Бюджетирование и контроль за формированием затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный краткосрочный план, объединяющий в себе основную, финансовую и инвестиционную деятельность компании. Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетирования 4
1.1 Сущность бюджетирования и виды бюджетов 4
1.2 Методы бюджетирования и его процедуры 9
1.3 Составление прогнозного баланса и корректировка бюджетных показателей 19
Глава 2. Контроль за исполнением бюджета 23
2.1 Организация контроля за исполнением бюджета 23
2.2 Контроль за исполнением бюджета 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсач чистовик.doc

— 338.50 Кб (Скачать)
 

     Это рационально, поскольку, во-первых, не требуется двойная работа по составлению  отдельного бухгалтерского и управленческого  балансов и, во-вторых, при такой унификации счета бухгалтерии одновременно используются для целей налогообложения и управленческого учета.

     Предварительный анализ сводного бюджета по прогнозным комплексным показателям.

     После того как составлен финансовый бюджет, необходимо провести его предварительный анализ по следующим основным направлениям:

  • оценка прогнозной рентабельности результатов деятельности;
  • оценка ликвидности предприятия.

     При этом рассчитываются комплексные показатели деятельности предприятия. Данные для анализа берутся из форм финансового бюджета (бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс).

     В пределах оптимальных значений комплексных  показателей предприятием устанавливаются  их нормативные значения. После определения показателей по прогнозным финансовым отчетам их значения сравниваются с нормативными. В случае если рассчитанные коэффициенты оказались ниже нормативных, определяется уровень возможного финансового дефицита.

     Финансовый  дефицит свидетельствует об уменьшении показателей платежеспособности предприятия ниже нормативных или минимально допустимых значений. Его величина определяется в виде отрицательных отклонений коэффициентов, рассчитанных по прогнозному балансу, от нормативных значений.

     По  результатам анализа сводного бюджета по прогнозным финансовым показателям предприятие либо утверждает бюджет, либо корректирует его показатели.

     При корректировке показателей сводного бюджета должны рассматриваться различные варианты улучшения финансовых показателей. Коэффициент текущей ликвидности, например, может быть увеличен за счет сокращения планового уровня краткосрочных обязательств, увеличения планового остатка оборотных активов либо сочетания первого и второго вариантов. Однако было бы неправильным ставить перед предприятием задачу любой ценой достичь целевого уровня финансовых нормативов на конец бюджетного периода, так как это может быть сопряжено со снижением эффективности, уменьшением объема продаж и выпуска, сокращением инвестиций. На основе тщательного изучения вариантов следует выбрать тот из них, который наиболее сбалансирован и соответствует основным задачам развития бизнеса предприятия.

     Скорректированный сводный бюджет основной деятельности организации должен обеспечивать высокий уровень текущей эффективности, соответствовать долгосрочным планам (стратегии) развития бизнеса, поддерживать приемлемый уровень финансовой устойчивости. [3, 749-759]

Глава 2. Контроль за исполнением бюджета

2.1 Организация контроля за исполнением бюджета

     В течение бюджетного периода на предприятии, как правило, ведется постоянный контроль исполнения текущих плановых заданий и оценка будущих технико-экономических показателей деятельности предприятия. А так как бюджетный период продолжается в течение всего года, его можно разделить на три основных периода:

  • анализ исполнения бюджета прошедшего периода;
  • разработка на основе всех составляющих бюджетов главного бюджета будущего периода;
  • контроль за исполнением бюджета текущего периода.

     Точно так же, как существует система  оперативного планирования, на предприятии должна действовать система внутреннего контроля исполнения бюджета, которая представляет собой непрерывное наблюдение и регулирование производственного и финансового процессов на основе оперативной информации. Такую схему взаимодействия планирования и контроля называют системой обратной связи в организации.

     Полученные  фактические данные о ходе выполнения производственной программы центрами ответственности сопоставляются с плановыми, проводится анализ выявленных отклонений и намечаются меры по обеспечению ритмичной работы.[6, 431]

     Текущая работа по управлению центрами возникновения  затрат в основном производстве цехами, а также участками и бригадами в масштабе предприятия лежит на цеховом управленческом персонале, который подчиняется непосредственно заведующему (начальнику) производством. В этих центрах формируется отчетная информация о продукции (выполнении работ, услуг) за смену, которая передается в плановую службу. Центры ответственности заполняют рапорт о выполнении сменных (суточных) заданий, данные о работе основного технологического оборудования, простоях и расшифровывают причины, вызвавшие простои.

     Центр ответственности отвечает только за те расходы и доходы, на которые могут и имеют право повлиять его менеджеры.

     Отчетность  как инструмент управленческого  учета является завершающим этапом учетной системы, организуемой на фирме. Отчетность в системе управленческого учета рассматривается как инструмент передачи менеджерам информации о финансово-хозяйственной деятельности, а создание условий своевременного представления итоговых показателей деятельности является главной задачей всей системы управленческого учета и бюджетирования.

     Вся система бюджетирования должна представлять собой процесс непрерывного агрегирования различных показателей, причем уровень агрегирования информации должен определяться степенью ее аналитичности, так как чем выше уровень агрегирования, тем меньше аналитичность данных.

     Центры  ответственности вспомогательных  производств отвечают за работу оборудования, а также сообщают в планово-экономическое подразделение информацию о прошедшей смене.[8, 245-246]

     В процессе исполнения бюджета руководители структурных подразделений отчитываются перед вышестоящим звеном управления за определенный участок работы. Ответственность за выполнение показателей закрепляется юридически (приказом о назначении, контрактом, должностными инструкциями) и материально (премирование, штрафные санкции).

     Первого числа каждого месяца все центры ответственности представляют в планово-экономическую службу и бухгалтерию производственный отчет о выпуске продукции, выполнении работ, услуг и отчеты об использовании в производстве материальных ресурсов. Отдел труда и технического нормирования проверяет табели учета рабочего времени и документы о неявке на работу. На основании отчетных данных о производстве и затратах труда рассчитываются экономические, бухгалтерские и финансовые показатели. На рис.2 представлена система «обратной связи» при исполнении бюджета.

  

Рис. 2. Система «обратной связи» при исполнении бюджета [4,162]

  Как правило, предприятие разрабатывает  регламент принятия решений по контролю выполнения бюджета в разрезе центров ответственности. В нем распределены функции между управленческими службами по контролю за исполнением бюджета и отражена система движения информационных потоков «снизу вверх» - от центров ответственности к функциональным службам о текущем исполнении плановых заданий и «сверху вниз» - анализ, решения и рекомендации по улучшению оперативно- производственной деятельности.

  Контроль  исполнения планов необходим как на уровне управленческого аппарата, так и структурных производственных подразделений. С помощью действенного контроля можно выявить «узкие места», определить внутренние резервы и подготовить предложения по устранению первых на основе вторых.

  Управленческий  учет и контроль как инструмент достижения стабильности финансовой деятельности фирмы предусматривает определенный набор приемов и методов контроля, которые находятся в прямой зависимости  от источников информации. Наиболее распространены выборочный способ проверки и контроля: проверка соответствия бухгалтерских записей, внеплановые ревизии наличия имущества, оценка правильности списания материальных затрат, сличение данных инвентаризации с фактическим состоянием остатков запасов, незавершенного производства, готовой продукции.

     Наличие объективной информации о результатах  деятельности позволяет обеспечить снижение предпринимательского риска, повысить степень доверия партнеров, собственников бизнеса и стабилизировать финансовое состояние.[7, 443]

2.2 Контроль за исполнением бюджета

     Предприятие на этапе разработки бюджета должно также создать систему контроля за исполнением бюджета. Система мероприятий, связанных с организацией внутреннего контроля, называется контролингом. Кон- тролинг исполнения бюджета заключается в постоянном мониторинге состояния бюджетного процесса.

     Источником  фактической информации может служить бухгалтерская система предприятия. Однако в этом случае, к сожалению, данные чаще всего запаздывают, поэтому организация оперативного контроля за исполнением бюджета, необходимая для принятия управленческих решений, невозможна.

     В связи с этим подразделения должны оперативно готовить информацию об исполнении бюджета и передавать ее в соответствующие службы для консолидации и подготовки отчета об исполнении бюджета. В результате осуществляется контроль за исполнением бюджета, включающий сравнение фактических и плановых затрат и поступлений по статьям бюджета и подразделениям (центрам ответственности).

     Бюджетирование  является достаточно сложным процессом, поскольку при этом требуется обработка большого объема информации, но его внедрение на предприятии в основном окупается. Наибольшего эффекта мочено достичь, применяя специализированное программное обеспечение. Автоматизированная система бюджетного планирования позволит избежать рутинных операций, связанных со сбором и передачей данных, консолидацией бюджетов.

     Анализ  выполнения смет можно сделать в  форме финансовых отчетов, сравнивающих фактические результаты с данными, представленными в смете. Отчеты должны составляться периодически для каждой сметы.

     Такого  рода обратная связь позволяет определить существенные отклонения фактических  данных от сметных, выявить их причины и принять меры по устранению отклонений. Если отклонения вызваны изменившимися со времени составления сметы условиями, то сметные данные должны быть соответствующим образом пересмотрены. Финансовый отчет по смете выглядит следующим образом (табл. 15) 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Табл. 15. Финансовый отчет менеджера центра ответственности управленческих расходов. [10, 290]

    Наименование
План Факт Превышение Экономия
Зарплата  администрации 14 000 14 300
    300
    -
Дополнительная  зарплата 6000 5500
    -
    500
Оплата  труда, всего 20 000 19 800
    -
    200
Отчисления  на зарплату 7120 7048,8
    -
    71,20
Канцелярские  расходы 2000 2000
    -
    -
Итого 29120 28648,8
    300
    771,20

   Часто возникает ситуация, когда происходит задержка платежей за отгруженную продукцию либо предприятия применяют неденежные формы расчетов. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации дефицита бюджета возникает необходимость его оперативного пересмотра.

   Пересмотр расходов бюджета должен основываться на выработанной системе приоритетов  оплаты текущих расходов предприятия.

   В качестве приоритетных, как правило, выступают  следующие расходы бюджета:

  • заработная плата работников в расчете на производственную программу предприятия;
  • платежи по единому социальному налогу;
  • затраты на закупку материалов, комплектующих и т. д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения эксплуатации производственных помещений и функционирования коммунальной системы;
  • оплата потребляемой электроэнергии;
  • выплата налогов.

Информация о работе Бюджетирование и контроль за формированием затрат