Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, Государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Королевство Швеция и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...................1
Глава 1. Краткое описание государств (США, Германии и Франции)………….4
Глава 2. Сравнительный анализ президентской, парламентской и полупрезидентской республик (на примере стран США, Германии и Франции)
2.1 Власть президента в президентской, парламентской и полупрезидентских республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………10
2.2 Власть парламента в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)………………………………………………………………………….15
2.3 Исполнительная власть в президентской, парламентской и полупрезидентской республиках (на примере стран США, Германии и Франции)……………………………………………………………………………22
Заключение …………………………………………………....................................25
Список использованной литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

     Исполнительную  власть представляют Правительство  и Президент. Но в данной главе  мы рассмотрим полномочия Правительства.

     Основной  отличительной чертой Правительства в президентских республиках является то, что оно формируется главой государства, в то время как в парламентских республиках Парламентом. В первом случае, главой данного органа исполнительной власти является Президент, и  члены Правительства не могут быть одновременно депутатами конгресса. Во втором случае, возможно совмещение должности члена Правительства и депутата Парламента, при этом реальная власть принадлежит главе Правительства – Премьер-министру или канцлеру. Полупрезидентские республики сочетают в себе элементы президентских и парламентских форм.

     Французское правительство, тесно связанное с президентом, все-таки представляет отдельный институт, которому посвящен III раздел Конституции. Следует напомнить, что сохранение основных принципов парламентского правления, ответственности правительства перед Парламентом, было одним из условий, поставленных перед разработчиками конституции. Оно было учтено: правительство может быть отправлено в отставку в результате вотума недоверия Национального собрания (ст. 49), что невозможно в отношении президента. Формирование правительства начинается с назначения руководителя правительства — премьер-министра. Это — одно из важнейших собственных полномочий президента, рассмотренных в предыдущем разделе. Отставка премьера означает и отставку всего кабинета, связанного солидарной политической ответственностью. Напротив, отставка отдельного министра обычно проходит безболезненно. Персональный состав кабинета меняется постоянно.

     Главной функцией правительства является «определение и проведение политики нации»; в  его распоряжении находятся администрация  и вооруженные силы (ст. 20). Подобная формулировка вызывает закономерный вопрос относительно соотношения полномочий президента и правительства, руководимого премьер-министром. Казалось бы, президент, выступающий в качестве должностного лица, обеспечивающего преемственность  государственной власти, гарантирующего незыблемость конституционного строя  и территориальной целостности  Франции, решает стратегические вопросы  и проблемы национальной безопасности, правительство же должно заниматься текущей административной работой, преимущественно в социально-экономической  сфере, обеспечивать исполнение законов. На практике полномочия президента и  премьера в сфере исполнительной власти часто переплетаются. Так, по ст. 13 назначение на гражданские и  военные должности производит президент, однако ст. 21 гласит, что подобные назначения, с соблюдением положения ст. 13, производит премьер. Ст. 19 прямо требует  контрассигнации главы правительства  на основные акты главы государства, относящиеся к сфере исполнительной власти. Конституция также наделяет премьер-министра ответственностью за национальную оборону (ст. 21), что позволяет  ему вмешиваться в сферу, традиционно  входящую в «президентский домен».

     Премьер-министр  «руководит деятельностью правительства» (ст. 21). Данная формулировка оставляет  много вопросов. Итак, премьер не является главой правительства, он руководит  не самим правительством, а его  деятельностью. Главой правительства  считается президент, возглавляющий  Совет министров. Подобная «двухголовость» (бицефалия) исполнительной власти не может не создавать многочисленных сложностей в управлении государством.

     Германия. Исполнительная власть республики принадлежит формально президенту, di facto – правительству. Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике.       Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры  Канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста Канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную (ответственность Канцлера). Однако, процедура вынесения недоверия правительству в ФРГ, сложнее, чем во Франции. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против Канцлера, и за его преемника. Но т.к. предложить кандидатуру Канцлера на практике может только (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум применялся только дважды, да и то в обоих случаях его инспирировало правительство, с целью роспуска неугодного парламента. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового Канцлера или роспуск парламента. 

     США. Сосредоточение внешнеполитических прерогатив в руках федерального правительства соответствует одному из основных принципов американской государственности - принципу федерализма.

     Кабинет министров юридически подотчетен конгрессу. В США определение структуры кабинета - личная прерогатива президента, который является главой правительства и потому конгресс не имеет никакого влияния на назначение или освобождение главы правительства (если только он не уличен в государственной измене, взяточничестве или других преступлениях). Президент США назначает главу министерства с совета и согласия сената. Но вопрос об освобождении министров президент на практике не согласовывает с сенатом. Конгресс США не имеет права принимать решение об отставке кабинета. В случае восстания против правительства какого-либо штата президент США может по ходатайству властей штата использовать для подавления восстания Национальную гвардию и регулярные войска. 

     Заключение. 

     Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто, в конечном счете, руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

     В президентской республике верховная  власть принадлежит президенту, который  самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

     В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается  правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется  из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции.

     У той и у другой республиканских  форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской  республике депутаты, избранные в  парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская  коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства  и косвенно – волю большинства  населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.

     В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии  серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

     Следует заметить, что в полупрезидентских (или смешанных) республиках происходит сочетание президентских и парламентских  форм.

     В полупрезидентских (или смешанных) республиках президенты избираются прямым всеобщим голосованием и наделены конституцией следующими правами: право  заключать международные договора, право вето на принимаемые парламентом  законы, право распускать парламент, назначать премьер-министра и других высших должностных лиц. Во Франции  президент имеет право председательствовать в Совете министров и, таким образом, стал фактическим главой исполнительной власти.

     На  практике реальный объем полномочий главы государства в полупрезидентских  республиках в значительной степени  зависит от расстановки сил внутри страны, которая определяет как бы различные “прочтения” конституции (более близкое к парламентарной или же, наоборот, президентской  модели), что позволяет приспосабливать  ее нормы к различным обстоятельствам. И в случае совпадения президентского и парламентского большинства безусловное  лидерство в сфере исполнительной власти принадлежит президенту, в  то время как на долю премьер-министра и правительства остается реализация решений, принятых на президентском  уровне. Победа же на парламентских  выборах партии или блока, оппозиционных  президенту, резко увеличивает дуализм  исполнительной власти и приводит к  ограничению фактической компетенции  главы государства, сужению свободы  политического маневра с его  стороны. В этой связи огромное значение приобретает действующая в стране партийная система. 

Список  использованной литературы: 

     
  1. Баглай, М.В. Конституционное право зарубежных стран / М.В. Баглай, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтин; под ред. М.В. Баглай. – М.: Норма, 2004. – 832с.
  2. Ганин, О.В. Конституционное право зарубежных стран / О.В. Ганин, В.В. Захаров. – Тамбов.: ТГТУ, 2006.- 192с.
  3. Бирюков, М.М. Европейское право до и после Лиссабонского договора / М.М. Бирюков. – М.: Научная книга, 2009. – 240с.
  4. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия / сост. В.В. Маклаков. – 4-е изд. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 598с.
  5. Лавриненко, В.Н. Политология / В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. – М.: Юнити, 2001. – 591с.
  6. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев. – 3-е изд. – М.: Юристь, 2001. – 520с.
  7. Пирожник, И.И. Геополитика в современном мире / И.И. Пирожник.- М.: ТетраСистемс, 2008. – 272с.
  8. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 559с.
  9. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть / В.Е. Чиркин. – М.: Юристь, 2001. – 567с.
  10. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Ростов н/Д.: Директ-Медиа, 2002. – 1144с.
  11. Энциклопедия для детей: в 44 т. / М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1999 - 2008. – Т. 13: Страны. Народы. Цивилизации. / М.Д. Аксёнова. – 2002. – 704с.

Информация о работе Сравнительный анализ полупрезидентской, президентской и суперпрезидентской республик