Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить историю развития местных налогов;
- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;
- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;
- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Местные налоги как составляющая налоговой системы страны 6
1.1.Экономическая сущность местных налогов 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов 9
местного самоуправления
1.3. История развития местных налогов 12
Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ 17
2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета 17
муниципальных образований
2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на 21
имущество физических лиц
Глава 3. Совершенствование системы местного налогообложения 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

Процентная ставка пени является равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей во время начисления.

Пени должны быть уплачены в полном объеме одновременно с просроченной суммой либо после уплаты данной суммы.

Посмотрим на динамику задолженности  по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц на примере Курганской области.

 

Таблица 2.2.

Задолженность по местным  налогам в бюджетную систему  Российской Федерации (Курганская область)

Налог

На 01.12.2009г.

(тыс. руб.)

На 01.12.2010г. (тыс. руб.)

На 01.12.2011г.   (тыс. руб.)

На 01.12.2012г. (тыс. руб.)

В % к 2011г.

1

2

3

4

5

6

Земельный налог

33228

37568

36859

30360

82,4

 в том      числе:

         

   по физическим  лицам

18526

17184

20004

13018

 

65,1

    по юридическим  лицам

14702

20384

16855

17342

102,9

Налог на имущество физических лиц

61857

54878

40504

20100

49,6


Таблица составлена автором  [ 18 ]

 

По данным таблицы 2.2. видно, что задолженность по земельному налогу в 2010 году по сравнению с 2009 годом  повысилась на 13,1% или на 4340 тыс. руб., в остальные же года сумма задолженности  снижалась. Так на 01.12.2012 года задолженность по уплате земельного налога снизилась на 17,6% по сравнению с 2011 годом. Что касается налога на имущество физических лиц, то задолженность по нему с каждым годом снижается. В 2012 году по сравнению с 2011 годом она снизилась на 50,4% или на 20404 тыс. руб.

В данной главе мы проанализировали состав и структуру налоговых  поступлений бюджета муниципальных  образований на примере Курганской области. Анализ показал, что основную долю доходов местного бюджета составляют налог на доходы физических лиц – 70,5%, земельный налог – 13,2%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 12,2%.

Поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных  образований составили 2516,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим  периодом 2011 года на 15,9% или на 344,6 млн. руб.

Поступления земельного налога за январь – декабрь 2012 года составили 471,4 млн. руб. и увеличились по сравнению  с январем – декабрем 2011 года на 37,5% или на 128,5 млн. руб.

Так же провели оценку задолженностей по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в  бюджет Российской Федерации так  же на примере Курганской области  и сделали вывод, что задолженность  по уплате этих налогов с каждым годом становится меньше предыдущей, так на 1 декабря 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц снизилась на 17,6% и на 50,4% соответственно.

В третьей главе мы разработаем предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Одной из основных задач  комплексного социально - экономического развития муниципальных образований  является укрепление налоговой базы местных бюджетов. Практика функционирования муниципальных образований свидетельствует о том, что в ряде случаев реально собранная сумма местных налогов может существенно отличаться от расчётной. При этом местные органы власти сталкиваются с серьёзными финансовыми трудностями, необходимостью покрыть возникший дефицит. Реальным источником расширения доходной базы местных бюджетов является увеличение поступлений от местных налогов, в том числе за счет совершенствования порядка и условий взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц. Значительное количество земель, которые могли бы служить источниками доходов муниципальных бюджетов, освобождено от уплаты земельного налога в результате принятых на федеральном уровне решений. При этом часть земель вообще не учитывается как объект налогообложения.

В целях исправления такого положения необходимо исключить  практику предоставления на федеральном  уровне льгот по региональным и местным  налогам с одновременной отменой  существующих льгот по этим налогам, установленных на федеральном уровне. Такой подход позволит вести полный государственный учет земель и создаст  побудительный мотив у федеральных  органов государственной власти вовлекать их в хозяйственный  оборот.

Совершенствование законодательного регулирования земельных отношений  может осуществляться в следующих  направлениях: 
 - предоставление органам местного самоуправления поселений права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; 
 - улучшения порядка разграничения государственной собственности на землю с тем, чтобы установить больше оснований для отнесения земельных участков к муниципальной собственности, а также установить критерии для разграничения свободных, не занятых имущественными объектами земель. 
 Поступления от налога на имущество организаций частично направляются по установленным субъектом Российской Федерации нормативам отчислений в местные бюджеты. Установленные федеральным законодательством льготы по налогу на имущество организаций, в частности, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ведут к значительной потере доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. 
 В целях увеличения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц целесообразна разработка законодательного акта по установлению сроков регистрации объектов строительства, включая земельные участки и внесению изменений в законодательство в целях установления механизма привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости. 
 Требует немедленного решения вопрос о закреплении за местными бюджетами налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 90%. При передаче указанного налога в местные бюджеты общий объем их налоговых доходов возрастет на 10,3%. 
 Важное значение для становления экономики сельских поселений имеет также совершенствование системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством установления в качестве налоговой базы кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий, а также передачи субъектам Российской Федерации полномочия по установлению налоговых ставок по единому сельскохозяйственному налогу в зависимости от особенностей ведения хозяйственной деятельности налогоплательщиками.  
 Особенно важное значение имеет для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований увеличение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц – наиболее равномерно распределенному налогу с немобильной налоговой базой. Действующее налоговое законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим, местные бюджеты недополучают финансовые ресурсы для развития инфраструктуры муниципальных образований и предоставления населению социальных услуг. 
 Кроме того, налоговые вычеты (социальные, имущественные) по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, а не по месту его работы. И, таким образом, возврат сумм налога должен производиться из того бюджета, в который он не поступал.  
 В связи с изложенным, правомерно установить порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, а не по месту регистрации или фактического нахождения организации, в которой он работает, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан.  
 Вместе с тем, в настоящее время отсутствует информация о налогооблагаемой базе по налогу на доходы физических лиц за исключением статистического показателя по фонду оплаты труда. Отсутствие вышеназванных показателей создает трудности в работе по увеличению налоговой базы по данному налогу. Очень важно установление в Налоговом кодексе обязательности представления отчетности по налогу на доходы физических лиц, предусмотрев в ней такие показатели, как налогооблагаемая база, сумма начисленного и уплаченного налога, ввести обязанность налоговых агентов по представлению ежеквартальных отчетов о фактических суммах начисленного, удержанного и перечисленного налога на доходы физических лиц.  
 Многими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями выдвигается предложение о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Оно основано на том, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения. 
 Дифференцированная шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц позволяет более равномерно перераспределять налоговую нагрузку, реализовать целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, а также обеспечение гарантированной компенсации выпадающих доходов бюджетов при применении единой налоговой ставки за счет уплаты налога высокодоходными категориями граждан.  
 В целях увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам необходимо введение налога на недвижимость в качестве местного налога. Местный налог на недвижимость заменит для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов недвижимости.  
 Необходимо внесение изменений в налоговое и административное законодательство в целях установления механизма привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости, а также упрощения и унификации оценки данных объектов для взимания имущественных налогов. 
 Вместе с тем, было бы целесообразно в целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц разработать законодательные акты по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества, включая земельные участки, утвердить Правительством Российской Федерации методику определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, приближенную к реальным рыночным ценам. 
 Значительной проблемой является то, что в последние годы значительно ухудшился информационный обмен между налоговыми и финансовыми органами. Сокращается периодичность составления налоговой отчетности по налогооблагаемой базе, уменьшается перечень налогов, по которым она составляется практически по всем налоговым источникам, формирующим доходную часть консолидированных бюджетов субъектов Федерации. 
 В связи с этим было бы целесообразно закрепление в Налоговом кодексе положения об обязанности налоговых органов представлять в финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований информацию о начисленных и уплаченных суммах налоговых платежей в соответствующий бюджет, о задолженности по налоговым платежам. 
 Успешная реализация федеральных законов, обеспечивающих реализацию реформы федеративных отношений и местного самоуправления, во многом зависит от эффективности работы администраторов доходов бюджетов и иных контролирующих органов, от организации их взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налоги – обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
 Налоговая система РФ - трехуровневая и включает в себя федеральные, региональные и местные налоги. Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. 
 Значение местных налогов заключается в формировании доходной части бюджета местных органов. Они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

В курсовой работе были достигнуты поставленные цели и задачи. В первой главе мы раскрыли экономическую сущность местных налогов, узнали их роль в обеспечении деятельности органов местного самоуправления и познакомились с историей их развития.

Проанализировав состав и  структуру налоговых поступлений  бюджета муниципальных образований во второй главе, можно сказать, что за январь – декабрь 2012 года в доходы местных бюджетов поступило 3567,8 млн. руб., что на 18,9% или 566,4 млн. руб. больше, чем за аналогичный период  2011 года.

Основную долю доходов  местного бюджета составляют налог  на доходы физических лиц – 70,5%, земельный  налог – 13,2%. Поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты  муниципальных образований составили  2516,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 15,9% или на 344,6 млн. руб.

Поступления земельного налога за январь – декабрь 2012 года составили 471,4 млн. руб. и увеличились по сравнению  с январем – декабрем 2011 года на 37,5% или на 128,5 млн. руб.

Исследовав динамику поступлений  земельного налога и налога на имущества  физических лиц видно, что задолженность  уплаты местных налогов с каждым годом снижается.  Так на 01.12.2012 года задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц снизилась на 17,6% и на 50,4% по сравнению с 2011 годом, соответственно. Но, не смотря на улучшающиеся показатели уплаты местных налогов в бюджет муниципальных образований, систему местного налогообложения необходимо совершенствовать.

Так как в ряде случаев  реально собранная сумма местных  налогов может существенно отличаться от расчётной, то в третьей главе мы предложили расширение доходной базы местных бюджетов путем увеличения поступлений от местных налогов, в том числе за счет совершенствования порядка и условий взимания земельного налога и налога на имущество физических лиц.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Налоговый Кодекс РФ  с изменениями и дополнениями от 5 июля 2012 года.

2. Закон РФ №283-ФЗ от 28.11.2009 «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты  Российской Федерации по местным налогам, касающихся: земельного, налога на имущество физических лиц и транспортного налогов».

3. Александрова О.А. «Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий» // Налоги и налогообложение. – 2010г. №2.

4. Зуйкова Л. «Неуловимая база для земельного налога» // Новая бухгалтерия. – 2009г.

5. Зрелов А. П. «Имущественный налоговый вычет» 2008г.

6. Лобанов Г. «Налоговая система должна быть справедливой.» // Экономика и жизнь. – 2008г. №5.

7. Черник Д. Г. «Налоги» - М.: Финансы и статистика, 2007г.

8. Новиков А.И. «О земельном налоге и налоге на имущество предприятий» // Налоговый вестник – 2010г. №9.

9. Пансков В.Г. «Организационные вопросы Налоговой реформы» // Финансы – 2008г. №1.

10. Петров А.В. «Налоги»  //Издательство «Бератор-Паблишинг» 2010г.

12. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008г.

13. Широков А.Н. «Направления совершенствования местного самоуправления на основе практики его функционирования. Местное самоуправление в России» М., 2008г.

14. Черник Д. «Очередной этап налоговой реформы» 2008г.

15. www.rnk.ru.

16. www.minfin.ru.

17. www.r45.nalog.ru.

18. www.r45.nalog.ru/statistic/pn45/mestn/.

19. Е. Н. Евстигнеев «Налоги и налогообложение» 2008г.

20. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп.).

21. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М.: «Дашков и Ко», 2008г.

22. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2010г.

23. Майбуров И.А., Косов М.Е., Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г.

24. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.

25. Семенихин В.В. Все налоги России 2009. – М.: Эксмо, 2009г.


Информация о работе Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России