Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
1.1Бюджетное право и его источники
1.2Субъекты и нормы бюджетного права
1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку
и развитие отраслей экономики
12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства
12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики
12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Список литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетная системаРФ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

         Развитие промышленности, как и других отраслей на­родного хозяйства, определяется темпами и масштабами капитального строительства, которое осуществляет воспро­изводство (увеличение) и совершенствование основных фон­дов на базе капитальных вложений.

      Основные фонды — важнейшая часть материально-тех­нической базы промышленности и других отраслей экономи­ки. Они являются главным условием роста производительно­сти труда в промышленности, увеличения выпуска продук­ции и повышения ее качества.

      Капитальное строительство осуществляется путем: а) со­здания новых промышленных предприятий и сооружений; б) реконструкции, расширения и совершенствования действующих предприятий. Кроме того, с помощью капитального строительства осуществляется реновация изношенных основных

     Реновация-обновление, процесс замещения выбывающих в результате износа основных фондов новыми - необходимое условие истого воспроизводства.

    За годы реформ (под лозунгом "Либерализация, приватизация") валовый внутренний продукт сократился на 40%. За период с 1989 по 1999 год объем промышленного производства снизился на 60%, в том числе по машиностроению — на 75%, легкой промышленности — на 80%. Объем капитальных вложений в основной капитал упал на 79%. Уровень инвестиций в основной капитал в 2004 г. составил всего лишь* 36,5% от уровня 1990 г., а объем промышленного и сельскохозяйственного производства — 70%.

      Для предотвращения спада отраслей экономики, ее восстановления и стабилизации нужны и бюджетные вложений, поэтому заметное место в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на государственную поддержку у развитие отраслей производственной сферы экономики.

         О размерах этих расходов бюджетной системы свидетель­ствуют данные, приведенные в табл.2.

  Таблица 2

Расходы консолидированного бюджета РФ на государственную поддержку и развитие отраслей промышленности, энергетики и строительства

 

Расходы бюджета

2003 г.

млрд руб.

в % к ВВП

Промышленность, энергетика и строительство

333,5

2,5

    На государственную поддержку и развитие промышлен­ности, энергетики и строительства по консолидированному бюджету РФ в 2000 году выделялось 58,4 млрд руб., что со­ставляло 0,8% к валовому внутреннему продукту.

     В федеральном бюджете в 2003 и 2004 гг. на развитие промышленности предусматривались расходы в следующих размерах — соответственно 63,4 млрд руб. (0,48% к ВВП) и 67,6 млрд руб. (0,44% к ВВП).

      В бюджетные расходы на промышленность, энергетику и строительство включались расходы:

•    на государственную поддержку угольной промышлен­ности;

• на научно-техническое и проектное обеспечение пред­приятий промышленности;

•    на конверсию оборонной промышленности;

•    на государственную поддержку отраслей промышлен­ности;

•     на реализацию программы "Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России";

•    на государственные капитальные вложения на безвозвратной основе;

•    на государственную поддержку строительства и др.

    В федеральном бюджете на 2005 и 2006 гг. предусмотрена "Национальная экономика" (табл.3).

 

Таблица3

Расходы федерального бюджета на 2005 и 2006 гг. на экономику

Расходы

2005 г.

                       2006 г.   

 

млрд руб.

%

млрд руб.

%

 

 

к ВВП

 

к ВВП

Национальная экономика, всего

242,1

1,3

339,3 _]

1,4

Общеэкономические вопросы

14,9

0,08

17,7

0,07

Топливо и энергетика

5,1

0,03

7,5

0,03

Исследование и использование

3,8

0,02

6,1

0,02

космического пространства

 

 

 

 

Воспроизводство минерально-

11,2

0,06

17,1

0,07

сырьевой базы

 

 

 

 

Сельское хозяйство и рыболовство

26,1

0,14

19,2

0,08

Водные ресурсы

4,3

0,02

8,2

0,03

Лесное хозяйство

10,4

0,06

11,8

0,04

Транспорт

38,6

0,21

124,2

0,5

Связь и информатика

3,5

0,02

17,2

0,07

Прикладные научные исследования

35,6

0,19

43,9

0,18

в области национальной экономики

 

 

 

 

Другие вопросы в области

88,6

0,47

66,4

0,27

национальной экономики

 

 

 

 

 

      

 

     2.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства

       Сельское хозяйство — одна из главных отраслей мате­риального производства. Его назначение — возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяй­ственных животных для получения продукции растениевод­ства и животноводства. Сельское хозяйство включает также различные виды первичной переработки растительных про­дуктов и животного сырья.

       До рыночных реформ в сельском хозяйстве России фун­кционировали совхозы и колхозы, на долю которых приходилось 99% всего объема производства зерна, 98% произ­водства подсолнечника, 40% картофеля, 7% овощей, 100% производства хлопка и сахарной свеклы. Колхозы и совхо­зы производили 71% мяса, 7% молока, 75% яиц, 80% шерсти. Сельское население удовлетворяло потребности населения в продуктах питания и потребности промышлен­ности в сырье.

       Сельское хозяйство играло важную роль в товарообме­не между городом и деревней, используя для этой цели по­средника - потребительскую кооперацию.

      К сожалению, сельское хозяйство в значительной мере пострадало от проводимого в стране реформирования. Сов­хозы и колхозы были принудительно реорганизованы в акци­онерные общества и частные фермерские хозяйства. После реорганизации посевные площади зерновых культур сокра­тились на 19,3 млн га, картофеля — на 0,9 млн га, поголовье крупнорогатого скота уменьшилось на 23,7 млн голов, в том числе коров — на 7,2 млн голов, свиней — на 15, овец и коз — на 28 млн голов.

    В результате в сельском хозяйстве наблюдается глубо­кий упадок. Объем продукции сельского хозяйства в 2003 г. по сравнению с 1990 г. сократился на 30% (стал на уровне 70%), в том числе производство зерна уменьшилось со 104,1 млн т до 56,5 млн т (на 46%), производство картофеля сократилось на 73%, овощей — на 45%, мяса — на 60%, мо­лока — на 53%, яиц — на 30%. Крестьянские фермерские хозяйства дают продукции всего лишь 2% от общего объема производства продукции.

        В силу этой специфики сельскохозяйственного производ­ства, а также в связи с реструктурированием экономики не­избежно расширение ответственности государства и доли его участия в финансировании затрат на поддержку и развитие отраслей сельского хозяйства. О размерах выделяемых из бюджета средств свидетельствуют данные табл.4.

   На поддержку и развитие сельского хозяйства и рыбо­ловства было выделено в 2003 г. по сводному консолидиро­ванному бюджету 68,4 млрд руб., что составляет 0,5% к ва­ловому внутреннему продукту.

   Таблица 4

Расходы консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства

Расходы бюджета

2003 год

млрд руб.

% к ВВП

Сельское хозяйство и рыболовство

68,4

0,5

По федеральному бюджету РФ на сельское хозяйство и рыболовство в 2005 и 2006 гг. запланированы бюджетные расходы в следующих размерах (табл. 5).

Таблица 5

Расходы федерального бюджета РФ на поддержку и развитие сельского хозяйства и рыболовства

Расходы бюджета

2005 год

2006 год

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

Сельское хозяйство и рыболовство

26,1

0,14

19,2

0,07

в том числе: сельскохозяйственное производство

22,9

0,12

17,6

0,07 1

   Средств, выделенных из бюджетной системы на поддержку сельского хозяйства, явно недостаточно. В зарубежных странах на эти цели средств из бюджета ассигнуется в несколько раз больше, чем в Российской Федерации.

В Российской Федерации сельское хозяйство имеет гоукладный характер: государственные предприятия, коопе­ративные (колхозы), фермерские (частные) хозяйства, ак­ционерные общества. В сельскохозяйственном производстве занято 7,5 млн человек.

    Отдача от земель, на которых находятся акционерные хозяйства и крестьянские (фермерские) хозяйства, очень низкая. Задача заключается в том, чтобы найти пути эффективного использования бюджетных средств и улучшить весь производственный процесс в сельском хозяйстве, поднять у работников сельского хозяйства интерес к труду и самоуправлению.

    Следует отметить, что в ряде областей население разо­чаровалось в акционерных обществах и стали развиваться в сельском хозяйстве производственные кооперативы, кото­рым отдается предпочтение.

    Наиболее характерные преимущества производственно­го кооператива заключаются в следующем:

1. Прибыль производственного кооператива распределя­ется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. Поэтому производствен­ный кооператив охарактеризован в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) как артель.

2.  Законодательством не ограничивается число членов производственного кооператива, что дает физическим ли­цам возможность организовать производственные коопера­тивы необходимого размера.

3.   Равные права всех членов в управлении производствен­ным кооперативом (поскольку каждый из них имеет только один голос) повышает заинтересованность кооперативов в успешной деятельности своей организации, стимулирует их личную инициативу.

     В акционерном обществе голосуют акции. Кто сумел в свое время приобрести больше акций (честным и нечестным путем), тот и имеет вес при решении вопросов на собрании, другие же члены акционерного общества с одной-двумя ак­циями практически не имеют решающего значения.

    Одно из преимуществ состоит также в том, что произ­водственные кооперативы не обязаны отдавать кредиторам высоколиквидное имущество - зерно, мясо и другое иму­щество, отнесенное к неделимым фондам.

   Высшим органом управления производственного коопе­ратива является собрание его членов. Члены кооператива избирают правление и председателя. В кооперативе с числом Членов более пятидесяти может быть создан наблюдатель­ный совет для контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительным органом кооператива является правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива подотчетны общему собранию.

Информация о работе Бюджетная система РФ