпринята  масштабная пенсионная реформа, цель которой  повышение уровня жизни пенсионеров  и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

       Новое пенсионное законодательство было разработано  и практически в полном объеме введено в действие в 2002-2003 годах. Так, были созданы институты обязательного  пенсионного страхования, формирования и инвестирования пенсионных накоплений в рамках накопительной части  трудовой пенсии, функции страховщика  по обязательному пенсионному страхованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Структура пенсионной системы.

       Пенсионная  реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.

       Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Тогда как новая  пенсионная модель в значительно  большей мере является страховой  и учитывает пенсионные права  граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

В России сложилась следующая структура  пенсионной системы:

  • обязательное пенсионное страхование – включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
  • добровольное пенсионное обеспечение – включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.
  • Негосударственные пенсионные фонды имеют право осуществлять деятельность по каждой из составляющих структуры пенсионной системы России.

Обязательное  пенсионное страхование

Пенсия  состоит из трех частей:

1. Базовая, или социальная часть пенсии является самой маленькой составляющей пенсии. С 1 января 2002 года она была установлена первоначально в размере 450 рублей в месяц. Эта сумма полагается всем лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим минимальный трудовой стаж в 5 лет. Размер базовой части пенсии не зависит от заработной платы, суммы страховых взносов - базовую часть пенсии государство выплачивает всем.

2. Страховая часть пенсии напрямую зависит от того, сколько за весь трудовой период за данного человека было уплачено в Пенсионный фонд страховых взносов. Размер страховой части трудовой пенсии рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии – 228 (на основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет, то есть 228 месяцев).

3. Накопительная часть также зависит от величины пенсионных накоплений.

Добровольное  пенсионное обеспечение

Добровольное  пенсионное обеспечение – это  формирование пенсионных сбережений в  Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих  граждан. Условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.

Негосударственные пенсионные фонды – это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации социального обеспечения. Направления деятельности НПФ:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (НПО);
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и договорами об обязательном пенсионном страховании (ОПС);
  • деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

       Работа  негосударственного пенсионного фонда  похожа на работу Пенсионного фонда  России. НПФ так же, как ПФР  сосредотачивает средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной  части трудовой пенсии.

       Проводимая  государством пенсионная реформа относится  не ко всем категориям российских граждан. Все население России делится  на две группы, и задачи государства  в отношении этих групп различны.

       Первая  группа – нынешние пенсионеры. Они  уже никак не могут повлиять на размер своей пенсии. Поэтому повышение  уровня их жизни, является важнейшей  задачей государства. Ведь, являясь  правоприемником того государства, которое было единственным работодателем для большинства нынешних пенсионеров и обещало им достойный уровень жизни в старости, нынешнее государство обязано обеспечить опережающую, по сравнению с инфляцией, индексацию выплачиваемых пенсий.

Вторая  группа – работающие граждане.

 В  процессе проведения пенсионной  реформы государство должно решить  следующие задачи:

– обеспечить гарантированный минимальный уровень  пенсионного обеспечения для  любого гражданина России независимо от уровня его доходов; 
– создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений, как путем введения обязательных платежей, так и с помощью развития самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства.

Для этих целей в 2002 году всем гражданам моложе 1952 года (мужчины) и 1956 года (женщины) были открыты персональные накопительные  счета. Но с 2005 года правительство внесло изменения в реформу. Накопительные  счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким  образом, у мужчин 1952-1966 года рождения и женщин 1956-1966 года рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года.

Средства  пенсионных накоплений, уплачиваемых работодателем,

в зависимости от размера  заработной платы  за год 

для лиц 1967 года рождения и моложе

 
Размер  заработной платы  за год, руб. 
 
Сумма перечислений за год, руб. 
В 2005-2007 гг. Начиная с 2008 г.
Менее 280 000 руб. 4% 6%
От 280 000 руб. до 600 000 руб. 11 200 руб.+1,6% от сумм, превышающих 280 000 руб. 16 800 руб.+2,4% от сумм, превышающих 280 000 руб.
Свыше 600 000 руб. 16 320 руб. 24 480 руб.

Тарифы  страховых взносов на формирование трудовой пенсии:

Мужчины и женщины с 1967 года рождения и моложе

Временной период Базовая часть Страховая часть Накопительная часть
2002-2003 6% 11% 3%
2004-2007 6% 10% 4%
2008 - 2009 6% 8% 6%
2010 - 14% 6%
с 2011 - 20% 6%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ развития пенсионной реформы.

Этапы развития пенсионной реформы:

2002

Началась  новая фаза развития пенсионной реформы.

Основные  цели пенсионной реформы стало преодоление  уравнительности всех видов пенсий, повышение реального размера  пенсий, переход на страховые принципы. Произошли изменения структуры  пенсий и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации пенсионных прав. Для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии введен обязательный накопительный компонент, предусматривающий инвестирование пенсионных накоплений. Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Это дало возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Для обеспечения  текущей финансовой устойчивости пенсионной системы введена субсидиарная ответственность  федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.

Фонды признаны страховщиками по обязательному  пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации.

2004

С 1 июля НПФ получили право заключать  договоры по обязательному пенсионному  страхованию. Одновременно повышены требования к величине стоимости имущества  для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) любого фонда:

  • с 1 января 2005 г. – не менее 30 млн. руб.;
  • с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн. руб.

Для получения  Фондом права на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию  НПФ необходимо было иметь опыт одновременного ведения именных пенсионных счетов участников в количестве не менее: с 1 января 2004 г. 5 тыс. с 1 июля 2009 г. 20 тыс. При этом величина ИОУД и совокупный вклад учредителей денежными  средствами в таких НПФ с 1 июля 2009 г. должны составлять не менее 100 млн. руб.

2005

На ПФР  возложены функции по начислению и выплате ежемесячных денежных выплат и реализации прав граждан  на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась  функция назначения и выплаты  дополнительного ежемесячного материального  обеспечения инвалидам и ветеранам  Великой Отечественной войны  и их вдовам. ПФР начал вести  федеральный регистр лиц, имеющих  право на получение государственной  социальной помощи.

2007

Началась  реализация программы по предоставлению материнского (семейного) капитала. Владельцы  сертификатов на материнский капитал  получили возможность переводить весь или часть капитала на формирование пенсионных накоплений трудовой пенсии.

2008

С 1 октября  запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.

2010

С 1 января Единый социальный налог (ЕСН) заменен  страховыми взносами. Вместо Федеральной налоговой службы администратором взносов в ПФР и ФОМС назначен Пенсионный фонд Российской Федерации.

Информация о работе Пенсионная реформа