Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Актуальность нашей работы очевидна, так как комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы эколого-краеведческого обучения……………...................................................................................5
Особенности современного курса зоологии……………………….5
Понятие об эколого-краеведческом принципе………………………10
Глава 2. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии………………………………………………...…..21
2.1. Реализация эколого-краеведческого принципа на уроках зоологии………………………………………………….………………21
2.2. Реализация эколого-краеведческого принципа во внеурочной и внеклассной работе………………..…………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………34
Приложения……………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 113.96 Кб (Скачать)

Краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.

Очень часто в методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражение «краеведческий подход»  и «краеведческий принцип» употребляются  как синонимы. 
Под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения знаний.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между  изучаемыми понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий  принцип означает осуществление  краеведческого подхода в целях  раскрытия сущности изучаемых понятий  фактами окружающей действительности, т.е. истолкование проявления общего на примере (краеведческий подход) процессов  и явлений, происходящих в данной местности.

Факторами установления ассоциативных  связей в осуществлении краеведческого подхода в одних случаях выступают  непосредственно-краеведческие сведения, а в других – краеведческие  знания учащихся, их жизненный и познавательный опыт. Основное назначение краеведческого подхода – повышение познавательной активности учащихся, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками.

Методологической основой дидактики, а, следовательно, и краеведческого подхода как одного из дидактических  принципов является теория познания. Эта теория учит, что через явления  и видимость вещей данных нам  непосредственно в ощущениях, наша жизнь познает сущность вещей, их существенные отношения. На основе живого созерцания объектов и явлений осуществляется восприятия, раскрываются закономерности, проводятся обобщения, делаются выводы и в итоге формируются знания, необходимые для использования  их в практической деятельности на основе живого созерцания и восприятия у детей создаются первичные  представления и понятия. Чем  конкретнее и образнее представляют учащиеся предмет изучения, тем активнее протекает процесс осмысления и обобщения знаний, полученных на уроке.

В целях создания у учащихся более  отчетливых представлений об изучаемых  экологических объектах и явлениях применяются различные средства наглядного обучения. Это – карты, схемы, диаграммы, картины, коллекции, гербарии и т.п., при помощи которых  конкретизируются и иллюстрируются изучаемые факты и явления. Кроме  перечисленных средств, к средствам  наглядности относятся также  непосредственно наблюдаемые учащимися  явления и процессы окружающей действительности. Наблюдение процессов и явлений  окружающей действительности – один из методов краеведческой работы – является высшей формой проявления наглядности в обучении экологии.

Краеведческие наблюдения позволяют  не только познакомить учеников с  многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, но и  показать взаимную связь человеческой деятельности и природных явлений, подвести к пониманию природы  как единого, непрерывно развивающегося целого, где все связано и взаимообусловлено.

Краеведческий принцип позволяет целостно раскрыть региональные экологические проблемы посредством воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы, сформировать качества личности, составляющие основу экологической культуры.

Краеведческий материал, используемый в зависимости  от дидактических целей и воспитательных задач урока, выступает как источник теоретических знаний и подтверждения  их истинности, как средство познания и как объект решения учебно-познавательных задач в процессе обучения. 
Таким образом, осуществление краеведческого подхода в преподавании экологии может иметь место при проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся, при изучении нового учебного материала, при выполнении учащимися практических и самостоятельных работ, при повторении пройденного и закреплении нового учебного материала.

Краеведческий принцип предполагает систематическое  установление связей между изучением любого курса зоологии или любого другого предмета и теми знаниями, какие получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний — главное назначение учебного краеведения. Но для этого учителю необходимо иметь в своем распоряжении достаточный краеведческий материал и уметь сделать из него для уроков соответствующий отбор всего, что будет способствовать усвоению и пониманию учебного предмета.

Таким образом, учебное краеведение преследует две задачи. Одна задача — всестороннее изучение своей местности, другая —  использование краеведческого материала  в преподавании. Они тесно связаны: решение  первой открывает путь второй.

Краеведческий принцип дает возможность строить  преподавание многих предметов, в том числе, зоологии на основе дидактического правила, обеспечивающего доступность и наглядность обучения: «от известного — к неизвестному», «от близкого — к далекому» [4].

Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические  знания и умения, приобретаемые в  школе, с окружающей жизнью. Например, при изучении живых организмов родного края в процессе изучения школьной зоологии, учащиеся приобретают умения и навыки наблюдения, классификации животных, выявлению их приспособлений к жизни в условиях, царящих в изучаемом городе, районе, области, крае. Преподавание зоологии, таким образом, строится не на «словесных схемах», а на наблюдениях подлинной действительности и в соответствии с жизненными потребностями.

При правильной организации школьного краеведения  должен обеспечиваться тесный контакт  учебных занятий с внеклассной  краеведческой работой.

Таким образом, осуществление краеведческого принципа в преподавании школьных предметов предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о нем, их систематизацию и обработку. При этом краеведческий принцип на уроках в современной школе реализуется в основном во внеурочной и внеклассной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Применение эколого-краеведческого принципа в школьной зоологии

2.1. Реализация эколого-краеведческого  принципа на уроках зоологии

 

На пороге третьего тысячелетия  обострившаяся проблема общества и  экологии приобретает глобальный характер. Нарастающая экологическая напряженность  в мире заставляет общество усиленно размышлять о возможности выхода из критической ситуации.

Экологическое образование должно перестать носить общетеоретический, глобальный, отвлеченный характер. Оно должно стать краеведческим  регионально-локальным, личностно-значимым для учащихся. В проекте Национальной Доктрины в РФ задача экологического воспитания, формирующего бережное отношение  к природе, скромно ставится на последнее  место среди ряда других задач. Она  несправедливо отделена от одной  из основных целей системы образования  – воспитания бережного отношения  к историческому и культурному  наследию народов России. Историческое и культурное наследие непрерывно связано  с природным наследием. И сегодня  экологическое образование, развивающее  эколого-гуманистические принципы, принцип конволюции общества и природы  призвано сыграть серьезную роль в достижении основных целей образования и развития общества.

Экологическое краеведение признается специалистами развитых стран в  качестве основы, обеспечивающей понимание  учащимися современных экологических  проблем и сознательное условие  абстрагированных экологических понятий. Специалисты развитых стран отмечают следующие приоритеты применения краеведческого подхода к обучению: основательность  усвоения учащимися ведущих идей и понятий современной экологии, выработку ассоциативных связей между локальными проблемами окружающей среды и более масштабными экологическими явлениями, наглядную демонстрацию фактов положительного и отрицательного влияния человека на природу, вовлечение учащихся в посильную практическую деятельность.

Вопросы реализации краеведческого подхода и краеведческого принципа при изучении зоологии не новы, но, вместе с тем, остаются актуальными и по сей день. Особую значимость они приобретают в свете происходящих в образовании реформ, когда переход на новые стандарты обучения предусматривает сокращение часов на изучение дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе, и на зоологию.

Необходимость изучения животных родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной и просветительской работе получила широкое обоснование в трудах многих великих  педагогов, ученых (Я.А. Каменский, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, Н.Н. Баранский, А.А. Половинкин, А.С. Барков, В. А. Кондаков, Л.С. Берг и многие другие). 

В прошлом веке краеведение занимало прочные позиции в практике средней общеобразовательной школы и рассматривалось как одно из эффективных педагогических средств активизации всей учебно-воспитательной и организационно-методической работы.

На сегодняшний же день основным, и часто чуть ли не единственным, элементом школьного краеведения остается внеклассная краеведческая работа. Несомненно, её роль в формировании понимания общих закономерностей зоологии и распределения животных на основании полученных конкретных знаний о своем крае учащимися велика. Только внеклассная работа – эта та форма организации занятий, которая не является обязательной для всех учащихся класса. В неё включаются ученики, которые проявляют повышенный интерес к предмету, а это может быть лишь незначительный процент от общего количества учеников в классе. А, следовательно, большая часть обучающихся остаётся незадействованной в работе, и в дальнейшем будет являться потребителями готовой информации, а не её «добытчиками».

Поэтому проблема реализации краеведческого подхода и краеведческого принципа в учебно-воспитательной и учебно-образовательной деятельности по зоологии на данный момент стоит достаточно остро [10].

Использование краеведения в курсе зоологии и реализация эколого-краеведческого принципа может и осуществляется не только во внеклассной работе, но и в классно-урочное время, при осуществлении тематического планирования. В данном случае учителем будет использоваться краеведческий компонент.

Деятельность по изучению своей местности, либо по изучению какого-то определенного объекта, процесса предполагает многоаспектный характер. Нельзя рассматривать объект или процесс как само собой что-то появившееся, возникшее ни откуда. Для этого всегда существуют определенные предпосылки: причина и следствие. Кроме того, любой объект или процесс всегда имеет взаимосвязи и взаимозависимости (взаимообусловленности) с другими объектами или процессами, а они могут носить и исторический, и географический, и природоведческий характер одновременно.

Многогранность окружающей жизни позволяет найти различные объекты краеведческого изучения края: природа, состав и деятельность населения, хозяйство, история, культура, искусство и прочие аспекты. Поэтому краеведением в школе занимаются историки, естественники, учителя ИЗО, русского языка и литературы, а, следовательно, краеведение может быть историческим, географическим, природоведческим, экологическим, искусствоведческим, литературным и иметь множество других направлений, в зависимости от учебного предмета, в рамках которого рассматриваются вопросы изучения своего края и объекта изучения.

Еще одним важным моментом является то, что при краеведческом подходе не все собранные в ходе проводимых на местности работ, исследований материалы вовлекаются в урок, а только какая-то часть, но зато в полном объёме могут быть использованы на конференциях, в экспонатах музея, краеведческих мероприятиях. При краеведческом же принципе предполагается использование на уроках всех собранных материалов по определенной теме в ходе изучения своей территории, т.к. данный материал будет либо подтверждением полученных теоретических данных о своей местности, либо опорной базой при изучении в дальнейшем нового материала.

Другим важным моментом является то, что подход не может быть полностью реализован в рамках урока, он чаще реализуется во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. Если исходить из того, что «школьное краеведение имеет задачу всестороннего изучения учащимися определенной территории своего края в учебно-воспитательных целях на основе непосредственных наблюдений, то в рамках урока из-за временных ограничений не представляется возможным всестороннее освещение той или иной программной темы курса, а лишь некоторых её аспектов [6].

Суть краеведческого принципа заключается в использовании на уроке результатов наблюдений, исследований, полученных учащимися в ходе выполнения программных работ: экскурсии, практические работы на местности, творческие задания краеведческой направленности. Суть же его заключается во всестороннем изучении тех или иных объектов, процессов, явлений, что предполагает осуществление тесных межпредметных и междисциплинарных связей.

Все получаемые о своем крае сведения, результаты наблюдений и исследований должны обязательно приводиться в порядок, систематизироваться, обрабатываться и использоваться как на учебных занятиях, так и во внеучебной работе.

Краеведческая работа повышает интерес  учащихся к биологическим дисциплинам, требует от школьников умения наблюдать  и анализировать, способствует активизации  их познавательной деятельности.

В настоящее время в методической практике учителя все чаще стремятся  применить определенную систему  стимулов для развития познавательных интересов. Еще ведущие методисты-биологи 1970-х гг. Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, В. М. Корсунская, Е. П. Бруновт и др. отмечали необходимость применения комплекса педагогических условий, возбуждающих и поддерживающих высокий интеллектуальный и эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся.

С помощью специально подобранного для уроков материала возможно повысить эмоциональный настрой учащихся и на этой основе заинтересовать их. Путем создания проблемно-поисковых ситуаций на всех этапах урока, внеурочной деятельности, применения разнообразных видов самостоятельных работ и т. д. возможно активизировать мыслительную деятельность и углубить интерес школьников к предмету.

Информация о работе Эколого-краеведческий принцип в курсе школьной зоологии