Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

      Экологизация  образования обусловила новые цели и задачи, обогатила учебно-воспитательный процесс новыми принципами. Это, в  свою очередь, предопределило обновление системы экологической подготовки школьников с позиций экологической направленности. Экологическое краеведение возникло в связи с обострением экологических проблем и осознанием необходимости формирования экологической культуры для их разрешения.

Во второй половине 70-х годов начинает вырисовываться новый этап в развитии научных  исследований: на смену природоохранному (природоохранительному) просвещению  и образованию приходит экологическое  образование, которое выстраивается  на основе изменений в системе  экологического знания. В связи с  этим в педагогических исследованиях  оформляется междисциплинарный  подход как один из ведущих принципов  экологического и краеведческого образования  и воспитания, что сказывается  на пересмотре целей, содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы.

     В 70-80 -е годы эколого-краеведческое  направление, нашло отражение в  трудах Н.М. Верзилина, С.Н. Глазычева, В.И. Горовой, А.Н. Захлебного, С.С. Красновидовой, И.Н. Пономаревой, Н.А. Рыкова, И.Т. Суравегиной, Д.И. Трайтака. В 1972 году в структуре  АПН СССР организована лаборатория  природоохранного просвещения, благодаря  исследованиям которой (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина) проблема экологического образования из рамок частно педагогических переходит на уровень государственный.

     Таким образом, этот этап характеризуется  научными исследованиями, а также  накоплением и обобщением эффективного опыта учителей различных областей и краев России в краеведческом  и природоохранном направлении  в школьном образовании.

     V этап (культурологический) развития экологии и краеведения в школьном образовании (1990-е годы).  В 90-е года XX века в России был разработан и принят ряд концептуальных документов, касающихся экологического образования: Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», одиннадцатый раздел которого «Непрерывное экологическое образование и воспитание» составил правовую основу экологического образования.

     Это десятилетие стало периодом возвращения, упрочения и развития идей В.И. Вернадского  не только в естественных науках, но и в философии. Экология приобрела  черты инфранауки – синтетического учения, объединяющего в одно целое  исследование процессов, протекающих  в абиотических структурах, живом  веществе и человеческом обществе, изучающего все стадии глобального  круговорота веществ.

     В концепции экологического образования, разработанной в лаборатории  экологического образования Российской академии образования (РАО) и оформленной  к началу 90-х годов сказано, что  целью ее является формирование ответственного отношения школьников к окружающей среде и своему здоровью. В содержании экологического образования выделены четыре основных компонента: научный, ценностный, нормативный, деятельностный. Усвоение школьниками основных компонентов  содержания  экологического образования  и формирование на этой основе экологической  культуры возможно лишь при включении  школьников в разнообразные виды деятельности, связанные с окружающей средой. Подчеркивается важность общения  школьников с природой, изучения окружающей среды в своей местности, практического  участия ребят в делах по сохранению и улучшению окружающей среды. Все  это характерно для краеведческого подхода. Не случайно в это время  наблюдается постепенное сближение  и взаимопроникновение экологического образования и школьного краеведения, как в научных исследованиях, так и в практике работы школ.

     Концептуальные  подходы к экологическому образованию  рассматриваются в работах многих исследователей. По мнению И.Д. Зверева, целью экологического образования является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного и деятельностного отношения к окружающей среде [72]. Т.В. Кучер считает, что необходимо сформировать у школьников умение оценивать состояние отдельных компонентов природы в результате воздействия на них человека с тем, чтобы они могли управлять качеством окружающей среды [12]. А.Н. Захлебный выделяет ответственное отношение к окружающей среде, вытекающее из моральных принципов и правовых норм [65].

     Основная  цель изучения в школе экологии и  краеведения – помочь школьнику  познать природу, население, экономику  того края, где он живет, увидеть  его красоту, осмыслить зависимость  производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов; изучить, что предпринимается различными организациями в области охраны природы, принять активное участие  социально-значимой деятельности по улучшению  сферы своего обитания.

     Таким образом, этот этап характеризуется  как этап культурологический, раскрывающий различные отношения человека и природы с философско-экологических позиций.

     VI этап развития экологии и краеведения в школьном образовании (конец 1990 гг. – по настоящее время). Современное понимание взаимоотношений человека и природы позволяет определять человека, как проявление природы и в соответствии с этим исследовать воспитательный процесс. В настоящее время достаточно глубоко исследуются проблемы, раскрывающие различные отношения человека и природы с философско-экологических позиций. Эти проблемы рассматриваются в работах Д.И. Хлебникова, В.Т. Астафьева, Ш.А. Мирзоева, И.М. Забелина, О.В. Куриса.

     Изучению  различных проблем экологического и краеведческого воспитания и образования  на  современном этапе посвящены  исследования А.Н. Захлебного  - содержание экологического образования в средней  школе [68]; Т.А. Бабаковой - теория и практика школьного экологического краеведения [11; 12]; З.И. Тюмасевой – концепция непрерывного экологического образования [73] и другие. В этих работах представлен также общий анализ школьного экологического воспитания.

     В настоящее время многие ученые подошли  к пониманию того, что экологическая  культура личности выступает важнейшей  частью общей культуры человека. Здесь  можно согласиться с мнением  И.Д. Зверева, который подчеркивает, что экологическая культура человека «становится ведущим компонентом  общей культуры, развития материальных и духовных ценностей». С.Н. Глазачев также отмечает, что экологическая  культура человека «становится важным фактором управления взаимодействия в  системе  «человек - общество - природа [48].

     В современных условиях экологическое  образование можно рассматривать  как необходимый элемент в  жизни общества. Между тем состояние  как экологического, так и краеведческого образования школьников, характеризуется  весьма значительными пробелами  в обучении, недооценкой его граней.

     Негативные  стороны состояния эколого-краеведческого образования школьников можно объяснить  различными причинами, в том числе  и отсутствием в этой области  устойчивых традиций, недостаточным  вниманием к проблеме эколого-краеведческого образования и воспитания, в частности  со стороны государства. Особое место в экологическом и краеведческом образовании принадлежит предметам естественнонаучного цикла. Большинство глобальных и региональных экологических проблем имеют отчетливо выраженный географический и биологический характер.

Следующий теоретический аспект нашего исследования – понятийно-категориальный аппарат. Проанализировав философскую и  психолого-педагогическую литературу, мы выделили базовые понятия нашего исследования: «культура», «экология», «экологическая культура», «краеведение», «краеведческая культура», «школьное  краеведение», «школьное экологическое краеведение», «эколого-краеведческая культура школьников». Дадим характеристику этих понятий.

 Культура. Общеизвестно, что воспитание неразрывно связано с культурой человека. Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – явление сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия.  Не случайно  существуют многочисленные определения (порядка 500) этого понятия, что является результатом реального многообразия проявлений культуры: ее внедренности фактически во все проявления социальной жизни, ее контекстности, многомерности и полисистемности, а значит, и высокой степени значимости для социума. Культура является необходимым условием существования всякого общества, а также особой сферой и формой деятельности, имеющей свое содержание и свою структуру.

Таким образом, мы подошли к пониманию  того, что культура представляет собой  сложное явление и рассматривается  нами, как общественный процесс самосозидания  человека.

Экология. Термин «экология» был введен в 1866 году немецким естествоиспытателем Эрнстом Геккелем, в его капитальном труде «Всеобщая морфология». Под «экологией» Эрнст Геккель понимал «сумму знаний, относящихся к экономике природы, изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и, прежде всего – его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт» [52, 16].

Советский энциклопедический словарь определяет экологию, как науку об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между  собой и с окружающей средой, или  наука о взаимоотношениях между  живыми организмами и средой их обитания [30].

Мы  в своем исследовании придерживаемся позиции необходимости использования  культурологического подхода при  построении системы формирования экологической культуры школьников.

Экологическая культура. Экологизацию всех сфер жизнедеятельности общества, разработку и внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий не смогут осуществлять экологически невоспитанные личности, не обладающие необходимыми знаниями о процессах взаимодействия общества и окружающей среды, не способные предвидеть ближайшие и отдаленные последствия происходимых в природе изменений. Поэтому необходимо формировать у подрастающего поколения экологическую культуру, как одну из составляющих культуры человека.

Философский словарь трактует экологическую  культуру как часть нравственной культуры, мировоззрения, проявления личностных отношений человека к природе [2, с.187]. Понятие экологическая культура касается всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития и совершенствования.

Экологическая культура проявляется во всех видах  производственной и бытовой деятельности, которые направлены на сохранение и  улучшение природной среды. В  современном образовательном процессе она рассматривается как способ воссоединения общества и природы. Экологическая культура определяется реальным вкладом в преодоление  негативных влияний на природу, приносящих ущерб природе, соблюдением законов  об ее охране.

      Осознание важности экологического образования  в формировании экологической культуры, как предпосылки устойчивого  развития цивилизации, произошло в  конце 60-х годов. Эти идеи прочно вошли в сознание мировой педагогической общественности, о чем свидетельствуют  международные и межгосударственные документы и законодательные акты, многочисленные документы комиссий ЮНЕСКО-ЮНЕП, материалы и резолюции международных конференций и рабочих совещаний, благодаря которым экологическое образование заняло достойное место в педагогике и стало объектом международного сотрудничества.

Россия  предпринимает серьезные шаги в  этом направлении. В 80-90ых годах был  разработан и принят ряд концептуальных документов, касающихся экологического образования:

  • «Закон РФ об охране окружающей природной среды» (2002 г.), одиннадцатый раздел которого «Непрерывное экологическое образование и воспитание» составил юридическую основу экологического образования;
  • «Концепция общего среднего экологического образования» (1994 г.), в котором раскрываются цели, задачи, основные дидактические принципы, содержание и модель экологического образования;
  • совместное постановление коллегий Министерства образования РФ и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов «Об экологической образованности обучающихся в образовательных учреждениях РФ, на основании, которого сегодня разрабатываются региональные межведомственные документы по экологическому образованию.

 В  1998 г. принята Московская международная декларация по экологической культуре. Ее основная идея – согласование ценностей культур мира, глобальное партнерство и ответственность. Основные принципы, заложенные в декларации:

    • экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения (производства и потребления), при котором общество руководствуется системой духовных ценностей, этических принципов экономических организмов, правовых норм и формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле,
    • культура взаимодействия предполагает режим диалога между равноправными партнерами – странами, народами, культурами, концессиями;
    • культура поведения предполагает ориентацию не на бесконечный рост производственной и потребительской деятельности, а на ее оптимизацию и качественное совершенствование;
    • сохранение культурно-исторических традиций и учет отражения настоящей деятельности на горизонте будущего;
    • диалог культур, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью, глубокое взаимодействие между носителями разных культур, стратегия взаимосохранения, взаимоподдержания – главные направления взаимодействия языков культуры – науки, искусства, нравственности, религии.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии