Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:09, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является разработка системы формирования экологической культуры школьников и условий для успешного ее внедрения в образовательный процесс .
Объект исследования – образовательный процесс в школе.
Предмет исследования – процесс формирования экологической культуры школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологической культуры учащихся в образовательной системе………...………...
1.1. Состояние проблемы формирования экологической культуры школьников …………………………………................
1.2. . Система формирования экологической культуры школьников в процессе обучения ……………………………….
1.3. Психолого-педагогические особенности формирования экологической культуры в подростковом возрасте……………
Выводы по главе 1…………………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся …………...…………………...
2.1. Цели, задачи и ход опытно – экспериментальной работы……………………………………………………....
2.2. Технологии формирования экологической культуры учащихся в процессе обучения …………………………..
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы………………………………..
Выводы по главе 2…………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………...
Список используемой литературы………………………………….

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ кощеев.docx

— 168.72 Кб (Скачать)
ign="justify">     Использование заданий, рассчитанных на активизацию  самостоятельной познавательной деятельности младших подростков, способствует пониманию и осознанию или сущности экологических проблем регионального характера, формированию гражданской ответственности школьников за экологическое состояние родного края.

     Формирование  эколого-краеведческих понятий эффективно реализуется в интеграции дисциплин  естественнонаучного и гуманитарного циклов, а также интеграции учебного процесса с внеклассными мероприятиями. Биология имеет огромный потенциал для интеграции с другими школьными предметами – биологией, литературой, историей, обществознанием и др. Такие уроки обладают значительными возможностями для формирования экологической культуры младших подростков, учащиеся знакомятся с природой родного края, его историей, традициями, культурой, знаменитыми людьми, градообразующими предприятиями, антропогенными воздействиями человека на природу, экологическими проблемами.

     Важным  условием формирования экологической культуры школьников является установление межпредметных связей. С этой целью была продумана система межпредметных заданий, интегрированных уроков, практикумов.

     В ходе экспериментальной работы был  проведен ряд интегрированных уроков, показавших, что в них содержится наиболее значительный потенциал для формирования экологической культуры младших подростков. Сочетание научности и образности излагаемых на таком уроке фактов, создание естественнонаучных и художественных образов, сложного исторического и литературного материала, опора на чувства и эмоции школьников позволяет им прочно усваивать материал, рассматривать объект изучения с разных сторон, не делать поспешных однозначных выводов. Внутренняя мотивация и интерес к изучаемому материалу на интегрированном уроке заставляет даже слабых учеников быть внимательными, актуализировать имеющиеся знания, выполнять сложные мыслительные операции.

     Интегративный учебный материал был ориентирован на повышение интереса младших подростков к изучаемому материалу, т.к. практика показывает, что часто от класса к классу интерес школьников к  усвоению знаний падает, они становятся безразличнее к отметкам, проявляют меньше инициативы и самостоятельности в овладении знаниями и умениями.

      Интересными и познавательными были интегрированные  уроки:

  • «Имена существительные на карте Челябинской области» (русский язык и Биология);
  • «Минералы и горные породы в сказах П.П. Бажова» (Биология и литература);
  • «Стоянки древних людей на территории г. Озерска и его окрестностей» (история и Биология);
  • «Достопримечательности нашего города» (Биология, история и ИЗО);
  • «Антропогенные изменения, произошедшие на территории г. Озерска» (Биология и биология);

      «Последствия  аварии 1957 г. на ПО «Маяк» (Биология и биология) и др.

     Учителю важно обучить школьников умению собирать краеведческий материал, организуя  для этого исследовательскую  и поисковую работу младших подростков.

     Реализация  идеи формирования экологической культуры через географическое образование осуществляется на уроках разных типов и во внеклассной работе.

     Экскурсии по городу и в природу, сопряженные  с выполнением  и экологической  работы, также способствовали формированию экологической культуры школьников, содействовали воспитанию экологически грамотных людей, сознательно выполняющих нормы личного природоохранного поведения. При этом важно заметить, что работы охватывают все группы школьников.

     Нами  была разработана программа, посвященная  изучению Биологии своей местности с учетом экологических особенностей. Она содержит экологические, социальные и топонимические вопросы и предусматривает применение разнообразных организационных форм в образовательном процессе как традиционных (урок, экскурсия), так и новых (урок на местности, полевой практикум и т.д.). В зависимости от возможностей каждой конкретной школы для выделения часов на региональный и школьный компоненты степень намеченного круга вопросов может быть различной.

     Работа  кружков и факультативов позволяет  углубленно изучить более узкие  эколого-краеведческие вопросы, выйти  на практическое применение эколого-краеведческих  знаний и умений. Например, для школьников предлагается разработать памятку личного природоохранного поведения во время турпохода по своей местности, с обоснованием каждого аспекта.

     Внеклассная работа по предмету открывает большие  возможности для формирования экологической культуры школьников.

     Подростки совместно с родителями и учителями  с удовольствием участвуют  в экологических десантах при условии их разумной организации, видимой полезности, соблюдении добровольности в участии. Это и работа в лесничестве, в местном парке, расчистка берега озера Иртяш и т.п. Привлечение родителей, их пример является для младших подростков важным средством убеждения. Обладая эмоциональностью и конкретностью, пример оказывает большое воспитательное влияние на формирующуюся личность.

     Систематическое проведение мероприятий, организация  в классах своих собственных дел (сбор эколого-краеведческого материала, выпуск стенгазет, подготовка к праздникам) положительно повлияли на изменение уровня экологической культуры школьников 5-6 классов: повысился уровень знаний и умений школьников, появился интерес к данной проблеме. Заметно увеличилось число школьников, посещающих школьную и городскую библиотеки, интересующихся экологической и  литературой. Значительный процент школьников занимается в кружках, причем эти ребята с удовольствием помогают классным руководителям организовать и проводить конкурсы, викторины, праздники, участвуют в городских конференциях и олимпиадах.

     Контрольно-аналитическая  работа по оценке эффективности формирования экологической культуры школьников осуществлялась ежегодно через собеседование с учителями-предметниками, классными руководителями и учащимися наблюдение, посещение уроков, классных часов, анкетирование школьников анализ работы творческих групп в каждом классе.

     Таким образом, реализация системы формирования экологической культуры школьников и выделенных педагогических условий указывает на эффективность формирования экологической культуры школьников: углубляются эколого-краеведческие знания и умения школьников, возрастает активность в деятельности данного направления. Учащиеся приходят к осознанию, что их эколого-краеведческие знания и умения имеют не только личную, но и общественную значимость, что природа родного края имеет не только социальную, но и личную ценность.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

   Обобщающий  этап эксперимента проходил в естественных условиях учебно-воспитательного процесса в школе.

   Остановимся на анализе полученных данных. Группы школьников, участвующих в эксперименте, имели практически одинаковые начальные  параметры.

   В ходе обобщающего этапа эксперимента мы отслеживали динамику статистических данных, отражающих продвижение школьников в процессе формирования экологической культуры.

   Эта динамика позволяет обнаружить результаты воздействия системы и комплекса  педагогических условий формирования экологической культуры школьников. Полученные данные, представленные графически, демонстрируют изменения уровня сформированности экологической культуры школьников.

     Таблица 12

Распределение по уровням сформированности эколого-краеведческих  знаний (первый срез)

Группа Кол-во Уровень
Низкий Средний Высокий
Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
КГ 10 1 10 3 30 6 60
ЭГ-1 10 2 20 3 30 5 50
ЭГ-2 10 2 40 3 10 5 50
 

     Рис. Распределение по уровням сформированности эколого-краеведческих знаний (первый срез).

     Рассматривая  динамику формирования эколого-краеведческих знаний в контрольной и экспериментальных группах, можно отметить, что в ЭГ – 1 и ЭГ – 2 увеличивается число школьников с высоким и среднем уровнем формирования эколого-краеведческих знаний. Однако в КГ отмечен переход на высокий уровень, это связано с тем, что в традиционной системе обучения также уделяется внимание  формированию экологической знаний школьников.

     Рассматривая  динамику в ЭГ-1, ЭГ-2, уровней усвоения эколого-краеведческих умений, можно отметить, что в ЭГ- 2 увеличивается число школьников с высоким и среднем уровнем освоения экологической культуры. В ЭГ-1 прирост виден только при переходе на средний уровень. Однако в КГ отмечен переход на высокий уровень, это связано с тем, что в традиционной системе преподавания также уделяется внимание экологической культуре школьников.

          Таким образом, результаты первого и второго этапа формирующего эксперимента позволили сделать  вывод о том, что разработанная  нами система позволяет формировать эколого-краеведческую культуру школьников и что выделенные нами условия влияют на эффективность реализации данной системы.

    Динамика  изменения уровня экологической культуры школьников в контрольной группе показала, что, по сравнению с нулевым срезом, происходили изменения количественного соотношения школьников по уровням. В конце эксперимента в контрольной группе школьники в основном достигли среднего уровня 49,8%, а на высоком 22,7%. Это объясняется тем, что в традиционных программах при изучении дисциплин естественного цикла присутствуют элементы экологической культуры.

   Таким образом, комплекс педагогических условий (формирование и развитие эколого-краеведческих понятий у школьников; межпредметные связи дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; коллективно-творческую деятельность в рамках учебной и  внеучебной деятельности) является необходимым и достаточным для эффективного функционирования системы формирования экологической культуры школьников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по главе 2

    1. В опытно-экспериментальной работе по реализации системы формирования экологической культуры школьников, функционирующей на базе определенных педагогических условий, ставились и решались следующие задачи:

  • изучить состояние учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование экологической культуры школьников;
  • определить методы диагностики, позволяющие эффективно оценить уровень сформированности экологической культуры школьников;
  • разработать и осуществить экспериментальную проверку зависимости между реализацией педагогических условий и уровней сформированности экологической культуры школьников.

    2. С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе формирующего этапа экспериментальной работы были проведены два промежуточных среза для выявления динамики уровня экологической культуры школьников и определения эффективности реализации системы формирования экологической культуры школьников и контрольный срез для установления уровня экологической культуры школьников по окончании экспериментальной работы.

    3. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что традиционная система образовательного процесса в школе не является достаточной для формирования экологической культуры школьников.

    4. Основным критерием сформированности экологической культуры школьников является продвижение личности от низкого уровня к высокому. В качестве этих критериев сформированности экологической культуры: эколого-краеведческие знания и умения, а также ценностные отношения.

    5. Результаты формирующего этапа эксперимента подтвердили существенные позитивные изменения в сформированности экологической культуры школьников при использовании построенной нами системы, реализованной на фоне комплекса педагогических условий.

    Разработанная нами система  формирования экологической культуры школьников является эффективной, а выявленные педагогические условия – необходимыми и достаточными для повышения результативности ее функционирования.

    6. На обобщающем этапе опытно-экспериментальной работы объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

Информация о работе Формирование экологической культуры учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности по биологии