Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
– расмотреть сущность и принципы бюджетного федерализма в РФ;
– изучить реализацию бюджетного федерализма в РФ, распределение расходов и доходов на уровне бюджетной системы;
– определить и исследовать основные направления совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность и принципы бюджетного федерализма ………………………5
1.1 Понятие и сущность бюджетного федерализма …………………………...5
1.2 Принципы и инструменты бюджетного федерализма в РФ….………….…8
2. Анализ бюджетного федерализма в России ……………………………..19
2.1 Распределение расходов на уровне бюджетной системы…….…………... 19
2.2 Распределение доходов на уровне бюджетной системы ………….…...… 27
3. Проблемы и направление совершенствования бюджетного
федерализма в РФ ………………………………………………………………34
3.1 Проблемы бюджетного федерализма в РФ ………………………………...34
3.2 Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма
в РФ ………………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….... 44

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 429.50 Кб (Скачать)

     Темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2010 году в реальном выражении (17,4%) превысили прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возросло с 15,4% ВВП в 2006 году до 17,0% ВВП в 2008 году и лишь в 2009 –2010 году планируется его снижение до 16,6–16,8% ВВП.

     Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации и  субъектам бюджетного планирования обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.

     Общими  факторами формирования бюджетных  расходов является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания государственных служащих, должностных окладов судей, стипендий, надбавок за ученые степени, существенный рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, демографической программы, федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы.

     В соответствии с законодательно установленным  разграничением полномочий значительная часть бюджетных услуг и социальных гарантий находится в сфере ответственности региональных и местных органов власти. Соответственно, одной из ключевых задач бюджетной политики является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

     В 2010 году прогнозировалось устойчивое исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, (см. табл. 2.4).

     Расходы консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации по оценке, увеличатся на 23,8 процента. В расчетах расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации учтено повышение оплаты труда работников бюджетной сферы на 15%, что соответствует темпам роста оплаты труда для работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета.

     Таблица 2.4.

     Прогноз консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации

Показатель 2008 2009 2010
Млрд. руб. %ВВП Млрд. руб. % ВВП Млрд. руб. % ВВП
Доходы  с учетом межбюджетных трансфертов 4 335,5 13,8 4446,1 12,8 4697,8 12,1
расходы 4 257,4 13,6 4387,0 12,6 4624,4 11,9
профицит 78,1 0,2 59,1 0,2 73,4 0,2
 

     Основу  раздела «Межбюджетные трансферты», как и в предшествующие годы, составляет Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР), который образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и распределяется между регионами в соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации методикой.

     На 2010 год планировалось сформировать Фонд в сумме 260,4 млрд. рублей, или с ростом к уровню 2009 года на 14,1 процента, что выше прогнозируемых темпов инфляции на 6 процентных пунктов.

     В 2010 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4 240,0 млн. рублей, или выше уровня 2009 года на 58,3 процента.

     Средства  Фонда предоставляются на основании формализованных принципов, с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов Российской Федерации, самостоятельно определять конкретные направления использования средств. В 2010 году расширяется с 55 до 69 число субъектов Российской Федерации, получающих средства Фонда.

     Предоставление  субсидий из Фонда в 2010 году осуществилось субъектам Российской Федерации, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня.

     В рамках Фонда предусматривается  также финансирование части мероприятий, находящихся в государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных до 2010 года в состав непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».

     В 2010 году объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был определен в сумме 34,6 млрд. руб., что на 38,8% выше уровня 2009 года. Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрено производить при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете»

     Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации  предусмотрено осуществить с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2010 году.

     Основное требование к бюджетной политике – долгосрочная сбалансированность расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления государственной политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

     В 2011 году бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе Российской Федерации, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней.

     Суммарные бюджетные ресурсы возросли по сравнению  с 2008 годом в 2009 году в 1,18 раза, к 2011 году возрастут – в 1,46 раза.

     При этом в структуре конечных (без  учета перечислений бюджетам других уровней) расходов ведущее место  будут занимать региональные и местные  бюджеты, из которых финансируются (в том числе за счет финансовой помощи) основные бюджетные услуги (рис. 2.1.3).

     Общий объем непроцентных (не связанных  с обслуживанием долга) расходов федерального бюджета в реальном выражении (с учетом инфляции) в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 15%, а к 2011 году увеличится – на 27%. Распределение ресурсов федерального бюджета между стратегическими целями будет достаточно стабильным

     На  первом месте – расходы социальной направленности, устойчиво высокой будет доля расходов, выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития

     Основная  часть расходов федерального бюджета  направляется на выплаты населению, в том числе – через бюджеты регионов и государственных внебюджетных фондов

     Расходы на здравоохранение, которые в 2009 году возросли в 1,64 раза, будут направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.

     Будет повышена роль первичной медицинской  помощи и профилактики заболеваний. К 2011 году планируется увеличить обеспеченность амбулаторно-поликлинической помощью на 11%, дневными стационарами – на 62%.

     В 3 раза по сравнению с 2008 годом возрастет удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи

     В целях реализации права выбора медицинских  учреждений, более полного финансового обеспечения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи ставится задача повысить долю финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования с 40% в 2008 году до 60% в 2011 году.

     Отдельной задачей продолжается популяризация  здорового образа жизни. Планируется, что удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях и клубах в общей численности  населения в возрасте 5–30 лет за 3 года возрастет с 22 до 30%.

     Для решения задачи обеспечения граждан  доступным жильем предусматривается  существенное расширение масштабов  ипотечного кредитования и жилищного  строительства.

     Прямые  расходы федерального бюджета в  рамках Федеральной целевой программы  «Жилище» позволят в 2009–2011 годах переселить 150 тыс. человек из аварийного жилого фонда, модернизировать более 45 тыс. км тепловых сетей и сетей водоснабжения.

     Доля  расходов федерального бюджета на выплату  пенсий (включая перечисления Пенсионному  фонду) в 2009 году составило 24%. Эти средства позволят к 2011 году увеличить средний размер трудовой пенсии в 1,9 раза, довести размер социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера, увеличив ее в 2 раза, повысить пенсии военнослужащим в 1,6 раза.

     В результате будет заметно повышен уровень жизни пенсионеров

     Таблица 2.5.

     Уровень жизни пенсионеров

  2008 2009 2010 2011
Средний размер трудовой пенсии, руб. в месяц 2 325 2 620 3 025 3 549
Прожиточный минимум пенсионера, руб. в месяц 2 170 2 399 2 608 2 805
Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера 1,07 1,09 1,16 1,27
 

     В соответствии с требованиями законодательства индексируются социальные пособия, компенсации, выплаты из Фонда социального  страхования.

     Сформированные  в 2010 году принципы межбюджетных отношений и объем межбюджетных трансфертов были направлены на решение задачи совершенствования финансовых взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и позволяют обеспечить финансовыми средствами выполнение расходных обязательств регионов в полном объеме,

     Таким образом, сформулированное в Бюджетном  послании требование о том, что в 2011 году и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.

     2.2 Распределение доходов  на уровне бюджетной  системы

 

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

     В настоящее время местные бюджеты  разделены на бюджеты двух уровней муниципальных районов и поселений (имеется в виду, что бюджеты городских округов представляют собой объединение бюджетов районов и поселений).

     Бюджетная система Российской Федерации включает:

    • федеральный бюджет,
    • 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,
    • 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
    • 1 областной бюджет автономной области,
    • десять окружных бюджетов, автономных округов,
    • около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

     Процессы  разграничения и распределения налоговых доходов протекают в налогово-бюджетной системе при установлении за каждым уровнем власти и его бюджетом доходных источников на постоянной, среднесрочной и кратковременной основе. Длительность периода поступления отдельно взятого налога в бюджет определенного уровня зависит от степени нуждаемости органа власти, которому принадлежит бюджет-получатель, в налоговых доходах для стабильного финансирования проводимых мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры территории, повышение экономической обеспеченности и усиление социальной защищенности населения.

Информация о работе Бюджетный федерализм в России, проблемы и перспективы