Шпаргалка по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по "Биологии"

Работа содержит 1 файл

физиология спорта.docx

— 91.58 Кб (Скачать)

 

29.Оптимальные  сроки начала повторной работы. Роль ЦНС и гормонов в процессе  восстановления.

 

 

30.Восстановительный  период и тренированность. Физиологические особенности активного отдыха. Методы и средства восстановительных процессов.

Средства  восстановления:

Педагогические  средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима .работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред- и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.

Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиеничесмие средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сон—отдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.

Основные  медико-биологические средства восстановления — это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.

 

31.Двигательный  навык как сложный комплекс  безусловных и условных рефлексов.  Значение динамического стереотипа.

Двигательный навык — это выработанное вследствие тренировки движение, компоненты которого в значительной степени автоматизированы. Двигательный навык — основа формирования двигательного стереотипа. Двигательный навык характеризуется словесными «рабочими формулами», которые произносятся мысленно про себя или в виде команд. Эти команды предполагают выполнение определенного движения или физического упражнения. Эти движения многократно повторяются и заучиваются. Так формируется двигательный навык.  Безусловные рефлексы: 1. Врожденные, наследственно передающиеся реакции, большинство из них начинают функционировать сразу же после рождения. 2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида. 3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни. 4. Осуществляются за счет низших отделов ЦНС (подкорковые ядра, ствол мозга, спинной мозг). 5. Возникают в ответ на адекватные раздражения, действующие на определенное рецептивное поле. Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций. Условные рефлексы: 1. Реакции, приобретенные в процессе индивидуальной жизни.2. Индивидуальные.3. Непостоянны- могут возникать и исчезать. 4. Являются преимущественно функцией коры больших полушарий. 5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля. динамический стереотип, который выражается в том, что на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться все остальные реакции. Динамический стереотип - характерная особенность психической деятельности человека.

 

32.Фазы формирования  двигательных навыков. Автоматизация  движений.

Кристовцев выделил 3 фазы: 1. Иррадиации ( освоение движения на первых порах связано с возникновением иррадиации, возбуждения и торможения в нервной системе. Афферентные сигналы поступающие как на 1 так и на 2 сигнальные системы., вызывают  достаточно сильное возбуждение соответствющих центров, которые способны распространятся на другие нервные центры.)2.Концентрации. ( хар-ся четким определением центров, которые управляют соотв. Движениями. Благодаря внутр. Торможению второстепенные нерв. Центры подавляются, движение выполняется согласованно,  слитно). 3. Стабилизации. (Проявляется в строгой корд. Деятельности всех систем организма с наибольшей скоростью и эффективности. Роль коркового контроля снижается. Совершенствование  двиг. Навыка приводит к автомативизированию движений – действие выпол. Чел. Опережает сознание.

 

33.Взаимосвязь  двигательных и вегетативных  функций в процессе формирования двигательных навыков.

 

 

34.Гомеостаз и  его поддержание во время мышечной  работы.

Центральным звеном сохранения гомеостаза являются жидкие среды организма. Для большинства органов ими являются кровь и лимфа, а для мозга — кровь и ликвор. 1. жидкие среды обеспечивают обменные процессы с тканями. 2. Жидкие среды имеют собственные механизмы для поддержания гоместаза.  буферные системы смягчают сдвиг кислотно-основного состояния при поступлении в кровь кислот или щелочей. Гематоэнцефалический барьер и ликвор препятствуют проникновению из крови в мозг многих веществ, могущих нарушить его функцию. за счет транспорта метаболитов для поддержания гомеостаза подключаются отдаленные органы и системы (почки, легкие. Терморецепоры реагируют на «горячую» или «холодную» кровь и соответствующим образом изменяют активность органов, участвующих в образовании и отдаче тепла. Хеморецепторы продолговатого мозга вызывают одышку, осморецепторы гипоталамуса обеспечивают образование гормонов, участвующих в сохранении нормального осмотического давления крови. В поддержании гомеостаза важнейшая роль принадлежит нервной системе. Чутко реагируя на различные изменения внешней или внутренней среды, она так регулирует деятельность органов и систем, что предупреждаются и выравниваются сдвиги и нарушения, которые происходят или могли бы произойти в организме.

 

35.Факторы, определяющие  величину сдвигов во время  мышечной работы.

При анализе факторов, определяющих физ. тренировочные эффекты упр. Выделяют аспекты:1. Функциональные эффекты  тренировки. 2. Пороговые. 3. Обратимость  тренировочных эффектов. 4. Специфичность  тренировочных эффектов. 5. Тренируемость, определяющая величину тренир. Эффектов. 6. Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма. 6. Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, его ведущих систем. 7. Повышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, его ведущих систем.

 

36.Значение сенсорной  информации в механизме формирования  двигательного навыка.

 

37.Физические качества  спортсменов. Факторы, влияющие  на развитие силы, быстроты, ловкости  и выносливости.

При осуществлении двиг. Деятельности форма движения и его качественные хар-ки тесно связаны между собой. Движение – результат взаимодействия множества процессов, которые  обуславливают его форму и качеств. Хар-ки. Нельзя себе представить движение лишенного к-л. Параметров по силе и скорости. Нельзя изолированное проявление выносливости, ловкости, коор.способ, гибкости. Каждое движение может хар-ся развиваемой силой и скоростью, когда упр. Выполняется по времени наступления утомления можно говорить о выносливости. При выполнении сложных двиг. актов упр. хар-ся ловкостью с которой они осуществляются. Для спорта  особую важность представляют максимальные проявления этих качеств. Сила, скорость, выносливость и ловкость обусловлены с одной стороны состоянием периферических элементов двиг. аппарата, с другой – нервной регуляции и с 3 стороны – состоянием вегететивных функций. Скелетные мышцы имеют ряд особенностей обуславливающие скоростно – силовые качества : 1.кол-во мышечных волокон.2 толщина их.3. параллельное расположение миофибрилл.4 состояние кровеносных сосудов. 5. Хим. состав мышц(белки, гликоген, креатин, фосфоген, АТФ). Скелетные мышц сокращаются только под влиянием нерв. импульсов, поэтому проявлении всех особенностей мышц возможно при соотв. Регуляции со стороны нервных центров. Движение с участием больших мышечных групп, проявление силы, скорости, выносливости и ловкости связаны с деятельностью вегетативных функций( особенно для выносливости). Следует отметить специфичность двиг. качеств отражающих особенности спортивной специализации. Двиг. качества не явл. Постоянной или неизменной величиной, степень проявления качеств зависит от тренированности по мере развития тренированности она увеличивается, а прекращений тренир. уменьшению. Большое значение для развития двиг. качеств играет совершенство координации движений к вегетативных функций. Ведущую роль в развитии двиг. качеств играет условно рефлекторная деятельность организма. Базирующая на безусловных рефлексах человека. В осуществлении деятельности значительную роль играют двиг. пусковые влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы

 

38.Физиологическая  характеристика мышечной силы. Факторы,  влияющие на ее развитие. Возрастные  особенности развития этого качества.

Мышечная сила хар-ся степень напряжения развиваемого мышцами. При этом обладая высококоординационным механизмом мышечные группы варьируют напряжение от нескольких групп до нескольких кг. На силу мышц влияют поперечник, толщина и направление мышечных волокн. Утолщение мышечных волокн связано с тренировкой в мышечных напряжениях. Силовая нагрузка способствует перестройки укреплению костного и суставно – связанного аппарата. В развитие силы принадлежит биохим. процессам. Силовая тренировка  способствует увеличению в мышцах кол-во белков и повышению эффективности анаэробного энергетического обмена, ускорению ферматативных процессов. Развитию силы способствуют: 1.увеличение степени мобилизации двиг. функциональных единиц.2. торможению деятельности мышц антогонистов.3. симпатического отдела вегет. нерв. системы.4. стимулирование мышц  адреналином. Величина максимальна силового напряжения зависит от кол-ва сокращающихся мышц. В мышцах различают:1 фазные волокна ( участ. в быстрых движениях) 2. Тонические волокна ( обес. тонус мышц). Фазные волокна обладают малой длительного потенциала, рефрактерности волны возбуждения, ноимеют высоую лабильность. Фазные волокна делятся на:1.медленно сокращающиеся (красные)2. Быстро сокращающиеся (белые). Красные имеют биоглабина много, в них много гликогена, липидов, они пособны к длительной работе менее утомляемы. Белые волокна содержат более толстые и сильные миофибриллы,  сокращающиеся с большой скоростью, но легко утомляемы. Силовая тренировка формирует условные рефлексы позволяющие мобилизовать возможно большего кол-во двиг. единиц. Важную роль в мыш. силе  принадлежит гормонам эндокринных желез.(адреналин, глюкокортиноиды).

 

 

39.Физиологическая  характеристика быстроты движения. Формы проявления быстроты. Возрастные  особенности развития быстроты.

Выносливость возможность  человека повышать сопротивляемость организма утомлению и удлинение времени работоспособности. Термин «выносливость» может использоваться мышеч. и при умственной работе. Развитие выносливости совершенствует функций отдаляя момент резкого снижения работоспособности. Выносливость с физ. позиции имеет сложную природу и обусловливается морфологич., биохим. и физиол. изменений. Морфологическая основа обеспечивается в перестройке структуры мышц, связок, костей и вегетативных органов. В тренировке на выносливость определяющими явл. изменения в деят. нервных центров. Под влиянием нервной регуляции совершенствуется кардиоресператорная система, обмен веществ и энергии, выделительная система, улучшается образование условных рефлексов лежащих в основе техники в той или иной спортивной деятельности. Выносливость явл. качественной характеристикой деятельности человека. В зависимости от специализации можно назвать: 1.общую ( формируется при выполнении упр. связанных с передвижением(плавание, бег, лыжи)) При выполнении этих упр. достигается и совершенная регуляция вегетативных функций. При тренировке на выносливость прослеживается перенос качественных особенностей двиг. деятельности.2 специальную. Различают:1.скоростную ( способность поддерживать высокую скорость, темп при максим. быстром перемещении)  Физ. основы: развитие устойчивости нервных процессов, повышение устойчивости нервно-двиг. аппарата, быстрое восстановление энергоресурсов. 2статическую ( способность длительно удерживать мышечное усилие. Основным фактором явл. морфо-физиол. особенности мышц, способность нерв. центров длительно поддерживать возбуждение и кровообращение мышц и дыхания. Преодолевается неблагоприятное состояние для кардиоресператорной системы, натуживание.3 силовую.

 

40. Физиологические  особенности развития выносливости. Возрастно-половые особенности выносливости организма.

 

41.Физиологические  механизмы, обеспечивающие достижение  тренированности (адаптация, упражняемость). Показатели тренированности в покое.

В основе развития тренированности  лежат механизмы срочной и  долговременнойадаптации. Типичным примером срочной адаптации является стартовая реакция «боевой готовности». Характерные для нее повышение силы нервных процессов, концентрация мышечных усилий, экзальтированный ответ на внешние раздражения—это элемент срочного приспособления к предстоящей спортивнойборьбе. Механизмы срочной адаптации являются врожденными, наследственнообусловленными. На проявлении срочной адаптации сказываются типологические особенности (свойства) нервной системы. Процесс срочной адаптации реализуется по типу стресс-реакции. Максимальная мобилизация физиологических функций в этом случае осуществляется за счет избыточного выделения катехоламинов и кортикостероидов. К числу показателей тренированности в покое можно отнести: 1) изменения в состоянии центральной нервной системы, 2) изменения опорно-двигательного аппарата 3) изменения функции органов дыхания ,состава крови и т.п. Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный. Тренировка накладывает глубокий отпечаток на организм, вызывая в нем как морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении работы. Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов мене высок; 3) период восстановления существенно короче. При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с юношей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

 

 

42.Физиологические  особенности принципов спортивной  тренировки (повторность, постепенность, систематичность, последовательность).

Информация о работе Шпаргалка по "Биологии"