Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа
В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40
Эколого-краеведческий принцип реализуется на многих уроках зоологии, в частности, при изучении систематического положения классов животных. В этом случае учитель рассматривает вместе с учениками среду обитания отрядов, входящих в изучаемый класс, их особенности, приспособления к условиям жизни, а так же конкретных представителей, обитающих в области, крае, районе где находится учебное заведение. При этом рассматриваются не только конкретные представители, но и их значение в природе родного края и в жизни человека; рассматриваются основы рационального природопользования, охраны окружающей среды.
Кроме того, привязка к родному краю повышает интерес учащихся к предмету. Так же одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных, относящиеся к группе натуральных фиксированных объектов. Достоинством коллекций является то, что они позволяют увидеть параметры изучаемых животных (цвет, размер, форму и др.), а недостатком - их плохая сохранность. К зоологическим коллекциям можно отнести коллекции раковин моллюсков, представителей членистоногих, перьев, скелетов птиц. Только коллекции членистоногих дают полное представление об изучаемых животных, так как представляют объект целиком. Предложенные ниже алгоритмы применимы к работе с коллекциями членистоногих и к работе с источниками информации на уроках зоологии.
Методика работы с коллекцией.
1. Прочитайте
название коллекции и
2. Опишите внешнее строение:
3. Ознакомьтесь
с этикеткой, на которой
Коллекции
членистоногих можно
Использование разного рода коллекций на уроках зоологии (коллекции насекомых и т.д.) позволяет учащимся наглядно рассмотреть строение тела изучаемых животных, приспособления к образу жизни, многообразие.
К способам реализации на уроках эколого-краеведческой деятельности можно так же отнести работы с различными источниками информации. Источниками информации для учащихся являются: учебник, научно-популярная, специальная и художественная литература, заметки из газет, журнал "Юный натуралист", компьютерные программы и т. п.
Умение работать с литературой является общепризнанным умением, однако предполагает наличие у школьников дополнительных умений: осуществлять поиск литературы, составление плана чтения, выделение главных мыслей и фактов, оформление результатов работы в виде доклада или реферата.
Работа с источниками информации как способ краеведческой работы может иметь место на уроках по изучению многообразия животных изучаемой систематической группы. Это имеет особое значение, так как:
1) школьники учатся работать с информацией на уроках под руководством учителя;
2) учитель сам представляет необходимые источники информации или их ксерокопию, т. к. ученики испытывают трудности в поисках нужной литературы и тратят много времени впустую;
3) в работу
вовлечены ребята всего класса,
поэтому лучше использовать
4) работа регламентирована и занимает 10 - 20 минут.
Объем информации не должен превышать 2 - 3 листов. К источнику информации учитель прилагает перечень вопросов (3-5), которые облегчают учащимся поиск сведений. Вопросы должны касаться описания внешнего строения животного, места обитания в области, поведения и значения.
Можно выделить алгоритм работы с источниками информации (например, со статьей из какого-либо научно-публицистического издания):
1. Внимательно прочитайте названия статьи и вопросы к ней.
2. Прочитайте содержание статьи.
3. Выберите из статьи нужную информацию и зафиксируйте ее в тетради.
4. При
пересказе текста выделяйте
Данный способ краеведческой работы эффективен особенно там, где невозможно предъявить натуральные объекты [2].
Таким образом, эколого-краеведческий
принцип является неотъемлемой частью
уроков зоологии, так как его реализация
позволяет более полно и
2.2. Реализация эколого-
Получение правильных представлений о животных и формирование понятий о процессах их жизнедеятельности невозможно без непосредственных наблюдений учащихся и проведений различных опытов над ними. Возможность организации наблюдений и опытов на классных уроках и немногих обязательных экскурсиях очень ограничена. Поэтому совершенно необходимо осуществление таких работ во внеурочное время.
Самостоятельные наблюдения и работа школьников во внеурочное время прежде всего позволяют лучше осознать, расширить и углубить программный материал.
Необходимость проведения детальных наблюдений, краткие записи их, собственные выводы учащихся, а затем рассказы о результатах работы на уроке или занятии кружка – все это способствует развитию наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше могло пройти мимо их внимания, развивает мышление. Внеклассные опыты и наблюдения над живыми животными являются зачатком исследовательской работы учащихся, а так же способом реализации эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии.
Внеурочная работа обязательна
для всех учащихся, изучающих зоологию.
Она может проводиться в школе
(кабинете биологии, уголке живой природы,
на учебно-опытном участке) и в
природе. Содержание ее определяет программа.
Работа строится по заданиям учителя
и выполняется фронтально всеми
учащимися или в порядке
Организовывать внеурочные занятия можно в любой массовой школе, даже при отсутствии биологического кабинета и уголка живой природы, так как многие из изучаемых объектов встречаются в природе, окружающей школу. Так, каждый ученик может в живую рассмотреть представителей разных классов животных, обитающих в своем регионе, их особенности.
Внеурочную работу можно реализовывать по-разному: фронтально, со всем классом или с группами учащихся, и индивидуально, с отдельными учащимися. Фронтально проводят только немногие, наиболее важные наблюдения, например, более подробно, чем в классе, можно изучить строение инфузории туфельки из водоема, находящегося рядом со школой, под микроскопом; строение раковины беззубки.
Основная форма внеурочной работы по зоологии – самостоятельные занятия по заданиям учителя. Задания следует давать как небольшим группам учащихся, так и всему классу. Целесообразно нескольким учащимся поручить вести наблюдения за одними и теми же животными, например за размножением и развитием голубей в уголке живой природы. Но хотя объекты наблюдений одни и те же, каждый учащийся проводит наблюдения самостоятельно. Внеурочные наблюдения и опыты над живыми животными различны по длительности их проведения: для одних требуется несколько часов, неделя, для других – месяц и больше [13].
Для того чтобы знать, когда начинать опыты и наблюдения, результаты которых могут быть использованы при изучении соответствующего материала, учитель сам должен выяснить, сколько времени потребуется для выполнения каждого задания.
Инструктаж по внеурочным работам учитель проводит в классе. Он доводит до сведения всех учащихся, что и как нужно сделать для их выполнения. Одинаковые по тематике внеурочные задания следует давать нескольким учащимся.
Внеурочная работа – переходная ступень к внеклассной работе. Выполнив по настоянию учителя одно-два внеурочных задания, например пронаблюдав за развитием бабочки-капустницы или выработав у какого-либо животного условный рефлекс, некоторые учащиеся, ранее не проявлявшие интереса к зоологии, начинают выполнять дополнительные опыты и вести наблюдения по собственному желанию, т.е. от внеурочной работы переходят к внеклассной и становятся активными натуралистами [8].
Таким образом, внеурочная работа – это начальный этап развития у учащихся интереса к изучению природы.
Внеклассная работа выполняется учащимися,
особо интересующимися
Внеклассная работа по зоологии в школах более разнообразна, чем внеурочная, как по содержанию, так и по формам ее организации. Связано это прежде всего с тем, что внеклассная работа строится на основе интересов учащихся, увлеченных биологией, и не ограничивается рамками учебной программы.
Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта, круга увлечений. При этом педагог обязан учитывать интересы и возрастные особенности учащихся.
Формы внеклассной работы можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:
- разовые формы работ (конкурсы,
викторины, конференции,
- системные (выпуск газет,
Все они проводятся однократно или
несколько раз в течение
Выделяются так же формы внеклассной работы, проводимые как разово, так и в системе:
Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии