Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
1.1Бюджетное право и его источники
1.2Субъекты и нормы бюджетного права
1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку
и развитие отраслей экономики
12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства
12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики
12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Список литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетная системаРФ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

1.   Указы Президента Российской Федерации, регулиру­ющие бюджетные правоотношения, касающиеся отношений, возникающих между субъектами в процессе формирования бюджетных доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов.

2.   На основании и во исполнение БК РФ, законов РФ о бюджете, иных актов бюджетного законодательства Прави­тельство РФ принимает нормативные правовые акты, регу­лирующие бюджетные правоотношения. В случае противо­речия между БК РФ и актами Правительства РФ применяет­ся БК РФ.

3. Федеральные органы исполнительной власти прини­мают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных отношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней.

4.  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регу­лирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей Компетенции.

5.     Органы местного самоуправления принимают норма­тивные правовые акты, регулирующие бюджетные право­отношения, в пределах своей компетенции.

      Нормы бюджетного права по своему содержанию под­разделяются на материальные и процессуальные.

   Материальные бюджетные нормы закрепляют структу­ру бюджетной системы России, перечень доходов и расходов бюджетов, их распределение между бюджетами различных ,уровней.

   Процессуальные бюджетные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюд­жетов государства и местных бюджетов, порядок составле­ния и утверждения отчета об исполнении бюджета.

    Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ, федеральных законов Российской Феде­рации о федеральном бюджете на соответствующие годы, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, норматив­ных правовых актов представительных органов местного са­моуправления о местных бюджетах на соответствующие годы и иных федеральных законов и законов субъектов РФ.

    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотре­ны бюджетным законодательством РФ, применяются прави­ла международного договора.

    Международные договоры РФ применяются к бюджет­ным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

     И, наконец, важным правилом, установленным БК РФ, является то, что акты бюджетного законодательства Россий­ской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Кодексом или федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и всту­пает в силу со дня подписания. Он подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.

    Особое место в бюджетных отношениях занимают нор­мативные акты, издаваемые Правительством РФ, правитель­ствами республик в составе Российской Федерации, главами администраций других субъектов Федерации и местного са­моуправления.

  

         3.3. Бюджетный федерализм -основа построения бюджетной системы Российской Федерации Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами субъек­тов Федерации, в том числе в области бюджета.

    Бюджетный федерализм — это разграничение полно­мочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в формировании и исполнении бюджетов различных уровней.

   Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — основной прин­цип федерализма, предусмотренный в ст. 11 Конституции РФ, федеративных и иных (двусторонних) договорах между Рос­сийской Федерацией и ее субъектами.

Правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и субъектами России является заключенный между ними федеративный договор и иные (двусторонние) договоры. В гл. 3 Конституции РФ, как отмечалось, перечис­лены все субъекты Российской Федерации: 21 республика, 6 краев, 50 областей, в том числе одна автономная область, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), Ю автономных округов. Статус республики определяется Кон­ституцией РФ и конституцией республики, статус края, об­ласти, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уста­вом субъекта РФ.

    Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:

•    федеральная государственная собственность и управ­ление ею;

•    установление основ федеральной политики и федераль­ные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

•  установление правовых основ единого рынка; финан­совое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, де­нежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

•     федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;

•     федеральные фонды регионального развития;

•    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ;

•      внешнеэкономические отношения РФ;

•      оборона и безопасность.

  В совместном ведении Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации находятся (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ):

•   вопросы владения, пользования и распоряжения зем­лей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

•      разграничение государственной собственности;

•    координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, вклю­чая социальное обеспечение;

•     установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

•  установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

•      координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение меж­дународных договоров Российской Федерации.

    Вне пределов ведения и полномочий Российской Феде­рации субъекты Российской Федерации обладают всей пол­нотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

    Согласно Указу Президента полномочный представитель федерального округа выполняет следующие функции:

• обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе;

•   организует взаимодействие федеральных органов испол­нительной власти с органами государственной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями;

• разрабатывает совместно с межрегиональными эконо­мическими ассоциациями программы социально-экономичес­кого развития территорий в пределах федерального округа;

•  организует контроль за исполнением федеральных за­конов, указов и распоряжений Президента РФ, постановле­ний и распоряжений Правительства РФ, за реализацией фе­деральных программ в федеральном округе;

•      согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федераль­ного округа или субъекта РФ, находящегося в пределах это­го округа;

•      принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

•    вносит Президенту РФ предложения о приостановле­нии действия актов органов исполнительной власти субъек­тов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, феде­ральным законам, международным обязательствам РФ или нарушениям прав и свобод человека и гражданства РФ.

    Бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса, при формировании бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

     Бюджетный федерализм основывается на следующих основных принципах:

1) законодательном разграничении полномочий между органами власти всех уровней по формированию доходов и расходов бюджетов;

2)обеспечении органов власти соответствующего уровня необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3)обеспечении вертикального и горизонтального вырав­нивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4)самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную систему. Этот принцип предполага­ет самостоятельность бюджетного процесса, в том числе в определении использования бюджетных средств, подконтроль­ности исполнения бюджета соответствующим представитель­ным органом власти;

5) организации межбюджетных отношений в рамках бюд­жетной системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

 

   2.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

      Наука-сфера деятельности, функция которой-выра­ботка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат-сумму знаний. Непос­редственные цели науки - описание, объяснение и предска­зание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

   Система наук условно делится на естественные, обще­ственные и технические.

   В ходе развития наука превратилась в производитель­ную силу, оказывающую влияние на все сферы общества. В условиях развития научно-технической революции сложилась система "Наука-техника-производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.

   В расходах бюджетов отражаются суммы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу (табл.1). Бюджетные расходы на научные исследования по федеральному бюджету

Расходы

2003 г.

2006 г.

млрд

руб.

% к ВВП

млрд

руб.

% к ВВП

Фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

40,2

0,3

82,5*

0,33

 

        В сумму расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу включены: проведение фундаментальных исследований; разработка перспективных технологий, разработка приоритетных направлений научно-технического прогресса; выполнение НИОКР.

   Предусмотрено также проведение научно-исследовательных и опытно-конструкторских работ в рамках федеральных

целевых программ: "Развитие новых направлений элементной! базы информационных технологий", "Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности", "Вакцины нового поколения и медицинские диагностические системы будущего", "Модернизация транспортной системы России" (до 2010 г.); Федеральная программа "Жилище", "Исследования Арктики и Антарктики", другие НИОКИ финансируется из бюджета государственная поддержка академий наук:

•  Включая прикладные научные исследования в области национальной экономики.

• Российской академии наук;

• Российской академии сельскохозяйственных наук;

• Российской академии медицинских наук;

• Российской академии образования;

• Российской академии архитектуры и строительства;

• Российской академии художеств;

• поддержка отделений академий наук.

        

  2.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства

    Промышленность, энергетика и строительство - ведущие крупные отрасли экономики промышленно развитее страны, составляют сердцевину любой экономики. В процессе ее производства с использованием энергетики создается продукт путем преобразования экономических ре­сурсов. Без производства не может быть производственного потребления средств производства и услуг.

         После Октябрьской революции промышленность в Рос­сии в 1918-1920 гг. была национализирована. Так была вос­становлена историческая справедливость: то, что было со­здано трудом народа, стало принадлежать ему. В результа­те национализации предприятий промышленности, транспор­та, связи, банков производство было сосредоточено на госу­дарственных предприятиях и созданы условия для бурного развития общественного производства.

       Энергетика — область экономики страны, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, переда­чу и использование различных видов энергии. Важнейшая часть энергетики — электроэнергетика. Все предприятия страны в той или иной мере используют электрическую энергию, на ней работают машины, оборудование, технологические линии в производственных цехах производственных предприятий.

Информация о работе Бюджетная система РФ