Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических правовых проблем функционирования местных налогов и сборов в Российской Федерации и определить основные направлений совершенствования системы местного налогообложения. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- изучить историю развития местных налогов;
- определить роль налогов в обеспечении деятельности органов местного самоуправления;
- проанализировать состав и структуру налоговых поступлений бюджета муниципальных образований;
- исследовать поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- выработать предложения и рекомендации по совершенствованию системы местного налогообложения, повышению эффективности ее функционирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Местные налоги как составляющая налоговой системы страны 6
1.1.Экономическая сущность местных налогов 6
1.2. Роль местных налогов в обеспечении деятельности органов 9
местного самоуправления
1.3. История развития местных налогов 12
Глава 2. Анализ системы местного налогообложения в РФ 17
2.1. Состав и структура налоговых поступлений бюджета 17
муниципальных образований
2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на 21
имущество физических лиц
Глава 3. Совершенствование системы местного налогообложения 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

kursach.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

 

Наиболее значимая часть  финансовых поступлений в местные  бюджеты – налоговые поступления, с помощью которых мобилизуются средства предприятий и населения. Данные поступления представляют собой  обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных  законом размерах и в определенные сроки.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом Российской Федерации и  нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии Налоговым  Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований.

Под местными налогами и  сборами понимаются обязательные платежи  юридических и физических лиц  поступающие в бюджет органов  местного самоуправления в порядке  и на условиях, определенных законодательными актами.

Характерными особенностями  системы налогообложения являются:

-   множественность налоговых платежей;

-   преобладание в местном налогообложении прямых налогов;

-   отсутствие ограничений при обложении местными налогами;

-  отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы Российской Федерации.

Плательщиками местных налогов  и сборов выступают одновременно и юридические, и физические лица.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения:

-   налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом;

-   порядок уплаты налога;

-   сроки уплаты налога;

-   формы отчетности по данному местному налогу.

Иные элементы налогообложения  так же устанавливаются Налоговым  Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

Местные налоги устанавливаются  федеральными законами и действуют  на всей территории страны. Местные  налоги взимаются на всей территории Российской Федерации.

К местным относятся следующие виды налогов:

1. Налог на имущество с физических лиц - дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, и иные строения, помещения и сооружения, а так же самолеты, вертолеты, теплоходы, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

2. Земельный налог - дифференцированы в зависимости от вида земель, их целевого назначения и пользователей. Он включает в себя:

-   земельный налог на арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

-   земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;

-   доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

-   возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена  земля в собственность, владение, пользование на территории России.

Данные налоги устанавливаются  законодательными актами Российской Федерации  и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов  определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов  государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно  – территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным  актом Российской Федерации.

Рассмотрим динамику поступлений  налогов и сборов в местный  бюджет на примере Курганской области.

 

Таблица 2.1.

Поступление налогов и  сборов, администрируемых УФНС России по Курганской области, в местные  бюджеты за 01.12.2009 – 01.12.2012 года

Наименование налога (сбора)

На 01.12.2009г. (млн. руб.)

На 01.12.2010г. (млн. руб.)

На 01.12.2011г. (млн. руб.)

На 01.12.2012г. (млн. руб.)

В % к 2011г.

1

2

3

4

5

6

Налог на доходы физических лиц

1785,2

1991,9

2171,7

2516,3

115,9

1

2

3

4

5

6

Единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности

334,3

366,3

389,4

434,0

111,5

Земельный налог

300,2

350

342,9

471,4

137,5

Налог на имущество физических лиц

67,5

74,7

23,9

76,4

319,7

Гос. пошлина

33,4

52,6

50,3

49,7

98,8

Прочие поступления

15,3

14,8

23,2

20,0

86,2

в т. ч. Единый сельскохозяйственный налог

11,3

11,1

16,9

15,4

91,1

Всего

2536,0

2850,3

3001,4

3567,8

118,9


Таблица составлена автором  [ 17 ]

 

Таблица 2.1. показывает, что за январь – декабрь 2012 года в доходы местных бюджетов поступило 3567,8 млн. руб., что на 18,9% или 566,4 млн. руб. больше, чем за аналогичный период  2011 года.

Основную долю доходов  местного бюджета составляют налог  на доходы физических лиц – 70,5%, земельный  налог – 13,2%, единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности – 12,2%.

Поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных  образований составили 2516,3 млн. руб. и возросли по сравнению с соответствующим  периодом 2011 года на 15,9% или на 344,6 млн. руб.

Поступления земельного налога за январь – декабрь 2012 года составили 471,4 млн. руб. и увеличились по сравнению с январем – декабрем 2011 года на 37,5% или на 128,5 млн. руб.

Объем поступлений единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности  составил 434,0 млн. руб. и возрос по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 11,5% или на 44,6 млн. руб.

 

2.2. Оценка поступлений земельного налога и налога на имущество физических лиц.

 

Как видно из таблицы 2.1. земельный  налог составляет немалую долю доходов  местного бюджета. Сумма земельного налога согласно главе 31 НК РФ исчисляется  по истечении налогового периода  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. При этом организации и индивидуальные предприниматели в отношении  земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если иное не установлено нормативным правовым актом о налоге представительного органа муниципального образования. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

При этом налоговая база по земельному налогу определяется как  кадастровая стоимость земельных  участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статья 390 НК РФ).

Для установления кадастровой  стоимости требуется провести государственную  кадастровую оценку земель в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса РФ. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Налоговая база как кадастровая  стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом (пункт 1 статья 391 НК РФ). Причем налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года в соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ. 

Земельный налог и авансовые  платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками  в порядке и сроки, которые  установлены нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций  или физических лиц, являющихся индивидуальными  предпринимателями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговых  деклараций.

Согласно пункту 6 статьи 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со статьей 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций  или физических лиц, являющихся индивидуальными  предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

Срок уплаты налога для  налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым  периодом. В течение налогового периода  налогоплательщики (организации или  индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного  органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено  иное. По истечении налогового периода  налогоплательщики (организации или  индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 396 НК РФ. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

 Налогоплательщики, являющиеся  физическими лицами, уплачивают  налог на основании налогового  уведомления, направленного налоговым  органом.

Направление налогового уведомления  допускается не более чем за три  налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные  в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем  за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Возврат (зачет) суммы излишне  уплаченного (взысканного) налога в  связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета  в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ. Следующим местным налогом является налог на имущество физических лиц.

Исчисление суммы налога на имущество физлиц производится уполномоченными налоговыми органами. Налог на строения, помещения (жилые и нежилые), сооружения начисляется налоговой инспекцией по данным о размере их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по простой прогрессивной шкале в зависимости от их суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, а также от типа использования строений и по иным критериям, однако эти ставки не должны нарушать интересы налогоплательщика по сравнению со ставками, установленными законом.

Налогоплательщиками признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. С 1 января 2011 года налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Просрочка уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц влечет за собой начисление пени. В настоящее время пени взимаются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно данному Кодексу, пеней называется денежная сумма, которую плательщик налогов, сборов либо налоговый агент должен выплатить в случае несвоевременной уплаты причитающихся сумм налогов либо сборов.

Сумма накопившихся пеней  должна быть уплачена помимо причитающейся  к уплате суммы земельного налога и не зависит от применения иных мер обеспечения для исполнения данной обязанности, как и мер  ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога, начиная со следующего за установленным  законодательством дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки уплаты земельного налога определяется в процентах  от неуплаченной суммы налога.

Информация о работе Местные налоги и сборы, их роль в налоговой системе России