Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Шадринский государственный педагогический институт

Кафедра естественнонаучных дисциплин с методикой преподавания

 

 

 

 

 

Эколого-краеведческий  принцип в курсе школьной зоологии

 

Курсовая  работа

по специальности 050102 «Биология»

 

 

Исполнитель:

Апакетова Евгения Витальевна студентка 416 группы дневного отделения

 

 

 

 

 

Шадринск

2012

Оглавление

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5

    1. Особенности современного курса зоологии……………………….5
    2. Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10

Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21

2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21

2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………34

Приложения……………………………………………………………………..35

Список использованной литературы…………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Эколого-краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, школы полного дня. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы.

Все это свидетельствует о наличии  противоречия между потребностями  образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности  и  недостаточным уровнем его использования.

Вопросами краеведения занимались такие ученые, как И. М. Гревс, Н.П. Анциферов, Д. С. Лихачев. Теоретические и методические вопросы школьного краеведения нашли отражения в трудах К. Ф. Строева, И. С. Мартусова, П. В. Иванова, Б. Г. Иоганзена.

Исходя  из выше изложенного, нами была поставлена цель систематизировать материал об эколого-краеведческом принципе в курсе школьной зоологии и апробировать его на практике.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть особенности современного курса зоологии.
  2. Изучить понятие об эколого-краеведческом принципе.
  3. Рассмотреть способы реализации эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии.
  4. Рассмотреть способы реализации эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе.

Объект – учебно-воспитательный процесс курса зоологии.

Предмет – эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии.

В процессе решения задач  была использована система методов:

  • теоретические методы (теоретический анализ научной, научно-методической литературы, анализ программ, стандартов);
  • системно-сравнительные методы.

 Апробация курсовой работы осуществлялась на уроках зоологии в 7 а классе МОУ СОШ №4.  

Структура работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, приложения [Экскурсия «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», Бланк экскурсии] и списка литературы. Общий объем курсовой работы 40 листов.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения

    1. Особенности современного курса зоологии

 

Курс зоологии в современной  школе составляет следующее после  природоведения и ботаники звено  в системе общего биологического образования. Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- овладение знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

 Достижение  этих целей определяют учебно-воспитательные  задачи школьной зоологии, а именно:

  1. Вооружение учащихся системой знаний важнейших понятий о закономерностях жизни животных.
  2. Развитие познавательной активности учащихся, их мышления, формирование учебных приемов, необходимых для самостоятельного использования их в учебной работе, жизни и практической деятельности.

Реализация  учебно-воспитательных задач способствует современное содержание школьной зоологии, предусмотренное программой, согласно которой основу курса составляет  система знаний о строении, жизни  животных разных уровней организации  – от одноклеточных простейших до многоклеточных хордовых и позвоночных; раскрытие их взаимоотношений со средой обитания, закономерностей индивидуального  и исторического развития, освещение  роли животных в природе, в жизни  и хозяйственной деятельности человека, рационального использования ресурсов животного мира, их воспроизводства  и охраны [10].

Всестороннее  освещение строения и жизни животных придают содержанию курса зоологии комплексный характер: в нем рассматриваются  и развиваются такие группы социальных зоологических понятий, как морфологические, физиологические, экологические, зоогеографические, систематические, палеонтологические, филогенетические. Все понятия курса  зоологии способствуют последовательному  и систематическому развитию основных и ведущих биологических понятий  школьной зоологии, к которым относятся понятия различной степени общности: «клетка – единица жизни», «организм - целое», «единство формы и функций» (взаимосвязь строения органа и функции), «обмен веществ», «эволюция органического мира».

Содержание  курса школьной зоологии включает систему  интеллектуальных и практических умений и навыков, формирование которых  помогает учащимся глубоко и прочно усваивать отмеченные выше понятия  и использовать их как в своей  умственной деятельности, так и в  практической работе по содержанию, кормлению  домашних животных в уголке живой  природы в школе.

Школьный  курс зоологии разрабатывается с  учетом возрастных особенностей учащихся и времени, отводимого в учебном  плане  на изучение этого предмета. Кроме того, в нем учитываются  системы знаний, понятий о живой  природе, усвоенных учащимися в  предшествующих учебных предметах (природоведение, ботаника), а также  общие биологические закономерности, к усвоению которых подготавливает школьная зоология (анатомия, физиология и гигиена человека, общая биология).

Зоологию изучают в течении одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В данном курсе могут использоваться различные формы организации образовательного процесса:

Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические — выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером [11].

Так же могут использоваться следующие  технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; классно - урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности.

В результате изучения школьной зоологии учащиеся должны знать и понимать: биологическую  терминологию и символику, внешнее/внутреннее строение, систематику классов одноклеточных и многоклеточных животных. Уметь: анализировать и сравнивать изучаемые биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; составлять элементарные цепи  питания, описывать представителей особей по морфологическому принципу; выявлять приспособления организмов к среде обитания; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать. Так же учащиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); cформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; cмогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома [5].

Содержание курса зоологии в 7 классе значительно различается, в зависимости  от учебника, по которому работают учитель  и ученики и по которому составляется тематическое планирование.

Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии