Бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления
1.1Бюджетное право и его источники
1.2Субъекты и нормы бюджетного права
1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации
Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку
и развитие отраслей экономики
12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства
12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства
12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики
12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство
Список литературы

Работа содержит 1 файл

бюджетная системаРФ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)


22

             

Содержание

Введение

Глава 1.Организационно-правовые основы бюджетной системы России и бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления

1.1Бюджетное право и его источники

1.2Субъекты и нормы бюджетного права

1.3 Бюджетный федерализм-основа построения бюджетной системы Российской Федерации

Глава 2. Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку

и развитие отраслей экономики

 

12.1. Бюджетные расходы на фундаментальные научные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

12.2. Бюджетные расходы на поддержку отраслей промышленности, энергетики, строительства

12.3. Бюджетные расходы на поддержку сельского хозяйства

12.4. Бюджетные расходы на поддержку и развитие транспорта, связи и информатики

12.5. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство

Список  литературы
                                                   Введение

В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

 

 

 

 

Глава 1. Организационно-правовые основы бюджетной системы России

и бюджетные права органов государственной власти и местного

самоуправления

 

         1.1. Бюджетное право и его источники

   Бюджетное право — это совокупность финансово-пра­вовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы России, порядок формиро­вания бюджетных доходов и перечень расходов, регламенти­руют бюджетный процесс, формирование и использование государственных бюджетных и внебюджетных фондов в це­лях финансового обеспечения социального и экономического развития страны и укрепления обороноспособности государ­ства.

   Государство является официальным представителем все­го общества, всех его членов. Оно представляет собой осо­бую форму организации политической власти, которая рас­полагает специальным аппаратом (механизмом), аппаратом управления обществом.

   Издание законов и правил, обязательных для всего на­селения государства, осуществляется государственным зако­нодательным органом. Государство и право неразрывно свя­заны. Государство издает нормы права — правила поведения юридического характера, устанавливаемые или санкциони­рованные государством. Совокупность правовых норм и есть

право.

   Если рассматривать явления исторически, то можно ут­верждать, что вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

   В состав России входит значительное число равноправ­ных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное уст­ройство России. Вместе с тем федеративное устройство Рос­сии основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

   Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России.

    В состав России входят 89 субъектов Российской Феде­рации, из них; 21 республика, 6 краев, 1 автономная об­ласть, 49 областей, 2 города федерального значения (Моск­ва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов.

Республики имеют свою конституцию и законодатель­ство, остальные субъекты РФ — свои уставы и законода­тельства.

    Российская Федерация, а также субъекты Российской Федерации имеют свои сферы компетенции, или, как ска­зано в Конституции, предметы ведения.

    Если нормативные акты, принятые субъектами Россий­ской Федерации, выходят за пределы их компетенции, они не имеют юридической силы.

   Источники бюджетного права. Главный источник фи­нансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации (1993 г.), включающая в себя основные принци­пиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права России являются:

•   федеральные законы РФ;

• правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

•     правовые акты органов управления специальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержатся нормы права в дополнение и развитие Конституции.

     Наибольшее внимание Конституция РФ уделяет бюд­жетной деятельности государства, что объясняется значи­мой ролью бюджета как центрального звена финансовой си­стемы.

    Статья 10 Конституции РФ предписывает: "Обязательно­му рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а)    федерального бюджета;

б)    федеральных налогов и сборов;

в)  финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г)      ратификации и денонсирования международных дого­воров Российской Федерации.

   Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального разви­тия; внешнеэкономические отношения Российской Федера­ции. Статья 132 Конституции РФ определяет полномочия ор­ганов самоуправления: они самостоятельно управляют муни­ципальной собственностью, формируют, утверждают и ис­полняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так­же решают иные вопросы местного значения.

    В 1998 г. принят БК РФ как бюджетное законодатель­ство, регулирующее в государстве ряд бюджетных отноше­ний, к которым относятся:

•  отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе формирования бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муници­пального долга;

•  отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, Утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ, контроля за их исполнением.

    Вместе с тем в БК РФ приведены некоторые норматив­ные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Так, Президент РФ вправе издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не должны противоречить БК РФ и другим законам. В случае противо­речия между БК РФ и нормативными актами, подписанными Президентом РФ либо Правительством РФ, за нормативный документ применяется БК РФ (закон).

   Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в части местных бюджетов, также в пределах своей компетенции.

   Таким образом, к источникам бюджетного права относят­ся Конституция РФ, БК РФ и другие нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, органами исполнитель­ной власти РФ, местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах их компетенции.

Эти правовые акты традиционно классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие:

1. Нормативные акты, которые устанавливают общие правила для участников финансовых отношений, регулиру­ют определенные виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений.

2. Финансово-плановые акты, значительный массив ко­торых характерен для бюджетного права, включают в свой состав федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты республик, финансовые планы других финансовых органов и кредитных учреждений, финансовые планы отраслевых мини­стерств и ведомств, сметы учреждений, организаций.

      Бюджетное регулирование охватывает практически все сферы деятельности государства. Однако не следует забы­вать, что Конституция РФ-  Основной закон страны—определяет полномочия представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, а также предметы совместного ведения этих органов РФ.

    Конституцией РФ установлено единство денежной сис­темы в России, которое обеспечивается признанием рубля в качестве законного денежного средства (ст. 75) и Централь­ного банка РФ — единственным эмиссионным центром. Вве­дение и эмиссия других денег в Российской Федерации ее       Конституцией не допускаются.

        3.2. Субъекты и нормы бюджетного права

     В процессе деятельности по образованию, распределе­нию и использованию централизованных государственных денежных фондов и муниципальных финансовых ресурсов складываются определенные бюджетные правоотношения между участниками бюджетного процесса — субъектами бюджетного права.

Субъектами бюджетного права Российской Федерации являются: государство, государственные и административно-тер­риториальные образования, в частности:

•     Российская Федерация в целом;

•  субъекты Российской Федерации — республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петер­бург;

•   местные административно-территориальные образова­ния (муниципальные районы, городские округа, внутриго­родские территориальные образования городов федерально­го значения Москвы и Санкт-Петербурга, городские и сель­ские поселения): государственные и местные органы власти, в том числе:

• представительные органы государственной власти и Местного самоуправления;

•    исполнительные органы власти и местного самоуправ­ления.

     Субъекты бюджетного права при реализации своих прав и обязанностей вступают в бюджетные правоотношения, к которым относятся:

• отношения, возникающие между субъектами правоот­ношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов;

• отношения, возникающие между субъектами бюджет­ных правоотношений в процессе подготовки проектов бюд­жетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

    Среди органов государственной власти к реальным (наи­более значимым) субъектам бюджетных правоотношений от­носятся:

1. Органы государственной власти и управления, учас­тие которых обязательно в бюджетном процессе. В круг ор­ганов государственной власти и управления входят органы представительной и исполнительной власти федерального уровня.

   К органам исполнительной власти относятся как органы общей компетенции, так и специальной (отраслевой) — ми­нистерства, федеральные агентства, службы, департамен­ты, система финансово-кредитных органов.

2.    Органы государственной власти субъектов Федерации.

3.    Президент Российской Федерации.

4.  Правительство Российской Федерации. Бюджетные отношения имеют свои особенности, основная из которых заключается в том, что они возникают в про­цессе планового образования, распределения и использования централизованных денежных фондов.

    Другая особенность состоит в том, что эти отношения возникают между государством и организациями, т. е. одной из сторон выступает государство, или его уполномоченный орган, или орган местного самоуправления, наделенный вла­стными полномочиями и имеющий право издавать предписа­ния, обязательные для исполнения.

    Бюджетные отношения, возникающие между субъекта­ми бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы, регулируются законодательством.     В ст. 1 БК РФ сказано, что Кодекс устанавливает право­вой статус участников бюджетного процесса, правовые ос­новы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Феде­рации. Согласно российскому законодательству нормативные бюджетные правоотношения в России регулируют следую­щие правовые акты:

Информация о работе Бюджетная система РФ