Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

Экологическая культура стала объектом исследования философских, социологических и  педагогических исследований. Однако в современной научной и педагогической литературе отсутствует ее однозначное  толкование. Так Н.Ф. Реймерс считает, что экологическая культура является этапом и составной частью развития общечеловеческой культуры, характеризуемые  острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем  в жизни и будущем развития [31].

   С.Н. Глазачев отмечает, что экологическая  культура не часть общечеловеческой культуры, а ее новое содержание, новая ось, новое качество, основу которых составляют универсальные  ценности Земля, Природа, Жизнь, Человек, общечеловеческие духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. По его определению «экологическая культура – мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее ценности» [49, 46]. Автором неоднократно подчеркивается, что важными аспектами экологической культуры являются диалог культур, взаимодействие и партнерство, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, глубокое взаимодействие разных языков культуры – науки, искусства, религии, и мы в этом с ним полностью согласны.

   Рассматривая  понятие экологическая культура, в работе ученых мы выделяем две  грани:

  1. Экологическая культура как общефилософская категория, характеризующая специфику взаимодействия человека, общества и природы в разные исторические эпохи, является предметом исследования философии. Она может быть выражена через систему таких философских понятий, как общественное экологическое мировоззрение, общественное экологическое сознание, глобальное экологическое мышление, общечеловеческие гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, общечеловеческие нормы и правила.
  2. Понятие «экологическая культура» с философских позиций трактуется как отражающее такое взаимодействие человечества и природы, которая обеспечивает их взаимосвязанное устойчивое развитие, в условиях которого деятельность и поведение отдельного человека и всего человечества подстраивается к природным процессам и осуществляется в рамках, дозволенных экологическим и нравственным императивам.

   Таким образом, можно сделать вывод, что  экологическая культура, являясь  ядром общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень  отношений между человеком и  социоприродной средой, проявляется  в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (природосообразную) деятельность и  реализуется во всех видах и результатах  человеческой деятельности, связанных  с познанием, использованием и научно-обоснованным преобразованием природы и общества.

   На  основании вышеизложенного, приведем развернутое, многоаспектное определение  экологической культуры. Экологическая  культура – это относительно самостоятельная  часть культуры, выражающая характер отношений между обществом, человеком  и природой в процессе  создания и освоения материальных и духовных ценностей, меру и способ включенности сущностных сил человека в высокогуманную деятельность по преобразованию окружающей среды с целью прогрессивного развития общества и каждого его  члена в отдельности, степень  ответственности человека перед  обществом и общества перед человеком  за состояние окружающей среды, сохранение природных балансов [42].  

 
 
 
 
 
 

     1.2. Система формирования экологической  культуры школьников в процессе обучения

     Рассмотрев  этапы развития экологии и краеведения в школьном образовании, мы пришли к необходимости разработки теоретико-методологической и методической стратегии решения проблемы формирования экологической культуры школьников в условиях новой образовательной парадигмы.

      На  данном этапе исследования перед  нами стоит задача разработки системы  формирования экологической культуры школьников. В качестве базовых подходов, в наибольшей степени соответствующих целям нашего исследования, мы использовали системный и культурологический подходы.

     Культурологический  подход. Теретико-методологическая основа культурологического подхода рассматривается в работах В.С. Библера, А.П. Валицкой, В.В Гуры, И.Ф Исаева, В.А. Сластенина и других. Суть его заключается в таком видении личности через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в горизонте личности в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами как в пределах сегодняшнего жизненного мира (Малое время культуры), так и в общении с произведениями прошлых эпох (Большое время культуры) [79]. Здесь в качестве методологической основы выступает концепция культуры М.М. Бахтина - В.С. Библера. Ученым принадлежит точка зрения на проблему культуры как на проблему изменения самого человека, его становления как личности способной изменять и изменяться.

       В рамках использования культурологического подхода  в исследовании педагогических проблем Л.С. Суворова выделяет следующие функции культуры, которые находят отражение в педагогическом процессе: 1) трансляция, актуализация и усвоение системы ценностей родной культуры и инокультуры; 2) установление и обеспечение функционирования коммуникаций в рамках отдельных культур и в условиях их взаимодействия; 3) создание условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности; 4) обеспечение эффективности культурной деятельности субъектов образования [85, с. 67]. Вообще говоря, суть культурологического подхода заключается в рассмотрении различных изучаемых объектов как культурных процессов, а именно в определении изменений  их структур, систем и взаимосвязей, что следствие и изменение самих культурных объектов.

     Культурологический  подход дает возможность: рассмотреть  эколого-краеведческую культуру как  часть общей культуры человека; позволяет  при формировании экологической культуры основываться на его ведущих идеях, а именно формирование ценностного отношения к окружающей действительности,  развитие толерантности, развития диалогичности по отношению к окружающему миру и т.д. 

         Системный подход. Под системным подходом в современной научной литературе (И.В. Блауберг, Д.М. Гвишиани, В.П. Кузьмин, В.А. Лекторский и др.) понимается направление методологии специально-научного познания и практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем, когда объекты изучаются преимущественно под углом зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловливающих целостность объекта, его внутреннюю организацию и функционирование.

   Анализ  психолого-педагогической литературы (Г. Бэлдвин, А.Г. Куракин, Л.И. Новикова, Дж. Шилеппи и др.) свидетельствует, что системный подход в отечественной и зарубежной педагогике разрабатывается не только как метод исследования учебно-воспитательного процесса, но и как метод его совершенствования. Данная мысль является существенной в связи с темой нашего исследования.  Возможности   использования системного подхода в педагогических исследованиях рассматриваются в работах Т.А. Ильиной, Ю.К. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, Г.Н. Серикова, Н.Р. Юсуфбековой и др. Системный подход выступает теоретико-методологической стратегией исследования проблемы формирования экологической культуры школьников, обеспечивая при этом ее более комплексное изучение, рассматривая данный процесс как педагогическую систему.

     Формирование  экологической культуры школьников как   педагогическая система обладает целостностью, интегративностью, уровневостью и имеет потенциал для совершенствования. Эффективность процесса формирования экологической культуры школьников напрямую зависит от организации целенаправленных системных воздействий и создания специальных педагогических условий.

      При системном подходе педагогическая система рассматривается как  совокупность следующих взаимосвязанных  компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог  и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства) [38].

Формирование  экологической культуры школьников – это социально-педагогическая система представляющая собой совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияние на развитие личности школьников.

      Известно, что структуру педагогической системы  составляют компоненты, а также связи между ними. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

      Если  в исследованиях  Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и Ю.А. Конаржевского [16; 25; 81] в большей степени отражается управленческий аспект педагогических систем, то в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.И. Мищенко, В.А Сластенина и др. основное внимание уделяется характеру связей, возникающих, функционирующих и развивающихся в условиях педагогической системы, во взаимодействии педагогов и воспитанников. Вместе с тем среди исследователей педагогических систем нет единства в вопросе об определении основных структурных и функциональных компонентов. Так, Н.В. Кузьмина к структурным компонентам относит: 1) воспитательные и образовательные цели, во имя которых система создана или создается; 2) учебную информацию; 3) средства педагогической коммуникации; 4) школьников; 5) педагогов. Функциональные компоненты характеризуют связи структурных компонентов в динамике, подчиненной целям формирования личности учащегося как субъекта познания, общения и труда, способного к самовоспитанию, самообразованию и саморазвитию. К таким компонентам Н.В. Кузьмина относит: 1) гностический; 2) проектировочный; 3) конструктивный; 4) коммуникативный; 5) организаторский [10, 11].

      К системообразующим компонентам  И.П. Подласый относит – целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. «Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Наконец, результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью» [53].

      Поскольку в основе педагогической системы  лежит педагогический процесс, то уместно  привести компоненты педагогического  процесса, выделенные Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко:

   - целевой – осознание педагогом  и принятие учеником цели и  задач учебной деятельности;

   - стимулирующе-мотивационный - педагог  стимулирует познавательный интерес  школьников, что вызывает у них  потребности и мотивы к учебно-познавательной  деятельности;

   - содержательный - содержание чаще  всего предъявляет и регулирует  учитель с учетом целей обучения, интересов и склонностей школьников;

   - операционно-деятельностный - наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства);

   - контрольно-регулировочный – включает  в себя сочетание самоконтроля  и контроля учителя;

   - рефлексивный – самоанализ, самооценка  с учетом оценки других и  определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учеником и педагогической деятельности учителем [16].

   Таким образом, компонент системы представляет собой любую ее часть, причастную к достижению цели и обеспечивающую выполнение определенной функции. Таким образом, мы можем определить структурные и функциональные компоненты формирования экологической культуры школьников. Процесс формирования экологической культуры школьников является подсистемой общего образования. Формирование экологической культуры школьников как педагогическая система носит открытый, вероятностный характер, обладает динамичностью, уровневостью, интегративностью.

   Эффективность процесса формирования экологической культуры школьников зависит от организации системного воздействия и создания педагогических условий. Экологическая культура школьников может рассматриваться как педагогическая система, являющаяся целостным образованием со специальными знаниями, умениями и качествами личности

   В связи с этим перед нами встала задача рассмотреть систему формирования экологической культуры школьников в единстве структурных и функциональных компонентов. При этом определяющим становится выделение задаваемого критерия или системообразующего фактора рассматриваемой системы. Структурными компонентами системы формирования экологической культуры школьников являются: цель, содержание, формы и методы.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии