Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить историю развития местных налогов;
- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;
- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;
- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Местные налоги как составляющая налоговой системы страны 6
1.1.Экономическая сущность местных налогов 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов 9
местного самоуправления
1.3. История развития местных налогов 12
Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ 17
2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета 17
муниципальных образований
2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на 21
имущество физических лиц
Глава 3. Совершенствование системы местного налогообложения 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

 

1.2 Роль местных налогов  в обеспечении деятельности органов  местного самоуправления

 

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных  базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами  права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.

В данном понятии сочетаются элементы экономического и правового  характера. Поскольку финансовые ресурсы (финансы) представляют собой совокупность общественных отношений, совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов местного значения, а бюджет является составной частью финансовых ресурсов, то бюджет также представляется, как подсистема всей системы, которой являются финансовые ресурсы, совокупность общественных отношений.

Местные бюджеты имеют  важное значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется непосредственно  через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

- формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;

-  распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Кроме того, местные бюджеты  связаны со всеми физическими  и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных  средств.

Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов.

Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за местными бюджетами.

Собственные доходы состоят  из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством  РФ местные налоги и сборы. К неналоговым  доходам местных бюджетов относят  доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемые  органами местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи.

Важную роль в доходах  местных бюджетов должны играть местные  налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса  за каждым территориальным уровнем  закрепляется не менее двух видов  налога. Что касается налоговых источников муниципальных доходов, то они разделены  между поселенческим, районным и  окружным звеньями. Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным  налогам и сборам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вместе с тем в бюджеты муниципальных образований предусматривается зачисление налоговых доходов от нескольких федеральных налогов:

-  единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 30 %;

-  государственной пошлины по нормативу 100 % (для районов и городских округов).

В дополнение к этому до разграничения государственной  собственности на землю в бюджеты муниципальных образований должны поступать доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков на принадлежащих этим образованиям территориях. Кроме того, в бюджеты муниципальных районов предусмотрено зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40% в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ.

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения  финансовой самостоятельности муниципальных  образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

 

1.3 История развития местных налогов

 

Институт местных налогов, как и налогов вообще, имеет  длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного  источника для финансового обеспечения  его функций и задач. Функции  и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное  предназначение налогов - источник бюджетных  средств государства и муниципальных  образований - осталось.

История развития местных  налогов в нашей стране берет  свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских налогов и местных сборов.

В 1551 г. Иван IV провел земскую  реформу. В этом же году Стоглавый  собор утвердил «Уставную земскую  грамоту». В стране было введено  земское самоуправление. Власть царских  наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный откуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В дальнейшем система местных  налогов продолжает развиваться. Так  отдельные упоминания о них встречаются  в исторической литературе, описывающей  быт Московского государства  в XVI в. В 1864 г. вышло «Положение о  губернских и уездных земских  учреждениях», в соответствии с которым  в России были созданы органы местного самоуправления земства. Представительным органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные, избираемые по трем куриям. Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

Земские повинности взимались  независимо от уровня зажиточности плательщика  и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции  и др.

Другим источником земских  бюджетов были земские сборы, которые  взимались с земель и другого  недвижимого имущества, с промысловых  патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы  составляли более 60% доходов земских  бюджетов. Крупным источником земских  бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

До ноября 1918 г. в 57 губерниях  в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Исходя из тяжелого экономического положения в стране было признано необходимым перейти  к строгой централизации в  области финансов, с тем, чтобы  обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование.

Децентрализация финансовой деятельности стала одной из коренных черт характеристики финансовой системы  того периода. Переход на новые принципы хозяйствования на рубеже 20-х-30-х г., предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал новых форм управления местными финансами. Важной вехой в истории российского  налогообложения вообще и местного налогообложения в частности  стала налоговая реформа 1930 г., ставшая  логическим завершением периода  НЭПа и отражающая экономическую  основу нового этапа развития страны - индустриализации. В соответствии с генеральной линией этой реформы  множество налогов как общих, так и местных, были отменены, и  им на смену пришли два основных налога с государственных социалистических предприятий - налог с оборота  и отчисления от прибыли, а также  один универсальный - государственная  пошлина. Влияние же этой реформы  на местные налоги выразилось в том, что десять налогов из всего количества существовавших были включены в налог с оборота, семь - в государственную пошлину. Остались лишь следующие налоги:

- налог с транспортных средств; 

- сбор с ресторанных счетов;

- налог со скота в городских поселениях;

- сбор с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями;

- регистрационный сбор с владельцев собак;

- сбор за спуск сточных вод.

Систему местного налогообложения  в СССР после налоговой реформы  составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло  эффективно контролировать из единого  центра. Эти налоги полностью поступали  в местные бюджеты, и полномочия по их введению или не введению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий. Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственным и местными налогами». Например, дополнительным видом местного налогообложения в СССР стал косвенный налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.). Этот налог был введен налоговой реформой 1930-1932 гг. в дополнение к налогу с оборота. Он уплачивался с полной налоговой выручки от нетоварных операций, фактически полученной в месяц. Ставка дифференцировалась от 1 до 10 % в зависимости от вида работ и услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов (с 1.01.1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен).

Впоследствии практика построения местных бюджетов на основе законодательства о налоговой реформе обнаружила целый ряд весьма существенных недочетов  и весьма отрицательных последствий, вытекающих из того, что новое распределение доходов было построено на слишком схематическом подходе к местному бюджету в общих цифрах по СССР, без дифференцированного его анализа. При значительной неравномерности экономического развития различных районов СССР и при концентрации одного из главных источников доходов - местной промышленности - в основных промышленных районах, налоговая реформа привела к существенным территориальным изменениям в поступлении доходов: в промышленных районах она вызвала крупный прилив средств, в остальных же, наоборот, все основные местные доходы оказались поглощенными поступающим в союзный бюджет налогом с оборота, местные бюджеты в связи с этим стали дефицитными и вынужденными существовать за счет дотаций центра. С проведением налоговой реформы новое разграничение доходов между государственным и местными бюджетами резко отделило доходы местного бюджета от государственных (кроме отчислений от займов и некоторых других), местные бюджеты не принимали участия в извлечении доходов, поступавших в госбюджет, в связи с чем местные советы лишились дополнительного стимула и заинтересованности в более полном и своевременном поступлении этих доходов.

В 2001 году из ранее установленных  налогов были сохранены три - земельный  налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. С 1 января 2005 года налог на рекламу отменен, а Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 21 которого был установлен этот налог, утратил силу в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах". По ныне действующему Налоговому Кодексу к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В данной главе мы раскрыли экономическую сущность местных  налогов, узнали их роль в обеспечении  деятельности органов местного самоуправления и познакомились с историей их развития.

Следующая глава будет  посвящена анализу системы местного налогообложения в Российской Федерации, в которой отразим динамику налоговых  поступлений в бюджет муниципальных  образований.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

 

2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета муниципальных образований.

Информация о работе Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России